2Vtzqv4Hz9U

Акела промахнулся: громкое заказное убийство может вывести на след других преступлений

Дерзость, граничащая с идиотизмом, — только так можно было расценить убийство, произошедшее утром 20 февраля на Выборгском шоссе у входа на территорию 622‑й гимназии. Человек в надвинутом на голову капюшоне и в медицинской маске на лице подошел к водителю, который подсаживал в машину маленькую девочку, и выстрелил ему в затылок. На дворе, слава богу, не лихие девяностые, когда после такого можно было запросто скрыться. Город буквально нашпигован видеокамерами, и подобные преступления раскрываются за один-два дня. Неизвестный киллер либо рассчитывал на невероятную удачу, либо был, что называется, «отмороженным на всю голову».

Акела промахнулся: громкое заказное убийство может вывести на след других преступлений | ФОТО Tom Def on Unsplash

ФОТО Tom Def on Unsplash

Брат, отвези на кладбище!

Первый же взгляд питерских сыщиков на ситуацию привел их к твердому убеждению: «Акела промахнулся». Целью киллера явно был не 41‑летний узбек-водитель (увы, потом скончавшийся в больнице), а его хозяин, преус­певающий адвокат Виктор Патрушев. Помимо непосредственно адвокатской деятельности тот занимался бизнесом, и, как говорят, не всегда успешно. Представители Следственного комитета погрузились в хитросплетения конфликтов Патрушева, а тем временем сотрудники «убойного» отдела шли по следу убийцы.

По видеокамерам его путь отследили до ближайшего двора, где он сел в серую «Мицубиси», на которой и уехал. Номерной знак машины был испачкан грязью, и прочитать его не удалось. Но зато маршрут движения иномарки установили без особого труда. Машина приехала к воротам Северного кладбища, где снова попала в объектив видеокамеры. Она запечатлела, как из салона автомобиля вышли двое мужчин, прошли по центральной аллее, и один из них что‑то спрятал в снегу. После кладбища машина поехала обратно в город, где остановилась у дверей одного из фитнес-центров. Оттуда вышел мужчина, и пассажир «Мицубиси» (судя по всему, тот самый киллер) передал ему какой‑то сверток.

Разумеется, прежде всего оперативники «отработали» кладбище. Прибыв на место, они увидели разрытый сугроб и извлекли из него черную куртку и перчатку. Их немедленно отправили на генетическую экспертизу, и вскоре она дала результат: обнаруженные на этих вещах биологические следы принадлежат ранее неоднократно судимому 50‑летнему Анд­рею Артюхину. Последний срок в 14 лет, из которых отсидел 9, он получил за разбой и бандитизм.

У Артюхина был брат-близнец по имени Павел — человек, напротив, абсолютно мирный, работает на заводе. Именно на него, как выяснилось, была зарегистрирована та самая серая «Мицубиси». И снова бывалые оперативники развели руками: киллер мог воспользоваться какой‑нибудь «левой» машиной (например, приехать на такси), которая позволила бы скрыть следы. Мог озаботиться подменными номерами. Но он не сделал ни того, ни другого, чем сильно упростил работу сыщикам.

Спустя двое суток после убийства братья уже давали показания. Павел заявил, что Андрей его использовал втемную. Накануне позвонил и попросил отвезти на Северное кладбище, посетить могилу товарища. Павел очень удивился: до этого брат никогда туда не ездил, да и время для посещения могилы не очень подходящее. Но отказать не решился. Они выехали 20‑го утром. По пути Андрей попросил ненадолго остановиться. Прежде чем выйти из машины, надел черную куртку с капюшоном и медицинскую мас­ку, а брату дал в руку рацию, настроенную на полицейскую волну: мол, если что подозрительное услышишь, сигнализируй. Лишних вопросов Павел, учитывая специфическую биографию брата, ему не задавал. О том, что произошло около 622‑й гимназии, как он уверял, узнал из сообщений прессы…

Несговорчивый адвокат

Андрей же, поняв, что запираться бессмысленно, чистосердечно во всем признался. Да, стрелял именно он. Из пистолета ПМ с глушителем. И целью, конечно же, был не водитель, а его хозяин, адвокат. Артюхин выслеживал Патрушева не один день, определял маршруты движения его машины. По утрам она сначала отвозила в гимназию адвокатского сына, а потом его маленькую дочь — в детский сад. Киллер все рассчитал правильно, кроме одного: за рулем находился не сам адвокат, а его водитель. В тот день, как обычно, он, провожая мальчика к дверям гимназии, чтобы не оставлять девочку одну в машине, взял ее с собой. А когда подсаживал обратно в салон, получил пулю в голову. Уж больно он был похож на адвоката Патрушева, вздохнул Артюхин…

