Бандиты не нужны никому. Правоохранители РФ активно взаимодействуют с зарубежными коллегами

Когда гость из ближнего зарубежья совершает преступление в России, а потом скрывается у себя на родине, принято разводить руками — увы, он вне пределов досягаемости нашего правосудия. Все, что можем, это запретить ему въезд обратно. Однако, оказывается, не все так грустно. Вспомните, например, недавнее дело об уличных избиениях «под видеокамеру». Так вот, создателя того самого скандального видеоконтента экстрадировали с его родины — Азербайджана и передали нашим правоохранителям. А недавно в этой стране прозвучал приговор человеку, совершившему убийство на невских берегах.

Бандиты не нужны никому. Правоохранители РФ активно взаимодействуют с зарубежными коллегами | ФОТО Kesu on Shutterstock

ФОТО Kesu on Shutterstock

Жертвой его стал 42‑летний гражданин Азербайджана Джабир Гасанов. Вечером 28 апреля 2017 года у подъезда одного из домов по Ленинскому проспекту он был убит шестью выстрелами из пистолета (экспертиза потом насчитает на теле 14 ранений). Биография у Гасанова, надо сказать, была бурная. По имевшейся информации, он являлся приближенным главы могущественного клана Надира Салифова, известного в криминальных кругах как Лоту Гули, с которым когда‑то на родине они сидели в одной колонии. Клан этот долгие годы вел войну за московский рынок «Фуд Сити» с соотечественниками под руководством не менее знаменитого Ровшана Ленкоранского. Последний был убит в Стамбуле в августе 2016 года, и его соратников, разумеется, обуревала жажда мести. На территории разных стран «братки» Лоту Гули стали гибнуть от пуль киллеров.

Сам же Гасанов на пулю нарывался давно. В ходе «военных действий» они с напарником Эльшаном Мамедовым в Турции отрезали ухо одному из воров в законе, представлявшему противную сторону. Мамедова вскоре расстреляли в Тбилиси. Само собой приговор был подписан и Джабиру. Тем более что он, прибыв в январе 2017 года в Петербург, на рынке в Апраксином дворе, где торгуют его соотечественники, в состоянии алкогольного и наркотического опьянения хвастался, что принимал участие в убийстве Ровшана…

По следам Гасанова уже шли сыщики из Самары, где он участ­вовал в похищении азербайджанца-предпринимателя. Его готовились объявить в розыск, но неизвестный киллер стражей порядка опередил.

Впрочем, неизвестным он пробыл недолго. Там же, на Ленинском проспекте, но на некотором отдалении от места преступления, была обнаружена наглухо тонированная автомашина «ВАЗ-2110» цвета «баклажан». По всем признакам именно в ней преступник поджидал свою жертву. Судя по тому, что в салоне нашли бутылку с мочой и множество упаковок от еды, просидел он там безвылазно довольно долго. Машина, как выяснилось, была куплена недавно и без оформления. А покупателем оказался уроженец Азербайджана, гражданин РФ Назим Нусратов. Неработающий, имеющий троих несовершеннолетних детей…

На допросе он сообщил, что знакомый по имени Афган попросил его встретить в «Пулково» соотечественника, прилетевшего из Стамбула, подыскать ему временное жилье, а также купить мобильный телефон и машину. Потом к этому списку добавил и пистолет с патронами. От пос­леднего Нусратов сразу отказался, а все остальное добросовестно исполнил.

Сыщики просмотрели записи видеокамер аэропорта и безошибочно нашли на них того самого приезжего. Им оказался однофамилец Гасанова по имени Джамал. По всем признакам убийство на Ленинском проспекте было делом его рук. Нусратов, однако, уверял, что ничего об этом не знает. Признался только, что вечером 28 апреля с помощью своего родственника организовал Джамалу переезд в Белоруссию.

Впоследствии Нусратов уточнил показания. Да, Афган сообщил ему, что гость едет в Петербург для того, чтобы «наказать» одного плохого человека. Нусратов спросил, что значит «наказать». Афган ему ответил, что это не его дело — гость, мол, сам разберется. Нусратов попробовал отказаться — он не знает человека и не хочет помогать тому, кто едет кого‑то наказывать. Афган стал ругаться, заявив, что в случае отказа может наказать его родителей, которые живут с ним рядом. Нусратов очень испугался и вынужден был согласиться. Деньги на все необходимые расходы в сумме 340 тысяч рублей ему поступили на банковскую карту. Покупку машины гость оплатил сам. А об убийстве Нусратов узнал на следующий день из новостей.

