Вирусный бумеранг: как противостоять инфекциям, если антибиотики теряют силу?
Как всегда, с наступлением зимы в наши края возвращаются те самые ОРВИ — грипп, аденовирус, коронавирус и прочая зараза. Сами по себе простудные вирусы далеко не всегда опасны — страшны, как мы знаем, осложнения вызванных ими заболеваний. Речь прежде всего о бактериальном воспалении легких — пневмония по‑прежнему входит в топ-10 причин ранней гибели людей. Лечить ее необходимо антибиотиками, а таких средств в арсенале современной медицины все меньше и меньше: после пандемии COVID многие из них стали совсем не эффективными.
ФОТО Frederick Medina on Unsplash
Биологическая угроза
По данным Всемирной организации здравоохранения, различными инфекционными недугами ежегодно заболевают более двух миллиардов человек. Как минимум треть из этого количества погибают, а в некоторых странах показатель доходит до 45 %. За десятилетие было зафиксировано 40 серьезных вспышек заболеваний, вызванных вирусами или бактериями. В основном эти эпидемии остались локальными, врачам удалось с ними справиться. Если не считать, конечно, пандемию коронавируса.
Считается, что в прошлом веке удалось более-менее одолеть холеру с чумой и, пожалуй, оспу, о победе над которой ВОЗ объявила в 1980‑м. К сожалению, уже шесть лет спустя был зафиксирован случай заражения оспой обезьян. А в этом веке, когда уровень коллективного иммунитета упал до нуля, заболеваемость постепенно набирала обороты: в 2023‑м число заразившихся обезьяньей оспой достигло 90 тысяч человек, она была зафиксирована в 116 государствах, в том числе и в нашей стране.
Первоначально определяли 4 штамма вируса, сейчас их уже 12. Кроме обезьян инфекцию могут передавать скунсы, еноты, есть один случай заражения от верблюда. В России, в Костроме, было инфицирование оспой коров. От человека к человеку вирус передается половым путем: оспа обезьян выбрала себе в качестве среды обитания сперму.
Защитить себя от вируса. В Северной столице продолжается вакцинация горожан против гриппаИтак, похоже, мы опять проиграли микромиру: ученые считают, что «прародитель» всех вирусов оспы по‑прежнему жив.
— После пандемии ковида мы все чаще стали говорить о биологической угрозе, которую несут человечеству всевозможные инфекции, — отметил член-корреспондент РАН профессор Константин Жданов на недавно прошедшем в Петербурге ХХ международном научном конгрессе «Рациональная фармакотерапия». — Мы фиксируем возврат старых возбудителей (кори, например), мутации вирусов с непривычными свойствами (тут лучший пример, конечно, коронавирусы) и, наконец, появление совершенно новых инфекций, справиться с которыми подчас нам, врачам, не удается. Это прежде всего вирусы Эбола, Денге и птичий грипп. И происходит это на фоне роста населения планеты, большая часть которого — пожилые люди.
Новое, но не последнее
Как известно, более 75 % инфекций — так называемые зоонозы, то есть вирусы животных. Эксперты утверждают, что глобальное потепление, кроме всего прочего, несет в себе и биологическую угрозу: пересыхающие или, наоборот, оттаивающие болота способны выпустить на поверхность совершенно новые для человека патогены. Затем животными они могут быть перенесены к человеку, став возможной причиной будущих пандемий.
Сложно сказать, откуда появился — не из болот ли? — Candida auris, патогенный грибок, который способен проникать в кровоток, а затем поражать центральную нервную систему и внутренние органы. Возбудитель обнаружен на всех континентах, кроме Антарктиды (правда, это данные 2022 года).
Из 112 изолятов, то есть высококонцентрированного белка этого гриба, выделенных в больницах Петербурга и Москвы в 2017 – 2023 годах, 99 % были устойчивы ко всем основным антибиотикам, при этом он спокойно рос при температуре 42 °С, не «боялся» ультрафиолета и всевозможных «очистителей». И долго мог сохраняться вообще без какого‑либо питания.
Объясняется это наличием у Candida auris особой липидной капсулы, что является уникальным среди всей биоты на планете, и именно капсула защищает вредоносную заразу от всех стрессовых факторов внешней среды.
