«Жить спокойно, не зная болезней». В Петербурге состоялась научная конференция «Доржиевские чтения»
На состоявшейся в Петербурге масштабной международной научной конференции — X Доржиевских чтениях — прозвучало немало любопытных сообщений, посвященных философии и роли буддизма в истории нашей страны. Встречались в программе чтений и узкоспециальные темы, вызвавшие тем не менее интерес у широкой публики. Одно из таких сообщений, посвященное тибетской традиции врачевания в этнической Бурятии, подготовил авторский коллектив: кандидат исторических наук Наталья Кузнецова из Улан-Удэ, лама петербургского дацана Гунзэчойнэй, зампредседателя межрегиональной общественной организации «Союз Эмчи» Вячеслав Партилхаев и доктор фармацевтических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института общей и экспериментальной биологии СО РАН Тамара Асеева. Профессор Тамара Асеева рассказала «СПб ведомостям» о древней тибетской традиции и перспективах ее интеграции в медицинскую практику сегодняшнего и даже завтрашнего дня.
ФОТО Виталия ИВАНОВА/ТАСС
— Тамара Анатольевна, согласитесь — старинные тибетские тексты сегодня воспринимаются, скорее, как сказочный сюжет. Могут ли средневековые подходы оказаться актуальными, если смотреть на них с позиций современной науки?
— Поверьте, многим ученым их актуальность очевидна. Об этом, кстати, говорилось на прошедшем в 2024 году II международном буддийском форуме «Традиционный буддизм и вызовы современности» в Улан-Удэ, в котором принимали участие представители буддийских духовных общин, светских организаций, государственных и общественных структур, образования, науки, бизнеса. На одной из дискуссионных панелей форума обсуждались проблемы тибетской традиции врачевания в этнической Бурятии. Среди докладчиков были ученые из России, Китая, Шри-Ланки и Индии.
— Эту традицию обсуждали как теорию или уже в некоем практическом разрезе?
— История изучения наследия тибетской медицины когда‑то начиналась в Ленинграде. Основателем школы российских специалистов по изучению лекарствоведения тибетской медицины была профессор Адель Гаммерман (1888 – 1978), заведующая кафедрой фармакогнозии Ленинградского химико-фармацевтического института с 1934-го по 1966 год. Ее заслуги в развитии российской фармацевтики увековечены, регулярно с периодичностью раз в два-три года Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия организует и проводит Гаммермановские чтения.
Адель Федоровна неоднократно бывала в научных экспедициях в Бурятии, встречалась с ламами.
Совместно с тибетологом Борисом Семичовым (1900 – 1981), которого она с большим трудом отыскала в исправительно-трудовом лагере и способствовала его досрочному освобождению, они завершили начатый еще в 1930‑х «Словарь тибетско-латино-русских названий лекарственного сырья, применяемого в индо-тибетской медицине» и опубликовали его в 1963 году. Это настольная книга для всех, кто начинает изучать тибетскую медицину.
Ученики Гаммерман — профессора Клавдия Блинова и Геннадий Яковлев — подготовили для Бурятии целое поколение исследователей, которые достойно продолжают традиции, заложенные ленинградской школой востоковедов и фармацевтов. А сотрудники кафедры фармакогнозии занимаются изучением лекарственных растений флоры Забайкалья, применявшихся в практике тибетской медицины.
Практические наработки уже есть. На основе многолетнего опыта научно-исследовательских институтов и медицинских учреждений в Бурятии создан Республиканский клинический лечебно-реабилитационный центр восточной медицины с поликлиникой в Улан-Удэ, стационаром в местности Верхняя Березовка, собственным производством фитосборов на основе тибетских рецептов и клиникой в селе Горячинск на Байкале. Центр восточной медицины специализируется на лечении традиционными методами в сочетании с достижениями современной системы здравоохранения.
— Все новое — это хорошо забытое старое?
