Хозяин земли: как собственники СНТ живут под гнётом «геопозиции»
ФОТО Kesu on Shutterstock
В дачном поселке, где располагается участок моей хорошей знакомой, меняли столбы с интернет-кабелем и проводами освещения. Один из них оказался вплотную к забору указанного участка. Только не с внешней его стороны, а с внутренней. Что дало местным электрикам полное законное право время от времени срезать замок на калитке и проходить на частную территорию. После себя, естественно, оставляя все открытым настежь.
Председатель СНТ, приказавший поставить столб именно там, объяснил это соображениями некоей геопозиции. Никаких научных обоснований этого тезиса он, разумеется, не представил. Судя по всему, имело место элементарное желание местного царька мелко подгадить хозяйке участка, которую, несмотря на ее кроткий нрав, он почему‑то невзлюбил.
Случай этот заставил меня задуматься. Ведь чаще всего председателем СНТ становиться никто не хочет — слишком много хлопот. Но есть люди, которые почему‑то к этой маленькой власти так и рвутся. Ибо при желании она дает право практически на неограниченный произвол.
Поразмышляв, я пришел к выводу, что корни этого явления уходят в давние времена, когда участки кроили и строили на них, не очень‑то считаясь с законом (речь, конечно, не о проклятых шести сотках, где из людей вынимали душу, а о хороших домах на Карельском перешейке). За годы земельного беспредела накопилось столько «косяков», что государство, отчаявшись в этом разобраться, в конце концов объявило дачную амнистию. Дескать, черт с вами, давайте узаконим то, что есть, и будем жить дальше уже по закону.
Но… наследие проклятого прошлого полностью устранить оказалось невозможно. В вышеуказанном СНТ, например, хозяева многих участков самовольно перегородили часть пожарных проездов и дорог общего пользования, поставив туда собственные шлагбаумы. Было это в бог знает какие времена, за эти годы сменилось несколько поколений собственников, но никто ничего, разумеется, обратно не отдает — считается, что так «исторически сложилось».
Полагаю, однако, что люди не столь наивны и понимают, что за эти «скелеты в шкафу» их при желании можно к ответственности и привлечь. Будут ли они спорить с местным царьком, который про эти «скелеты», ясное дело, прекрасно знает? Да даже и честный человек держит в голове: используя «геопозицию», обнаружить у него лишних два квадратных метра ничего не стоит. Ходи потом по судам, доказывай… Так что с председателем лучше не ссориться.
Между тем вопросов к дачной власти могло бы возникнуть немало. С членов СНТ собирают немалые деньги, и расходование их, как правило, далеко не прозрачно. Да, по аналогии с городскими собраниями жильцов здесь есть общее собрание собственников участков. Полагается даже избирать ревизионную комиссию. Но кто всерьез в эти игры поверит? Во-первых, люди едут на дачу отдыхать, а не копаться в цифрах. А во‑вторых — см. выше.
В итоге, подозреваю, латентность в данной сфере не меньше, чем в сфере наркопотребления. И это, между прочим, касается уже не только «исторически сложившихся», но и сравнительно недавно образованных СНТ. Создавались они в 2000‑х на бывших землях сельхозназначения в результате скупки за бесценок крестьянских паев и последующей их перепродажи за хорошие деньги. Живут там люди не бедные, которые, как правило, лишних вопросов не задают.
Впрочем, недавно я познакомился с супругами-«камикадзе», которые, купив участок на территории СНТ и начав строить дом, поинтересовались у председателя слишком высокими тарифами на электричество. Внятного ответа не получили. После долгой борьбы тарифы удалось сравнять с областными. Но… чтобы компенсировать убытки, председатель заявил о «потерях в сетях». И все 60 собственников дружно за них заплатили.
Попутно супруги выяснили массу удивительных вещей. Например, то, что артезианская скважина, от которой питались все дома, прорыта без всяких разрешений, не лицензирована и вода в ней никем не проверена. Частным образом сделанный анализ показал, что она содержит вредные примеси. После этого открытия председатель вырыл скважину на своем участке и теперь продает воду оттуда.
«Мятежники» добрались до бухгалтерского баланса СНТ, и оказалось, что до 2023 года (а СНТ образовано в 2008‑м) он был нулевым! Так наглеть позволяло то, что некоммерческие организации налоговая не проверяет — только по специальному заявлению. Теперь оно подано.
Среди прочих открытий — невероятные кульбиты с землей, ранее принадлежавшей крестьянскому хозяйству и ставшей собственностью двух физических лиц…
Супругам уже намекнули, что новые дома, бывает, горят. Соседи на их борьбу смотрят с ужасом. У всех коттеджи стоимостью десятки миллионов рублей. Рисковать не хочет никто.
Читайте также:
Жизнь дешевле пули. Новые подробности уголовного дела четвертьвековой давности
Ловушка для «павлинов». Любители «необременительной любви» становятся легкой добычей мошенников
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (7726) от 14.08.2024 под заголовком «Хозяин земли».
Комментарии