Немудрено, что эта новая разновидность грибка как минимум в 70 % случаев заражения ведет к гибели пациента.
К сожалению, основной путь инфицирования — так называемый артифициальный: через инвазивные процедуры — либо медицинские (установка катетеров, ингаляторов и пр.), либо некие бытовые (например, при нанесении татуировок). На поверхности оборудования — того же медицинского — инфекция может «жить» до двух недель, клинические симптомы заражения развиваются за два дня.
Кроме высыхающих болот новые заболевания вызываются нашей собственной микробиотой, которая в принципе должна бы быть безопасной.
Тут ВОЗ прежде всего обращает внимание на кишечную палочку и бактерию клебсиелла. Последняя является представителем нормальной микрофлоры кишечника здорового человека и не наносит ему вреда, проблемы начинаются лишь в том случае, когда численность микроорганизма в кишечнике по какой‑то причине превышает норму.
Самыми распространенными и опасными для человека считаются клебсиелла, вызывающая пневмонию (Klebsiella pneumoniae), и клебсиелла окситока (Klebsiella oxytoca), которая также опасна пневмонией, а еще может являться возбудителем заболеваний мочевыводящих путей, суставов, глаз и даже мозговых оболочек.
Как видите, пневмонию способны вызывать не только ОРВИ.
По словам профессора К. В. Жданова, самое печальное в этой истории — практически полное отсутствие эффективных антибиотиков, многим из которых после пандемии COVID-19 «пришла крышка». И прежде всего макролидам, одной из наиболее безопасных групп антибиотиков, не убивающих бактерии, а препятствующих их размножению.
По данным ВОЗ, за последние пять лет рост устойчивости показали более 40 % отслеживаемых комбинаций «патоген — антибиотик», и за год этот показатель в среднем увеличивается на 5 – 15 %. В итоге именно по причине резистентности к антибиотикам в мире ежегодно погибают около пяти миллионов человек.
— Моя мечта, — заметил на конгрессе еще один член-корреспондент РАН, профессор Сергей Сидоренко, — не искать в клиническом образце пациента возбудителя по симптомам, а делать секвенирование всех нуклеиновых кислот, чтобы определить, чем же именно заражен человек, а затем понять, как он реагирует на патоген. Но для этого нужны супероснащенные лаборатории, работающие 24 часа семь дней в неделю, способные определять любую инфекцию.
Таких, по словам эксперта, в нашей стране — по пальцам руки можно пересчитать. Посему мечта пока остается мечтой.
Но что же нам‑то делать?
Конечно, вакцинироваться
По мнению доктора медицинских наук Сусанны Харит, главного внештатного специалиста комздрава по иммунопрофилактике детей, пока ничего лучше вакцинации человечество в борьбе с инфекциями не придумало. К тому же за последние 250 лет именно благодаря прививкам средняя продолжительность жизни увеличилась вдвое.
Сегодня в мире существует уже более 30 эффективных вакцин против бактерий и вирусов. В нашем Национальном календаре обязательных профилактических прививок предусмотрена вакцинация только от 12 инфекций. Обещали, что в 2025 году в этот календарь будет введена еще вакцинация против менингококковой инфекции и ротавируса, а в будущем — против вируса папилломы человека. Но, похоже, сроки срываются.
К тому же эксперты отмечают, что сама схема вакцинации построена на представлениях о демографии прошлого века. Например, прививки от краснухи, особенно опасной для беременных, рекомендуются женщинам до 25 лет, но все меньше представительниц слабого пола рожают сегодня в столь молодом возрасте. Кроме того, подавляющее большинство взрослых уже не имеют достаточного иммунитета против инфекций, от которых их прививали в раннем детстве (именно этим объясняются вспышки кори).
Посему недавно было предложено создать Национальный календарь прививок для пожилых и включить в него вакцины прежде всего от пневмококковой инфекции, вызывающей пневмонии, от герпеса и гриппа. Все необходимые препараты, по утверждению специалистов, в России есть. Необходимо только принять решение.
Читайте также:
ВИЧ отступает: заболеваемость в Петербурге ниже общероссийских показателей
Слабость сильного пола. В Петербурге идёт пятилетка мужского здоровья
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (8059) от 18.12.2025 под заголовком «Вирусный бумеранг».




Комментарии