Семейный подряд. Руководитель ГК «Единые решения» пойдет под суд

Кадровая политика наших властей порой – сущий темный лес. 29 октября 2012 года распоряжением губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко на должность председателя комитета по строительству городской администрации был назначен Андрей Михайлович Артеев. В госорганах он до этого не работал, в нашем городе никогда не жил – на невские берега прибыл из столицы. Да и к строительству, можно сказать, отношение имел весьма косвенное. Последнее его место работы перед переездом в Смольный – председатель совета директоров ЗАО «Единые решения».

Семейный подряд. Руководитель ГК «Единые решения» пойдет под суд | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Авансы поют романсы

У новоявленного председателя имелся младший брат – Владимир Михайлович Артеев. Под его руководством работала группа компаний «Единые решения», в которую входило несколько коммерческих структур, в том числе и с тем же самым названием (одна из них – вышеуказанное ЗАО). Результатом деятельности компаний Артеева-младшего было строительство коммерческих объектов и жилых домов как в Петербурге, так и в других городах России.

Сам Владимир Михайлович – что называется, «человек из девяностых». В 1997-м был осужден на полтора года за хранение оружия. В 1998-м получил еще 5 лет за похищение человека, освободился в конце 2000-го. Вступив на путь исправления, начал трудиться рядовым сотрудником в строительной фирме. Потом потихоньку-полегоньку основал собственный бизнес, пристроил к себе старшего брата. А тот вдруг раз – и оказался в кресле строительного начальника второго по величине города России.

Судя по всему, Артеев-младший, имевший богатый строительный опыт, и помог Артееву-старшему создать свою команду. Первым заместителем его стал Виталий Жданов, ранее занимавший руководящую должность в одной из компаний группы «Единые решения». В его задачу входило отыскивать хорошие участки земли под строительство. Еще один ключевой пост занял другой надежный человек – Андрей Молотков, много лет до этого возглавлявший различные строительные структуры. Ему доверили руководить Фондом капстроительства и реконструкции, который занимался техническим надзором за работой на объектах и приемкой выполненных работ.

Этот замечательный союз бизнеса и госвласти, скрепленный к тому же родственными узами, разумеется, сразу же стал приносить плоды. Компании из группы «Единые решения», до этого не имевшие ни одного госконтракта со Смольным, как потом установит следствие, внезапно получили их целых десять на общую сумму более 4,5 миллиарда рублей. Законным путем прошли все конкурсные процедуры, нигде ни разу не споткнулись. В этот же период заключили госконтракты в Омске и Тамбове.

К тому времени Артеев-старший, не проработав в Петербурге и года, от должности был освобожден и вернулся обратно в столицу. Но процесс, начавшийся при нем, уже активно шел. Фирмы его брата успешно работали с бюджетными деньгами. И, кажется, довольно странным образом. Начатые на объектах работы неожиданно приостанавливались под различными предлогами: проблемы со сметной документацией, недобросовестные подрядчики и т. д.

Материалы следствия свидетельствуют: у города, однако, оставалось право истребовать обратно выплаченные незадачливому подрядчику, но не отработанные авансы общей суммой более 310 миллионов рублей. По существующему порядку, деньги эти выдаются под банковскую гарантию – то есть в случае неплатежеспособности подрядчика их можно взыскать с соответствующей кредитной структуры. Но оказалось, что с февраля по апрель 2015-го все банки-гаранты этих фирм были заменены на банк «Российский кредит». А 24 июля того же года Центробанк отобрал у него лицензию. Питерской власти оставалось вспомнить сакраментальную фразу «авансы поют романсы».

Это странное обстоятельство заставило Смольный насторожиться. Вице-губернатор Игорь Албин лично проинспектировал недостроенные объекты. При этом оказалось, что на бумаге они числятся принятыми, и деньги за них государство исправно заплатило. Албин впал в гнев и повелел контракты расторгнуть. Что и было сделано.

Впрочем, как уверяют следователи, 221 миллион рублей из выплаченных авансов еще можно было спасти. Гарантии по шести из девяти госконтрактов действовали несколько недель после их расторжения. Но этой возможностью чиновники почему-то не воспользовались.

Со спутником не поспоришь

В апреле 2016-го в питерский ЗакС обратились представители фирмы-субподрядчика, работавшей на строительстве детской школы искусств на Туристской улице. С момента расторжения госконтракта на этот объект с ООО «СФ «Де Люкс» прошло уже 6 месяцев, но, как следовало из заявления, подрядчик так и не оплатил выполненные работы. Проверка, однако, показала, что из бюджета деньги на это поступили. Так в питерском ГСУ Следственного комитета возникло уголовное дело по мошенничеству «в отношении неустановленных лиц».

Следствие назначило архитектурно-строительную экспертизу, которая установила, что из 135 миллионов рублей, выплаченных компании «Де Люкс» за строительство объекта, 57 миллионов «испарились». Причем, по документам, сданными значились четыре этажа и крыша, тогда как реально стройка закончилась на втором этаже. Подрядчик, призванный к ответу, пояснил, что работы были сделаны, но некачественно. Пришлось менять фирму-субподрядчика, построенное разбирать и делать все заново. Чтобы установить истину, следствие прибегло к помощи... «Роскосмоса».

Следователи заказали снимки этого объекта со спутника на указанный период времени. И они неопровержимо подтвердили: крыши на здании не было никогда. Спорить с этими доказательствами подрядчик не решился. И все рассказал. Открывшаяся картина поражала своими масштабами и наглостью. Судя по материалам следствия, система «липования» актов приемки была поставлена буквально на поток.

