2Vtzqv4Hz9U

Не терять бдительность! Как во всем мире мошенники обманывают пенсионеров

Фрау Элизе Б. – почтенной даме 89 лет из Аугсбурга – позвонили якобы из ее банка и попросили помочь разоблачить банковского служащего, который-де выпускал в обращение фальшивые деньги. Для этого она должна была наведаться в банк и через подозреваемого клерка снять со своего счета 15 тысяч евро. А затем передать деньги полицейскому в штатском для проверки: мол, возможно, среди купюр окажутся фальшивки. И немецкая бабушка «клюнула»...

Не терять бдительность! Как во всем мире мошенники обманывают пенсионеров | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Засада!

Хорошо еще, что банковским служащим показалось подозрительным, что бабушка вдруг снимает крупную сумму. Они поставили в известность полицию. И лжеполицейского задержали в ту самую минуту, когда фрау отдавала ему деньги. В прошлом году суд приговорил его к двум годам заключения.

А вот еще. Дело было минувшей осенью в старинном городке Вайнхайме, в котором нет и 50 тысяч жителей. Пожилую женщину предупредили по телефону (конечно же, из «полиции»), что готовится ограбление ее квартиры, а они – служители закона – якобы будут ждать преступников в засаде. Опасаться, мол, нечего, но на всякий случай хорошо бы передать все ценности, имеющиеся в доме, на хранение комиссару полиции: «он вот-вот подъедет»... Во двор въехала полицейская машина, и женщина убедилась, что ей не врут. Но затем выяснилось, что мошенники сделали ложный вызов от имени соседей, чтобы история выглядела правдоподобнее.

В Ганновере жулики убедили пожилую чету (ему 82 года, ей 78) в том, что банк, в котором они хранят свои сбережения, вот-вот разорится, и, чтобы деньги не пропали, необходимо срочно обратить их в золото. Старики купили три слитка на 110 тысяч евро и передали их «спасителям» на хранение...

Хочется верить, что после этих рассказов, опубликованных в прошлом году в германских газетах, пожилым петербуржцам, пострадавшим от мошенников, станет хоть чуть-чуть легче. Ведь они не исключение, стариков обманывают везде. А немецких, похоже, можно развести гораздо легче, чем наших. Наши наверняка не клюнули бы на истории о фальшивых деньгах, золоте и засаде. Во всяком случае в это хочется верить.

«Социальные» чиновники в Петербурге примерно раз в полгода собирают журналистов, чтобы вновь и вновь рассказать о старых и новых видах мошенничества; дать рекомендации, как не быть обманутыми; предложить воспользоваться теми или иными государственными услугами, которые могут служить какой-никакой страховкой от мошенников.

Как правило, нового не так уж много. Все советы стандартны: не разговаривайте с незнакомыми по телефону, не выдавайте личные данные, не вступайте в переговоры с позвонившими рекламщиками... А пожилым гражданам, не уверенным в своей психологической крепости, лучше вообще занести в телефон номера близких, а на звонки с других номеров не реагировать.

Если же кто-то звонит в дверь и представляется соцработником или сотрудником ПФР (горгаза, «Водоканала», тепловой компании...), сначала необходимо связаться с этими почтенными структурами и выяснить, действительно ли работник был направлен по такому-то адресу. В общем, главное – бдительность.

Почем набор цитат?

О необходимости быть бдительным говорят и банковские работники. Если кто-либо по телефону представился сотрудником службы безопасности и если при этом возникла хотя бы крупица недоверия – бросайте трубку немедленно, чтобы не уболтали и не раскрутили на что-либо. И еще: никогда не перезванивайте ради проверки по телефонам, которые называют те, кого вы заподозрили в мошенничестве. На другом конце провода наверняка сидит человек, готовый подтвердить все... вплоть до засады и грядущего разорения банка.

Реальный сотрудник реального отдела безопасности одного из банков рассказал историю:

– К нам поступила информация, что с одной из кредитных карт несколько раз в течение дня примерно через равные промежутки времени списывались по 2 тысячи рублей. Сотрудники банка позвонили держателю карты, чтобы выяснить, действительно ли он производил транзакции. Клиент, лишь услышав, что ему звонят из службы безопасности, сказал, что не намерен обсуждать такие вопросы по телефону и отключился. Вместо того чтобы раздражаться и досадовать, мы обрадовались. Вот квалифицированный клиент. На всякий случай все же заблокировали его карту. Через полчаса он перезвонил в банк сам – по знакомому ему номеру. Наш сотрудник все выяснил, спросил кодовое слово и разблокировал карту. Инцидент был исчерпан.

У заместителя управляющего отделением Пенсионного фонда России по Петербургу и области Сергея Андрианова – свой рассказ и собственные предостережения.

– В последние месяцы чрезвычайно увеличилось число обращений в ПФР, подготовленных для пенсионеров юридическими фирмами. Это многостраничные послания, как правило, представляющие собой длинные цитаты из законов. Их пришло около тысячи, – отметил Андрианов. – Граждане платят за такую «юридическую услугу» в надежде, что в результате их пенсия будет пересчитана и увеличена... И платят, как мы знаем, по нескольку десятков тысяч рублей.

Разумеется, на эти, как и на любые другие обращения сотрудники ПФР готовят письменные ответы. Они обязаны это делать. И, разумеется, они вынуждены объяснять понадеявшемуся на недешевых юристов человеку, что цитируемые в заявлении законы не имеют к нему отношения. Это неприятно сразу с двух точек зрения: во-первых, юрфирма обобрала пенсионера, во-вторых, вселила в него уверенность, что ПФР его обманывает и обворовывает. А он и без того привык относиться подозрительно к окружающему миру.

