Рассказываем, как в наши дни происходит процесс документализации взятки
Документация взятки — дело непростое, требующее серьезных профессиональных навыков. Но, похоже, сотрудники питерской полиции в этом деле достигли просто небывалых высот. Эти кадры оперативной видеосъемки можно смотреть бесконечно. За лобовым стеклом автомобиля — два человека, лица которых не видны: на дворе поздний вечер. Но зато четко высвечены руки — одни передают пачку купюр, другие их пересчитывают. Потом человек, получивший деньги, машину покидает.
ФОТО Alextr on Shutterstock
На момент съемки действующие лица этой замечательной сцены, разумеется, были уже известны. По версии следствия, роль взяткодателя сыграл генеральный директор некоей строительной фирмы, а взяткополучателя — крупный строительный чиновник.
Потом коммерсант в объектив видеокамеры попадет еще раз — когда будет снимать 300 тысяч рублей в банкомате, а после этого прямым ходом направится к офису данного чиновника. Следующая встреча оказалась последней. 4 февраля 2023 года на проспекте Маршала Блюхера оба героя были задержаны рядом с домом, где проживал взяткополучатель. Как удалось установить, за несколько минут его пребывания в машине бизнесмена тот передал ему 500 тысяч рублей.
Надо ли говорить, что задержанию предшествовала скрупулезная оперативная работа. Сотрудникам экономической полиции в принципе был понятен характер взаимоотношений названных персонажей. Судя по всему, такая нехитрая финансовая схема их обоих совершенно не напрягала, напротив — казалась абсолютно естественной. Предприниматель даже не скрывал это от своих подчиненных — прямо говорил, что идет относить деньги конкретному чиновнику. Он, дескать, в отличие от других представителей власти проявляет к фирме заботу и внимание.
При этом надо сказать, что фирма, специализировавшаяся на строительстве объектов социальной инфраструктуры, работала абсолютно нормально. Все условия контрактов исполняла качественно и в срок. О том, чтобы чиновник за деньги покрывал какие‑то ее грехи, не было и речи. Но… есть то, что называется «избирательная любовь». Это когда любящая мамаша заботится обо всех детях, но об одном радеет особенно. При возможности кладет ему лишнюю конфетку, а его проблемы решает в первую очередь, все остальные дела откладывая.
Коррупциогенный фактор — это далеко не всегда ситуация типа «могу дать, а могу и не дать». Бывает и потоньше — могу подпись поставить сейчас, а могу через месяц. Могу нужную бумагу положить в верхнюю часть стопки, а могу — в нижнюю.
Могу на одно направление силы бросить, а другое притормозить. И все это будет в рамках закона, ни один проверяющий не подкопается. Но там, внизу, на уровне исполнителей, такая разница в отношении очень даже чувствуется. Опытным руководителям ничего объяснять не надо — они подобные сигналы ловят «на раз». С помощью взяток, которые, по мнению многих, являются необходимой «смазкой» в экономическом механизме, и выбираются подобные «люфты». Заплати вовремя — и работай спокойно!
— В уголовном деле, — рассказывает следователь по особо важным делам 2‑го («коррупционного») управления питерского ГСУ СК Татьяна Кулебякина, — есть материалы оперативной видеосъемки в кафе, где обсуждается, как побыстрее провести оплату одного из контрактов, работы по которому еще не были закончены. А ведь таких контрактов в ведении данного чиновника — десятки!
Некоторое время назад одно государственное учреждение заключило с данной строительной компанией нашего героя контракт на возведение морга в Кингисеппе. В ходе его исполнения по разным причинам стоимость работ выросла, и потребовалось заключение дополнительного соглашения. Из-за разных бюрократических причин подписание контракта затягивалось. В один из дней августа 2022 года предприниматель пришел к чиновнику поздравить его с Днем строителя и в ходе разговора пожаловался на эту проблему. Чиновник же, как свидетельствуют материалы следствия, согласился помочь за 1 % от стоимости контракта. Полагающаяся ему сумма, таким образом, составляла 2,187 млн рублей. Потом ее округлили до 2,2 миллиона. Деньги, по имеющимся данным, передавались в шесть заходов…
На обыске в туалете квартиры взяткополучателя нашли тайник с 6 миллионами рублей. Вместе с другими изъятыми ценностями деньги были арестованы, общая сумма потянула на 7,4 миллиона. У бизнесмена набралось побольше — жилое и нежилое помещение, а также тот самый автомобиль Volvo XC90, в котором передавались последние 500 тысяч. Всего — на 23,5 миллиона.
Допрошенные сразу после задержания фигуранты дела показания давать отказались. Оба были арестованы и пробыли в камере почти полгода. Бизнесмен решил признать вину только через четыре месяца. Чиновнику же, чтобы прийти к такому решению, понадобился без малого год. К тому времени подельники были освобождены под домашний арест, следствие закончилось, и начался этап ознакомления обвиняемых с материалами дела.
Собственно, упорствовать не имело смысла — доказательная база была безупречной: данные биллингов, транзакций, видеосъемок, записей телефонных переговоров. Осталось дополнить все это мелкими деталями. Предприниматель, например, под видеофиксацию показал то самое место, где передавал деньги чиновнику, — «предбанник» перед его кабинетом…
— Обвиняемые, однако, связывают взятку лишь с заключением допсоглашения, — говорит Татьяна Кулебякина. — Мы же смотрим шире, говоря об элементах той самой «избирательной любви». То есть добросовестном выполнении своих обычных должностных обязанностей, но за дополнительную плату и в отношении некоего «привилегированного» объекта. Полагаю, что собранных доказательств достаточно, чтобы суд с нашей позицией согласился.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (7692) от 27.06.2024 под заголовком «Отзывчивость за деньги».
Комментарии