Естественно, главный в таких случаях вопрос: кто заказчик убийства? Кому оно выгодно? И тут показания Артюхина сказочно совпали с данными, полученными при расследовании бизнес-конфликтов Патрушева. Оказывается, некоторое время назад его супруга стала поручителем по кредиту некоей фирмы, которая потом обанкротилась. В качестве залога фигурировал трехэтажный дом на берегу Суздальского озера, где и проживала семья адвоката. В итоге дом вместе с участком по суду отошел к кредиторам. Исполнять решение суда адвокат, конечно же, не хотел и всячески это дело затягивал.

Одним из тех, кто получил право истребования долга, был питерский бизнесмен, выходец из Белоруссии Гинтерас Рагаускас. Именно его еще до задержания Артюхина Патрушев назвал предполагаемым заказчиком своего убийства. Явно, что, убрав с пути несговорчивого адвоката, Рагаускас стал бы иметь дело с его женой (на которую, кстати, и был оформлен дом с участком), а ее, наверное, заставить исполнить решение суда было бы проще.

Задержанный Артюхин подтвердил: да, заказ он получил от своего старого знакомого Гинтераса. За работу тот обещал 5 миллионов рублей. Сумма для Андрея фантастическая — грех было не согласиться. Гинтерас подвез Артюхина к подъезду арбитражного суда и показал выходившего оттуда адвоката Патрушева. Сам заказчик, по словам киллера, снабдил его и оружием. После использования пистолета Артюхин выбросил ствол там же, на Северном кладбище, недалеко от того места, где закопал перчатку и куртку. Показания киллера подтвердились: именно оттуда в его присутствии «макаров» с глушителем вскоре и был извлечен.

Арсенал в гараже

Вышеупомянутую рацию Артюхин позаимствовал у знакомого фитнес-тренера. Ему после поездки на Северное кладбище он ее и вернул. Наличие такой рации (которую, как говорят, можно спокойно купить через Интернет), конечно, человека не украшает, но и само по себе преступлением не является. Зачем она была нужна Артюхину, тренер, разумеется, не знал, поэтому в деле он лишь свидетель.

А вот к Рагаускасу, конечно, вопросы были серьезные. С правоохранителями, правда, Гинтерас поначалу общаться не хотел и при задержании оказал сопротивление. Мужчина он крупный, и один из оперативников даже получил небольшие травмы. В таких случаях, как известно, силовики действуют жестко — в итоге на фотографии после задержания Рагаускас выглядит растерянным и изрядно помятым.

Вины своей, он, однако, не признал и от каких‑либо показаний отказался. При обыске в его квартире нашли план некоего гаражного кооператива на Гжатской улице, на рисунке один гараж был помечен особо. После вопроса, что бы это значило, Гинтерас заметно занервничал, что не ускольз­нуло от внимания следователей: в означенный кооператив вскоре выехала оперативная группа. 

Увиденное там привело в изумление даже бывалых сыщиков. В гараже находился гигантский арсенал: автоматы, пистолеты, снайперские винтовки, гранатометы, взрывчатка, рации, огромное количество патронов. 

Среди прочего нашлось «почти подлинное» служебное удостоверение на имя капитана полиции, старшего опер­уполномоченного Александра Анд­реева с фотографией… Анд­рея Артюхина.

— Подобного схрона я не видел за всю свою жизнь, — признался начальник 1‑го («бандитского») управления питерского ГСУ СК Юрий Яшков. — Рагаускас как‑либо комментировать ситуацию отказывается, ссылаясь на 51‑ю ­статью Конституции. Гараж оформлен на его знакомого, который явно «не при делах». Сегодня говорить что‑либо о происхождении этого оружия еще рано. Было ли оно раньше где‑то «засвечено», покажет баллистическая экспертиза. Мы очень рассчитываем также на «генетику» — возможно, где‑то на изъятых предметах остались биологические следы. Что же касается Андрея Артюхина, то он заявил, что готов подписать с нами досудебное соглашение. По нашим данным, на его совести еще несколько заказных убийств. Думаю, что впереди нас ждет много интересного.


#убийство #преступление #расследование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (7624) от 18.03.2024 под заголовком «Акела промахнулся».


Комментарии