Мигрант на фуре убил в Ленобласти двух девочек и несколько покалечил

Страшное ДТП, случившееся в четверг на трассе «Скандинавия» и унесшее жизни двух юных велосипедисток, среди многих других поставило и вопрос о необходимости создания четко прописанных регламентов того, как можно и как нельзя проводить тренировки спортсменов в шоссейном велоспорте. Особенно — с участием молодых гонщиков и воспитанников спортивных школ.

Мигрант на фуре убил в Ленобласти двух девочек и несколько покалечил | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

14 – 15‑летние воспитанницы школы олимпийского резерва Курортного района проводили тренировку на трассе между Петербургом и Выборгом. В районе поселка Огоньки в машину, сопровождавшую группу, влетела фура — автомобиль «Форд» отбросило на велосипедисток, две из них погибли на месте, еще десять человек, включая находившегося за рулем машины тренера, получили травмы различной степени тяжести. Трагедия по‑настоящему страшная, и во всех ее обстоятельствах будет разбираться следствие.

Главным виновником случившегося, судя по всему, является водитель фуры. Согласно сайту 78.ru, приезжий из Узбекистана уснул за рулем. Однако глава Федерации велосипедного спорта России трехкратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов по горячим следам в эфире федерального телевидения не снимал ответственности и с наставника юных спортсменок: «Со слов директора школы, никто не разрешал этой группе выезжать на скоростную трассу. Даже если группа, как и положено, была прикрыта машиной со всеми опознавательными знаками, мимо мчатся автомобили со скоростью в четыре раза выше».

Шоссейный велоспорт изначально особый вид спорта, так как тренировки гонщиков здесь в любом случае проходят в некотором смысле в «зоне риска». Если во время больших соревнований участки трасс, где едут велосипедисты, перекрываются для транспорта, то тренировочный процесс идет в обычных условиях на автотрассах. При этом проводить подготовку велосипедистов-шоссейников на каких‑то второстепенных проселочных дорогах бессмысленно, ведь соревноваться им приходится в совершенно иных условиях. Вот только безопасность участвующих в тренировочном процессе должна быть в приоритете.

«Разбираемся сейчас в рабочем порядке, каким образом спортсмены вообще попали на скоростную трассу. Насколько я понимаю, она не является магистралью, где, по Правилам дорожного движения, запрещен выезд велосипедистов, но, на мой взгляд, это как отче наш — выезжать на скоростные трассы нельзя. Даже с сопровождением, — сказал в четверг председатель городского спорткомитета Петербурга Антон Шантырь, сам в прошлом профессиональный велогонщик, в том числе и на шоссе. — Не раз в Выборге был в этом году, в том числе и на этой скоростной трассе. Никогда там не видел велосипедистов. И как они туда попали, даже ума не приложу, ведь это была рядовая тренировка». Серебряный призер Олимпийских игр 1996 года добавил также, что, когда сам занимался в группе у заслуженного тренера СССР Александра Кузнецова, гонщики никогда не выезжали на трассы, где разрешенная скорость движения автомобилей была выше 60 километров в час. А ведь у Кузнецова занимались профессиональные велосипедисты, которые прошли уже через очень многие коллизии на трассах, тогда как на «Скандинавии» в четверг оказались подростки, к тому же совсем недавно, к началу учебного года, приехавшие в Петербург из других регионов, а потому они никак не могли быть знакомы с трассой, на которую их выпустили. Да, этот фактор не сыграл своей роли — девочки страшным образом стали жертвами совершенно не зависевших от них обстоятельств, однако потенциальный риск выезда на скоростную трассу в любом случае возрастал существенно.

Именно тут и возникает вопрос о том, что для обеспечения максимальной безопасности тренировочного процесса — тем более с участием юных велосипедистов — нужны какие‑то регламентные нормы. Фраза о том, что «выезжать на скоростные трассы нельзя, это как отче наш», здесь не подходит. Необходимо наличие четко прописанного — даже не на уровне какой‑то конкретной спортивной школы или клуба, а как минимум в документах национальной федерации велосипедного спорта — критерия. Например, что велосипедисты в возрасте до 18 лет не могут проводить тренировки на дорогах со скоростным режимом автотранспорта выше 60 километров в час. Или что‑то подобное — тут уж критерии ограничений должны устанавливать специалисты. Важно, чтобы они, эти критерии, были.

Конечно, полностью застраховаться от трагедий на шоссе не позволит никакой регламент. Дорога есть дорога. И шоссейный велоспорт в этом смысле остается одним из самых опасных видов спорта. Как, например, можно было предотвратить случившуюся пять лет назад трагедию с чемпионкой мира среди юниорок Лидией Плужниковой, которую во время тренировки в Краснодарском крае буквально снес выскочивший на встречную полосу автомобиль с 17‑летним подростком за рулем? Трагических историй на шоссе немало, как это ни печально, во всем мире, одной из самых громких в последние годы стала смерть итальянского звездного гонщика, победителя «Джиро д’Италия» 2011 года Микеле Скарпони, сбитого грузовиком во время тренировки едва ли не на пороге собственного дома.

Но если полностью застраховаться от трагических случайнос­тей на дороге нельзя, то снизить их вероятность с помощью введения каких‑то ограничений на месте проведения тренировок велосипедистов-шоссейников — это теперь ответственность не только представителей одного лишь велосипедного сообщества. Теперь это и еще и наша общая ответственность перед памятью. Пусть даже страшные кадры с места трагедии у поселка Огоньки не отпустят все равно.


#ДТП #велосипедистки #водитель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7498) от 11.09.2023 под заголовком «Огоньки беды».


Комментарии