Миллионы от «мертвых душ». Бюджетные деньги для стариков и инвалидов оказывались в одном кармане
Здоровенный верзила, нападающий сзади на бабушку-пенсионерку и вырывающий у нее сумку с продуктами, вызывает всеобщее возмущение. Нет, наверное, нормального человека, который не пожелает такому отморозку максимально возможного наказания. А если пенсионеров (да не одного, а сотни!) попросту по‑тихому обворовывают? Казалось бы, это заслуживает не меньшего осуждения. Ан нет — представьте себе, что многие наши граждане относятся к этому весьма терпимо. А некоторые даже готовы поучаствовать в таком деле. При этом не теряя самоуважения и считая себя вполне добропорядочными людьми.
ФОТО Pixabay
Нажива сильнее совести
Помощь пожилым людям и инвалидам в Петербурге — на зависть многим российским регионам. Во всех районах города имеются государственные бюджетные учреждения — комплексные центры социального обслуживания населения. Это серьезные многопрофильные структуры с большим штатом сотрудников и широким спектром функций. За каждым клиентом закреплен социальный работник, оказывающий строго определенный перечень услуг в соответствии с индивидуальным планом. Предусмотрены и меры контроля — с человеком, взятым на обслуживание, заключается договор, а выполнение услуги он подтверждает своей росписью.
Казалось бы, система должна исключать злоупотребления. Есть вроде бы и моральный фактор: у кого хватит совести мухлевать на помощи старикам и инвалидам? Тем более что в таких структурах по определению должны работать только люди с большим сердцем, изначально настроенные на благородство и добро.
Но… как хорошо известно, бюджетные деньги — самые сладкие, ибо государство — абсолютно надежный плательщик. И потому несть числа тем, кто хочет прильнуть к этому неиссякающему ручейку. Увы, нашлись таковые и в сфере помощи старикам и инвалидам. Соблазн легкой наживы оказался сильнее любого морального фактора. О чем свидетельствуют более 120 томов уголовного дела, расследование которого завершается в ГСУ СК Санкт-Петербурга.
На скамью подсудимых готовятся сесть 23 сотрудника Комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН) Красносельского района, в том числе его бывший заместитель директора Галина Григорьевна Ившина. Именно она, судя по материалам следствия, была автором и главным «мотором» схемы хищения бюджетных денег, предназначенных для оказания услуг социально уязвимым жителям района.
Собственно, ничего принципиально нового Ившина не изобрела. Использовала давно обкатанную аферу с приемом на работу фиктивных сотрудников. Этот способ, как известно, иногда применяют в бюджетных организациях. На вакантную должность оформляют кого‑то из родственников, работу за него делают реальные сотрудники, а зарплату используют на покрытие каких‑то мелких финансовых расходов: покупку бумаги или картриджей, чай-кофе для себя и гостей, поздравительные открытки к дням рождения и т. д.
Но здесь было несколько иначе.
Застигнуты у банкоматов
Во-первых, поражает масштаб содеянного. По полученным данным, с 2007‑го по 2019 год (афера длилась 12 лет!) в КЦСОН числились 57 «мертвых душ». Заведующие отделениями набирали их из числа своих друзей, родственников, одноклассников или просто хороших знакомых. Активное участие в подборе «кадров» принимал и сын Ившиной Станислав, преподаватель одного из питерских вузов. Некоторые отделения были укомплектованы «мертвецами» больше чем наполовину.
Во-вторых — и это главное! — никто за них никакую работу не делал. Судя по отчетам, они «обслуживали» полторы тысячи человек (что позволило Красносельскому КЦСОН еще ходить в передовиках!), но эти услуги существовали только на бумаге. В течение всех 12 лет активно работала целая «фабрика» липовых договоров, отчетов и иных документов, имитирующих активную деятельность. Разумеется, в них фигурировали подлинные фамилии «обслуживаемых» пенсионеров и инвалидов. Но ни о каких услугах они слыхом не слыхивали. И, разумеется, за них не расписывались. Более того, часто одного того же пенсионера «обслуживали» сразу несколько соцработников. И в документах каждого из них стоят разные подписи этого человека.
— Нами допрошены все заведующие отделениями КЦСОН, все «мертвые души» и несколько сотен «обслуживаемых», — сообщает следователь по особо важным делам 2‑го («коррупционного») управления ГСУ СК по Санкт-Петербургу Вероника Гололобова. — Первые уверяют, что в преступную деятельность их втянула Ившина, в том числе угрозами и ссылками на свои многочисленные связи. Дескать, если откажетесь, работы больше нигде не найдете и детей ваших ни в детский сад, ни в школу в нашем районе не возьмут. Вторые заявили, что их ввели в заблуждение — предложили просто оказывать помощь соцработникам, которые трудятся за нищенскую зарплату. Ну и в качестве бонуса «заработать» трудовой стаж, что тоже неплохо. Наконец, третьи были просто в шоке, узнав, что их так цинично использовали для получения незаконных доходов. Некоторые из этих людей, кстати, еще бодры, работают и ни в каких услугах не нуждаются. Есть и те, которые давно уже проживают в других местах, в том числе и за границей.
