Пенсионерка не послушалась нотариуса и получила майнинговую ферму в собственной квартире

История женщины, которая лишилась квартиры от действий упрямых благодетелей, всколыхнула дискуссию о безопасности существующего порядка совершения сделок с недвижимостью.

Пенсионерка не послушалась нотариуса и получила майнинговую ферму в собственной квартире  | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Первая попытка — неудачная

Осенью 2022 года в контору нотариуса Марины Жижиковой вошли трое: пожилая женщина, дама постарше и молодой человек, которому, по всей видимости, очень повезло: пенсионерка горела желанием подарить сыну двоюродной племянницы свою квартиру в Парголове, на Заречной улице — если не немедленно, то в ближайшее время. К таким просьбам в нотариальных конторах всегда повышенное внимание. А учитывая, что на все вопросы за владелицу квартиры отвечала «группа поддержки», к вниманию добавилось подозрение. Как водится в таких случаях, сопровождающих попросили выйти, а с пенсионеркой поговорили с глазу на глаз. Выяснилось, что у Татьяны Дмитриевны есть сын-моряк, но он в дальней командировке. Помогать бабушке взялись дальние родственники, которые утверждали: если переписать квартиру на них, помощь будет гораздо эффективнее.

«Было понятно, что посетительница не совсем понимает, что за документ собирается подписать, — поделилась впечатлениями нотариус Марина Жижикова. — Бабушка считала, что, подарив эту квартиру кому-либо, она тем самым обеспечит свою старость. У нас уже глаз наметан на таких граждан, которым кучу всего посулили, и это всегда нехорошая история. Так что сразу заподозрили мошенничество».

И нотариус твердо отказалась удостоверять дарение квартиры.

Вторая попытка — успешная

В следующий раз о посетительнице вспомнили, когда на пороге нотариальной конторы появился ее сын Вячеслав. Мужчина рассказал, что его мать все же подарила квартиру двоюродному внучатому племяннику Георгию. После неудачного визита к нотариусу с бабушкой оформили сделку в простой письменной форме. А ее саму отправили в пансионат для пожилых людей.

Дело в том, что договор дарения не подлежит обязательному нотариальному удостоверению, это делается по желанию сторон. Сделку можно оформить самостоятельно, говоря юридическим языком, в простой письменной форме. А потом зарегистрировать ее в Росреестре, подав документы через МФЦ, что и было сделано. Заверить сделку нотариально двоюродные родственники, вероятно, попытались, чтобы придать ей безупречный вид. Но не учли строгий и бескомпромиссный нотариальный фильтр безопасности.

«Когда мы узнали, что сделка все-таки состоялась, было, конечно, досадно, — рассказывает Марина Жижикова. — Потому что мы со своей стороны совершили все действия, для того чтобы не допустить предполагаемого мошенничества, постарались объяснить пожилой женщине все последствия сделки. А ее все ж таки уговорили».

Простота хуже воровства

Количество сделок, которые признаются недействительными, растет. Подавляющее большинство отменяемых договоров заключены именно в простой письменной форме, без участия нотариуса. Сделка, от которой пытались отговорить в нотариальной конторе, похоже, пополнит печальную статистику: сейчас прежняя владелица пытается вернуть квартиру. Суд первой инстанции в конце 2023-го признал сделку недействительной, так как проведенная психиатрическая экспертиза установила, что в момент совершения сделки пенсионерка страдала психическим расстройством и не осознавала реальное содержание документов, которые подписывала. Впрочем, ответчик — тот самый двоюродный внучатый племянник — решение суда собирается обжаловать.

«Это совершенно нездоровая ситуация, когда сделки на такие серь­езные суммы в несколько миллио­нов, а то и в десятки миллионов совершаются буквально на коленке зачастую без понимания последствий, — комментирует ситуацию президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Мария Терехова. — Нынешний порядок совершения сделок с недвижимостью неизбежно привлекает недобросовестных людей или вообще откровенный криминал. Простая письменная форма договора — это та самая простота, которая хуже воровства».

Майнинговая ферма

Тем временем нехорошая квартира в Парголове снова всплыла в информационном пространстве. Председатель ТСЖ «На Заречной» Алексей Лалетин обеспокоился выросшим в три раза потреблением электричества на общедомовые нужды. Потом сопоставил это с тем, что новые владельцы квартиры постоянно держат открытыми окна, даже в двадцатиградусный мороз. Проверка показала, что имело место вмешательство в электросети. По мнению Лалетина, все указывает на то, что в квартире работает криптоферма, которой требуется большое количество энергии и постоянное охлаждение оборудования. После того как председатель ТСЖ обратился в СМИ и в полицию, потребление энергии упало до нуля. Впрочем, нелегальная криптоферма, пожалуй, еще один штрих, характеризующий эту историю. 


#нотариус #пенсионерка #мошенники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7614) от 01.03.2024 под заголовком «Нотариусы защитят от мошенников».


Комментарии