Не болтайте! Как оставить ни с чем телефонных мошенников

Волны «телефонного терроризма» поднимаются, увы, довольно часто. Вернее — лжетерроризма, ибо все сообщения о минированиях тех или иных объектов пока оказывались ложными. Тем не менее ущерб от них колоссален — на отработку каждого сигнала расходуются ресурсы правоохранительных органов, парализуется работа «заминированных» объектов: судов, торговых центров, образовательных учреждений…

Не болтайте! Как оставить ни с чем телефонных мошенников | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Для тех, кто не знает, на всякий случай сообщаю: такое деяние подпадает под ст. 207 УК РФ («заведомо ложное сообщение об акте терроризма»), которая предполагает довольно широкий спектр наказаний. Если это прос­то баловство (в законе — «хулиганские побуждения»), то максимум — принудительные работы на срок от 2 до 3 лет. Если целью лжеминера стали объекты социальной инфраструктуры либо его действия повлекли причинение крупного ущерба, то ему грозит уже лишение свободы на срок от 3 до 5 лет. В случае когда речь идет о дестабилизации деятельности органов власти, то от 6 до 8. А уж если при этом погибли люди или наступили «иные тяжкие последствия», то от 8 до 10.

Казалось бы, впечатляет? Но… тех, кто промышляет этими делами, Уголовный кодекс, похоже, как‑то не очень пугает. И понятно, почему — эти люди, как правило, находятся за границей, вне досягаемости наших законов. А вот о результатах борьбы с отечественными «минерами» доложил не так давно начальник питерского полицейского главка Роман Плугин, выступая на заседании ЗакСа. Как он заявил, в минувшем году в Петербурге по ст. 207 УК РФ было возбуждено 84 уголовных дела, в Ленинградской области — 19. Статистику общего количества данного вида преступ­лений, правда, генерал Плугин не привел. Но, по общему ощущению, раскрывается лишь небольшая их часть…

В докладе были затронуты и другие виды преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий. Оказалось, между прочим, что их удельный вес составляет 35 % всех преступных посягательств. Однако тут же последовало утешение: прошлый год в борьбе с этими деяниями стал переломным. Эффективность их раскрытия повысилась в пять раз, причем резко сократилось количество потерпевших из числа уязвимых категорий граждан, в том числе пенсионеров. Краж с банковских карт стало меньше на 27 %, случаев мошенничества с использованием электронных средств платежа — на 67 %. Преступлений данного вида было раскрыто, соответственно, в два и в три раза больше.

Как известно, подобные деяния совершаются чаще всего посредством «убалтывания» граждан по телефону. Под разными предлогами у них выпытывают данные банковских карт или заставляют переводить деньги на другие счета. Широко применяются также фишинговые сайты, которые представляют собой «ловушки» для денег.

Об одной из последних используемых легенд рассказал начальник управления безопасности Северо-Западного главного управления Банка России Евгений Алексеенко. Человеку звонит якобы менеджер банка и сообщает об утечке его персональных данных. «Ваши деньги могут пропасть», — говорит он и для подтверждения своих слов предлагает зайти на некий сайт. Надо ли говорить, что если это сделать, деньги действительно пропадут.

Впрочем, массированное информирование в СМИ значительно уменьшило количество людей, верящих в подобные сказки. Тем не менее свою «долю малую» мошенники все‑таки имеют. И Банк России ведет с ними безжалостную борьбу. На основании предоставленных им данных операторы связи в прошлом году заблокировали более 180 тысяч номеров телефонов, с которых идут подобные звонки. А за первые три месяца этого года — уже более 90 тысяч.

Блокируют и фишинговые сайты. И все активнее — 1 декабря прошлого года вступил в силу закон, разрешающий это делать во внесудебном порядке. Теперь вместо нескольких недель такая процедура занимает два-три дня. Результат налицо — за 5 месяцев текущего года по инициативе Банка России пресечена работа около 2400 таких сайтов.

Рекомендации же гражданам остаются прежними. Никому и ни при каких обстоятельствах не передавать данные банковских карт и счетов. О звонках от «менеджеров банков» немедленно сообщать в сами эти банки. Причем не в «режиме ответа» (ибо в этом случае много шансов попасть на тех же мошенников), а вручную набирая номер, обозначенный на карте. Лучше же всего — услышав в трубке незнакомый голос с «заманчивым» предложением, просто прекратить разговор и заблокировать в своем телефоне данный номер.


#преступление #раскрываемость #мошенники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (7205) от 07.07.2022 под заголовком «Не болтайте!».


Комментарии