Сама Ившина, ныне находящаяся на подписке о невыезде, никаких показаний не дает, пользуясь возможностью, предоставленной ей 51‑й статьей Конституции. Но зато полный расклад дала ее «правая рука» — заведующая отделением соцобслуживания на дому Ирина Эймбке. Заключив досудебное соглашение, она, в частности, раскрыла механизм извлечения денег из «бюджетного ручейка». По ее словам, зарплатные карты фиктивных сотрудников хранились у заведующих. В день зарплаты те снимали деньги через банкоматы и передавали ей либо прямо Ившиной.
Казалось бы, как проверить эти слова? Но следствие запросило биллинги телефонных переговоров тех самых заведующих. И выяснилось, что в момент снятия денег их телефоны находились как раз рядом с этими банкоматами.
Сами заведующие сначала, когда имели статус свидетелей, дали подробные признательные показания. Но, став подозреваемыми, а потом и обвиняемыми, многие из них признавать вину отказались. Да, дескать, людей оформляли, но никаких их денег в руки не брали. Кто‑то и вовсе, как Ившина, «сел на 51‑ю». Впрочем, уверяет следователь Гололобова, для дела это уже неважно — доказательств более чем достаточно. Кроме всего прочего, имеются заключения 26 почерковедческих экспертиз, подтвердивших подделку подписей.
Конец красивой жизни
За 12 лет «активной деятельности» мифических соцработников они, по данным следствия, «заработали» более 82 миллионов рублей. Судя по материалам дела, большую часть этих средств присвоила себе Ившина. Но, как говорят, и этого ей было мало — чтобы получить больше денег из бюджета, она требовала вместо 12 обслуживаемых, положенных на одного соцработника, писать 18.
И, надо сказать, жила Галина Григорьевна в свое удовольствие. Имеет хороший двухэтажный дом в поселке Володарский. Любила отдыхать за границей — несколько недель, например, вместе с Эймбке провела в Эмиратах. В 2018‑м ее неработающий муж купил автомобиль за 2 с лишним миллиона рублей (тогда это было очень дорого). Деньги, кстати, отдавал наличными в три захода. Неплохо жил и ее сын — хорошая квартира в «Балтийской жемчужине», дорогая машина…
Однако три года назад красивая жизнь на бюджетные деньги для них кончилась. 27 июня 2019 года в КЦСОН пришла полицейская проверка. На следующий же день Ившина собрала заведующих отделениями, потребовала обзвонить фиктивных соцработников и проинструктировать, как вести себя с полицией. Будут звонить — не брать трубку, вызовут — утверждать, что реально работал, или «уходить на 51‑ю». Вера ее в свою безнаказанность была просто поразительна — еще три месяца «мертвые души» числились в КЦСОН и исправно «зарабатывали» для Ившиной деньги. Уволили их только в сентябре.
Большинство из этих людей, кстати, на допросах проявили благоразумие — прикинув, что доказательства слишком очевидны, предпочли во всем сознаться. Сегодня у «мертвых душ» статус свидетелей. Правда, 19 их счетов, на которых еще остались деньги, арестованы.
Уголовное дело было возбуждено в Следственном управлении УМВД России по Красносельскому району 31 июля 2019 года. Но оказалось, что Ившина — муниципальный депутат, и, в соответствии с ее статусом, расследование передали в районное управление Следственного комитета. Сегодня ввиду беспрецедентных масштабов дела им занимается уже главк. В рамках расследования недвижимость и автотранспорт сына и матери Ившиных арестованы. Так же, как автомобили, земельные участки и парковочные места других обвиняемых. Всем им вменяется серьезная статья — мошенничество в особо крупном размере.
— Полагаю, что руководству городского комитета по соцполитике следует хорошо обдумать эту ситуацию и сделать выводы, — заявляет заместитель руководителя по расследованию особо важных дел 2‑го управления ГСУ СК по Санкт-Петербургу Александр Осипкин. — Если бы хоть раз в год в КЦСОН проводилась проверка, злоупотребления были бы пресечены в самом начале. Но, похоже, судьба бюджетных денег чиновников не очень волнует. А ведь мы проверили только один район. Что в остальных, можно только догадываться.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7494) от 05.09.2023 под заголовком «Миллионы от «мертвых душ»».
Комментарии