– Хочу обратиться к пенсионерам, – призвал Андрианов. – Любые консультации вы можете получить бесплатно в районных управлениях ПФР. Спрашивать стороннего юридического совета за 30 – 35 тысяч рублей... Стоит ли?

Надо сказать, что «Санкт-Петербургские ведомости» уже рассказывали о подобных экзерсисах юридических фирм. Понятно, что юриспруденция в России – удел избранных, что большинство граждан (даже с высшим образованием) не всегда в состоянии понять тот птичий язык, на котором написаны все российские законы. И все же не стоит так слепо доверять тем, кто утверждает, что может понять и истолковать их «непременно в вашу пользу».

Как бы то ни было, но еще ни один из тысячи пенсионеров, кто оплатил дорогие услуги сторонних юристов, не получил от этого выгоды. И это отнюдь не вина ПФР. Надо также сказать, что с точки зрения законодательства действия юрфирм не считаются мошенничеством. Ведь клиент сам согласился на оплату такого вида услуги.

Клиент с квалификацией

Самое, можно сказать, сенсационное мнение довелось услышать недавно от заместителя главы городского комитета по соцполитике Галины Колосовой. Речь о «тревожной кнопке», которую так рьяно стараются заполучить просвещенные льготники Северной столицы.

– «Тревожная кнопка» предназначена для того, чтобы пожилой человек мгновенно мог связаться с соцработником, медицинскими учреждениями, полицией и другими подобными организациями. Для его безопасности. Однако сейчас нередко это средство связи стали использовать для оказания консультационных услуг те организации, которые по договору обеспечивают работу «тревожной кнопки». В основном в этом замечены медицинские организации.

Галина Колосова не скрывала, что, по ее мнению, социальный комитет и городские власти должны прописать в правилах работы «тревожной кнопки» полный запрет даже на намек рекламы. Цель этой социальной меры – безопасность. И более – ничего.

Как ни крути, но подобные изыски по номеру «тревожной кнопки» действительно либо очень похожи на разводку, либо создают условия для разводки. Эдак послушает инвалид-льготник рекомендации медика и позвонит по названному телефону, чтобы получить рекомендованную услугу или товар.

Мошенничество, обман пожилых граждан – это то, что тяжелее всего можно доказать. Как везде в мире: наиболее эффективно защитить вас от мошенников можете лишь вы сами, если приложите к решению этой задачи хотя бы небольшую часть вашего разума. Такие вот рекомендации могут и должны дать гражданские службы.

Однако то же самое из года в год приходится слышать и от правоохранительных органов. И это удручает. Как будто полицейский говорит тебе, что ты сам виноват, если пошел по улице поздним вечером.

На последней встрече с журналистами представитель Главного управления МВД по Петербургу и области Олег Аникин (более точной должности и звания в МВД не сообщили) не смог прокомментировать ни одно из обсуждаемых явлений, ни один из методов мошенничества. Сложилось впечатление, что у МВД по городу и области нет данных статистики по подобным делам.

Зато журналисты услышали от представителя МВД парочку рекомендаций для граждан. Первая: нет смысла сообщать полиции номер телефона, с которого только что позвонили мошенники, так как наверняка этот номер сфабрикован умными айтишниками, и полиция не сможет его отследить. Вторая: думайте сами, когда общаетесь с подозрительными персонажами по телефону или в Интернете.

В общем, представитель МВД на встрече с журналистами отметил, что главные причины обмана пожилых граждан – это развитие IT-технологий, свободный доступ к Интернету и социальным сетям. То есть, иными словами, это объективные причины. О том, как полиция планирует бороться с подобным мошенничеством в условиях XXI века, он не сообщил.

Офицера Аникина можно понять, если проследить хотя бы один судебный процесс, связанный с телефонным обманом.

Вот к примеру. Дело было в Курганской области. На телефон Елены С. пришло SMS о том, что ее сбербанковская карта заблокирована и для ее «разморозки» нужно позвонить по номеру техподдержки. Она набрала телефон, указанный в SMS, и... сообщила все сведения о своей банковской карте. В результате с ее счета списали 500 000 руб.

Дальше – больше. Оказалось, что деньги переведены на сбербанковский счет другого клиента банка Анны Н., которая уже даже сняла через банкоматы 417 тыс. рублей. А оставшиеся на счету 87 000 руб. банк успел заморозить. После произошедшего пострадавшая написала заявление в полицию с требованием возбудить дело по ст. 159 УК («мошенничество»). Но дело заглохло на этапе проверки: материалы перебрасывали из одного отделения в другое без всяких результатов.

Не дождавшись ничего, Елена С. пошла в суд с гражданским иском к Анне Н. о возврате денег. Но ответчица заявила, что денег не получала, так как некоторое время назад потеряла свою банковскую карту, а блокировать ее не стала лишь потому, что денег на ней не было. Две судебные инстанции поверили ей и отказались рассматривать иск Елены С. Не стали определять даже судьбу тех 87 тысяч рублей, которые не были сняты со счета Анны Н.

Дело дошло до Верховного суда, который вернул его на новый круг рассмотрения. В течение всего этого времени правоохранители так и не смогли помочь разобраться в этой изысканной ситуации.

Ни в общероссийской базе судебных решений, ни на просторах Интернета автору так и не удалось обнаружить ни единого случая, когда полиция смогла пресечь деятельность телефонно-айтишных дел мастеров. Так что, похоже, быть бдительным и включать голову – единственный способ противостоять мошенникам.

#мошенничество #обман #пенсионеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (6867) от 18.02.2021 под заголовком «Когда тревожит «тревожная кнопка»».


Комментарии