— Рациональные зерна современного подхода к лечению пациента действительно заложены в глубокой древности и описаны в тибетских медицинских сочинениях о сохранении здоровья. Все зависит от самого человека. Мотивации каждого индивидуума на здоровый образ жизни и профилактику заболеваний изложены в главе «Как жить, не болея» книги «Чжуд-ши» — средневекового памятника тибетской культуры.
Там, например, сказано:
«Старайся избегать всего, что может быть условием болезни.
Недостаток, избыток или аномалия в сезонных [проявлениях],
в органах чувств, образе жизни, во вкусах
и действии пищи, как известно, порождают все болезни.
А если все это в меру — болезням не бывать.
Если эти три — образ жизни, питание и лекарства —
соблюдать как положено, можно жить спокойно, не зная болезней».
— Звучит как первый и главный закон модного ныне ЗОЖ…
— Объяснение такое: у здоровых людей три базисные регуляторные системы организма доша (Ветер, Желчь и Слизь) находятся в равновесии. Нарушение равновесия может произойти по разным причинам. В том числе из‑за совершаемых им деяний:
«У здоровых людей доша неизменное.
Они живут долго, не ведая страданий и болезней.
Если доша изменяются, это вредит телу и требует лечения».
При этом о пациенте в «Чжуд-ши» сказано следующее: «Тела различаются по четырем категориям: пол, возраст, тип телосложения и состояние здоровья».
— С полом и возрастом все более-менее понятно. А какие определены типы телосложения?
— Они описаны в этой книге так:
«Люди Ветра сутулы, сухощавы, бледны, многословны,
при движении слышен хруст суставов,
они бедны, недолговечны, телом некрупные,
любят песни, смех, борьбу и стрельбу из лука,
предпочитают сладкий, кислый и жгучий вкусы,
по повадкам похожи на грифов, ястребов и лис.
Люди Желчи подвержены жажде и чувству голода,
волосы и тело у них желтоватого оттенка,
они умны, тщеславны, потеют и пахнут,
богатство и объемы тела у них средние,
любят сладкое, горькое, терпкое и прохладное,
по повадкам похожи на тигров, обезьян и якшасов (демонов).
У людей типа Слизи тело прохладное, мясистое
и белое, суставы, кости нигде не выпирают,
формы у них округлые, голод и жажду переносят легко,
сон у них крепкий, тело крупное, живут долго и богато,
душой широки и по повадкам напоминают буйволов и львов».
— Интересная градация. Но что она дает современному человеку?
— Тибетский подход к делению людей на группы в зависимости от их конституции, можно считать, соответствует современным представлениям о типах темперамента. В зависимости от индивидуальных особенностей пациента в нужном направлении и формируется его мотивация. Это и есть элементы персонализации. Основываясь на подобных подходах, можно будет формировать группы для когортных исследований. Но при этом нужно определиться с современным пониманием термина «доша».
Один из зачинателей изучения традиционной тибетской медицины в Бурятии Эльберт Базарон еще в 1990 году защитил докторскую диссертацию по теме «Тибетская медицина — информационная база знаний для поиска новых методов лечения и лекарственных средств» в Ленинграде, в Институте экспериментальной медицины АМН СССР. Именно Эльберт Гомбожапович наиболее полно определил область проявления трех доша. Он пишет, что под тибетским понятием «Ветер» подразумевается регулирующая функция нервной деятельности в организме. Функциональная активность «Желчи» сводится к ответственности за пищеварение и состояние крови (опосредованно — через функцию печени и энергетические процессы в организме). Функция «Слизи» относится прежде всего к гуморальным механизмам регуляции, в частности, водного и жирового обменов. Примерно в этой же плоскости лежат все толкования значения этих трех терминов в работах современных клиницистов, практических врачей тибетской медицины и филологов.
Читайте также:
Прокрустово ложе стандарта: лечить будут тем, что рекомендовал Минздрав России
Квантовые сенсоры: революция в медицине и нейровизуализации
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7832) от 23.01.2025 под заголовком ««Жить спокойно, не зная болезней»».
Комментарии