Прокрустово ложе стандарта: лечить будут тем, что рекомендовал Минздрав России

С 1 января 2025 года в России внедрены обязательные клинические рекомендации. Если проще — врачи начнут лечить пациентов по единому стандарту. Конечно, это требование касается в первую очередь медиков, ибо за отступление от него им грозит административная или уголовная ответственность.

Прокрустово ложе стандарта: лечить будут тем, что рекомендовал Минздрав России | ФОТО freepic.com

ФОТО freepic.com

Но и пациентам неплохо бы знать, почему отныне доктор будет назначать не те исследования или лекарства, которые прописывал ранее, а только то, что утверждено в клинических рекомендациях. Поэтому разберемся, что это за документ и зачем он нужен.

Как вы считаете, на что ориентируются врачи при оказании медицинской помощи? Конечно, на знания, которые они получали во время учебы, и на клинический опыт — собственный и своих коллег. Но, как мы все хорошо понимаем, сегодня информация, полученная в институтах, очень быстро устаревает. Появляются новые технологии и препараты. Уследить за всеми переменами могут далеко не все.

Поэтому еще несколько десятилетий назад в международной медицинской литературе появились клинические рекомендации. Это документы, содержащие научно доказанную информацию о профилактике, лечении и реабилитации пациентов. В частности, в них прописана вся информация о той или иной болезни — клиническая картина, критерии диагноза, прог­нозы осложнений и риски, меры профилактики, наименования используемых для лечения препаратов.

В нашей стране клинические рекомендации еще лет двадцать назад начали разрабатывать разные медицинские учреждения. Загвоздка была в том, что все они выпускались без утверждения в Минздраве. Поэтому для одной болезни их можно было обнаружить с десяток, причем с совершенно разным содержанием. И вот только теперь Минздрав вводит единый стандарт лечения по всей стране.

Как считают в ведомстве, клинические рекомендации, которые разработаны и апробированы профессиональным сообществом, — это не очередной бюрократический документ, а квинтэссенция доказательной медицины, которая суммирует самые современные знания о том, как и чем лечить правильно. «Следование им повысит качество, преемственность и единообразие медицинской помощи по всей стране. Они позволят убрать из клинической практики методы и лекарства, которые не доказали свою эффективность, и внедрить те, что обладают высоким уровнем доказательности».

По идее, следование клиническим рекомендациям должно существенно поднять уровень оказания медицинской помощи, ведь в похожих ситуациях все — и опытные доктора, и вчерашние выпускники вузов — будут мыслить и действовать одинаково. Для пациентов это несомненный плюс, вряд ли кто‑то из них откажется лечиться «по мировым стандартам». Да и для врачей этот документ вроде как лишним не будет. Ведь кроме знаний он, в случае жалоб или, не дай бог, судебного разбирательства, защитит доктора от любых претензий. Так почему столько медиков относятся к рекомендациям весьма скептически?

Дело в том, что лечить, опираясь на мировые достижения, могут далеко не все клиники. Это в медицинских организациях столичных городов есть и необходимое оборудование, и требуемые препараты. А в отдаленных уголках страны (которых, кстати, немало), в рядовых больницах и поликлиниках не только остро не хватает современной аппаратуры и дорогих лекарств, там и врачей‑то недокомплект.

Какую качественную помощь может предложить пациенту доктор, если у него в арсенале лишь йод и зеленка? А в рекомендациях сказано, что больному необходимо пройти томографию и консультацию у узкого специалиста, которого нет ни в данном населенном пункте, ни даже в ближайшем. В этом случае врач просто вынужден будет назначить что‑то другое по своему усмотрению. И что ему за это, стать «крайним»? Или все‑таки за работу «по‑старому» санкций не будет? Если нет, то для пациентов опять мало что изменится.

Поэтому многие справедливо считают, что, прежде чем вводить единые стандарты, неплохо бы было поднять материальную базу здравоохранения в проблемных регионах.

Еще один момент, который вызывает недоумение в среде профессионального сообщества. Клинические рекомендации регламентируют список препаратов, которые медик может назначать пациенту. Новые лекарства появляются несколько раз в год, а рекомендации, по закону, пересматривают только раз в три года. В итоге врачи даже в столичных клиниках не смогут назначать пациентам инновационные медикаменты.

Конечно, остается надежда, что клинические рекомендации не станут прокрустовым ложем. И если врач сочтет, что в конкретной ситуации требуется лечить нестандартно, он вполне сможет это сделать, ничего не опасаясь.

Кстати, нам, пациентам, тоже не помешает время от времени заглядывать в клинические рекомендации (их можно найти на сайте Минздрава). Хотя бы для того, чтобы сравнить то, что предписано, с реально получаемым лечением. Согласитесь, такие знания лишними не будут.

Читайте также:

Незваные знакомцы. Пик заболеваемости гриппом А специалисты ожидают в феврале-марте

Правительство РФ утвердило обновлённую программу бесплатной медпомощи на 2025 – 2027 годы


#здоровье #медицина #Минздрав РФ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7831) от 22.01.2025 под заголовком «Прокрустово ложе стандарта».


Комментарии