Естественно, следствие поинтересовалось исполнением и всех остальных контрактов, заключенных Смольным с фирмами Артеева-младшего. И как выяснили следователи, из десяти был исполнен только один, стоимостью 10 миллионов рублей – на строительство подростково-молодежного клуба «Прометей». По пяти из оставшихся – липовые акты. Одних только авансов оказалось не освоено на общую сумму более 312 миллионов рублей.

Следователи поставили законный вопрос об ответственности чиновников, подписывавших акты о невыполненных работах. 30 июня 2016 года было возбуждено новое уголовное дело – уже по факту превышения должностных полномочий сотрудниками комитета по строительству Санкт-Петербурга и подведомственного ему Фонда капстроительства и реконструкции. Фигурантами дела стали пять должностных лиц, в том числе и Молотков.

А в октябре 2017-го был арестован Артеев-младший. Под домашний арест попала и его предполагаемая сообщница – директор ООО «Балт-Энерго» (она же – экономический директор группы компаний «Единые решения») Людмила Кочурина. Через несколько месяцев к уголовной ответственности привлекли и генерального директора ООО «СТИК» (он же – директор по строительству группы компаний «Единые решения») Сергея Григорьева.

Вскоре Артеев и Григорьев стали давать показания. Как и следовало ожидать, липа подписывалась далеко не бесплатно. Судя по материалам следствия, Молотков, проработав полтора года, успел получить за свои услуги 17 миллионов рублей (в чем он потом сознается в суде). Жданов, успевший проработать всего три месяца, тем не менее получил  2 миллиона от строителей за общее покровительство и привилегированный доступ к госконтрактам, а также 1,25 млн от некоего бизнесмена, который просил аванс, не имея банковских гарантий.

При этом, как говорят, подрядчик безжалостно поступал и с субподрядными фирмами – после того как они выполняли работу, ее будто бы под разными предлогами отказывались принимать, чтобы не платить деньги. В результате около двух десятков из этих фирм разорились и стали банкротами.

За взятки – штраф

Шальные бюджетные деньги бизнесмен Артеев расходовал легко. Часть их вкладывалась в коммерческие объекты, которые приносили доход. Другая часть шла на личные нужды. Как рассказывают сотрудники Следственного комитета, хозяин «Единых решений» жил на широкую ногу – два раза в месяц выезжал за границу, имел шикарную квартиру, дорогие машины, личную охрану и повара. Покупал квартиры и своим сотрудникам. Автомобиль представительского класса дал в пользование своему брату – а что такого, это, дескать, не взятка, а помощь близкому человеку.

При обыске, правда, у Артеева-младшего изъяли всего 10 миллионов рублей. К тому же никаким имуществом, по документам, он не владел.

30 мая 2018 года был задержан Жданов. За два дня до этого он распрощался с кабинетом председателя комитета по строительству Ленинградской области. 1 июня суд его арестовал. Вместе с ним за решеткой по обвинению в крупном мошенничестве оказался и бывший начальник юридического управления петербургского стройкомитета Евгений Николаенко. Впоследствии ему вменили еще и получение взятки в размере 2 млн 500 тысяч рублей.

Вскоре Артеев, а потом и Жданов заключили сделку со следствием, дали подробные показания на многих сообщников и были отпущены под домашний арест. Николаенко же просидел за решеткой до июля 2019-го, будучи освобожден по решению суда под «запрет определенных действий». К тому времени по уголовным делам, связанным с исполнением группой компаний «Единые решения» государственных контрактов в Петербурге, проходили уже 11 человек.

Молотков же все это время находился на свободе и руководил петербургским филиалом ФГУП «РСУ» управделами президента, курировавшим стройку судебного квартала и театра Бориса Эйфмана. Вменяемые ему статьи Уголовного кодекса предусматривали до четырех лет колонии за превышение должностных полномочий и пятнадцати лет колонии со штрафом и 15-летним лишением права занимать определенные должности (за взятку).

Вопреки ожиданиям, приговор, прозвучавший 11 декабря 2019 года, поразил своей гуманностью: штраф 3 миллиона 60 тысяч рублей с рассрочкой уплаты в течение 60 месяцев, без каких-либо ограничений в профессиональной деятельности. Трое сообщников Молоткова отделались штрафами 70 тысяч рублей.

24 июня нынешнего года выслушал приговор за получение взяток и Жданов: 7 лет и 7 месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком 5 лет и штрафом 12 млн рублей. Ныне все эти приговоры вступили в законную силу.

Фирмы Артеева умудрились «наследить» и при выполнении госконтрактов в Омске. Получив 43,8 миллиона рублей аванса, освоили из них лишь 5 миллионов. Вентиляционное оборудование, якобы установленное в строящемся музее, так и осталось лежать на складе. Разумеется, и здесь не обошлось без местных чиновников. В июле 2016-го по факту хищений было возбуждено уголовное дело. Но омская Фемида оказалась суровее питерской. 23 марта нынешнего года заместитель председателя правительства Омской области, а также министр строительства получили по 2 года колонии, а двое их сообщников – условные сроки.

Как в Омске, так и в Питере недостроенные объекты были переданы другим фирмам, которым, как говорят, заплачены новые бюджетные деньги. И 1 сентября нынешнего года, спустя 7 лет стройки, школу на Туристской все-таки открыли.

Артеев-младший и несколько его подельников ожидают суда. А что же Артеев-старший, с которого началась вся эта история? А ничего – перед законом он чист. Его подписи нет ни на одном контракте или, не дай бог, на каком-нибудь липовом акте. Он, как сказал поэт, «блеснул, пленил и улетел». И, возможно, строит свою карьеру где-то на необъятных просторах России.

#суд #коррупция #мошенничество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (6831) от 21.12.2020 под заголовком «Семейный подряд».


Комментарии