Впрочем, изучив все обстоятельства происшедшего, сыщики в эту благостную версию (явно созданную не без помощи адвокатов) не поверили. 31 мая Нусратов был задержан у себя на квартире и на следующий день заключен под стражу. Ему вменили пособничество в убийстве, и 10 декабря 2018 года Московский районный суд дал ему 4,5 года в колонии строгого режима. Однако 6 июня 2019‑го городской суд этот приговор отменил, признав Нусратова невиновным.

Предполагаемый убийца был объявлен в международный розыск и заочно арестован.

Тем временем Лоту Гули, с 2005 года отбывавший 20‑летний тюремный срок в Азербайджане, был освобожден решением Карадагского районного суда и отбыл в Турцию. Сразу же после освобождения он возглавил криминальное сообщество Азербайджана. Более того, его признали в качестве безальтернативного лидера криминального мира пост­советского пространства. А 3 ноября 2017 года турецкая полиция задержала группу из 11 киллеров, готовивших нападение на виллу, где обитал новоиспеченный вождь. Группу эту возглавлял брат Ровшана Ленкоранского, а одним из ее участников был Джамал Гасанов. Однако по непонятным причинам задержанных вскоре отпустили.

Джамал отбыл на родину. По линии Генпрокуратуры РФ в Азербайджан ушло международное поручение о его задержании. Оттуда ответили: «Присылайте дело, отдадим его в суд».

В деле, однако, не хватало главного — результатов генетической экспертизы, которая делает доказательства неопровержимыми. И для того чтобы их добыть, в командировку в Баку отправился следователь 1‑го («бандитского») управления питерского ГСУ СК. Тамошние борцы с преступностью оказали ему полное содействие, предоставив возможность встретиться с матерью Джамала Гасанова. С ее согласия у нее взяли образцы крови для анализа ДНК. Уже в Петербурге эти данные сравнили с теми, что получили от многочисленных смывов из салона машины, которой, предположительно, пользовался киллер. И экспертиза подтвердила: да, это близкие родственники.

С такими доказательствами дело уже можно было спокойно направлять в суд. И в конце 2021 года материалы ушли в Азербайджан. Аргументы российских коллег там ни у кого возражений не вызвали. Гасанова нашли и задержали. А в январе нынешнего года прозвучал приговор: 18 лет заключения. Вряд ли этот «герой», полагавший, что родина его спасет, ожидал такого поворота событий. В России он, скорее всего, получил бы меньше…

Напомним, что это уже второй подобный случай эффективного взаимодействия наших правоохранителей с коллегами из ближнего зарубежья. 31 июля 2020 года в Москве прозвучал приговор двоим гражданам России азербайджанского происхождения, которые в сентябре 2017‑го расстреляли в Тбилиси Эльшана Мамедова (подельника Гасанова, вместе с ним резавшего ухо вору в законе). Оба они получили по 15 лет строгого режима.

— Эти люди были задержаны в Петербурге, и в процессе работы по делу нам пришлось взаимодействовать с грузинскими коллегами, — рассказывает начальник 1‑го управления Юрий Яшков. — Мы встретили полное взаимопонимание, несмотря на дипломатические сложности, существующие между нашими странами («Санкт-Петербургские ведомости» подробно рассказывали об этом 4 сентября 2018 года в статье «Полицейская дипломатия». — Р. Т.). Единственной юридической зацепкой была Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в Минске 22 января 1993 года странами СНГ. Формально Грузия из этой конвенции не выходила, но в 2009‑м она вышла из СНГ. К счастью, здравый смысл все же торжествует. Борьба с преступностью для всех нормальных людей остается абсолютным приоритетом. Бандиты не нужны никому.


#правоохранители #бандиты #решение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 28 (7604) от 15.02.2024 под заголовком «Бандиты не нужны никому».


Комментарии