2Vtzqv4Hz9U

Петербург против COVID. Как город перенес две волны коронавируса

На прошлой неделе Росстат опубликовал данные по демографии за прошедший год – и стали ясны истинные масштабы ковидных потерь в стране. Картина печальная, но есть и хорошая новость: Петербург на общем фоне выглядит не так плохо, как об этом говорили данные оперативного штаба по борьбе с коронавирусом.

Петербург против COVID. Как город перенес две волны коронавируса | Фото Сергея Карпухина/ТАСС

Фото Сергея Карпухина/ТАСС

Напомню, в прошлом году наш город, по данным оперативных штабов, долгое время с отрывом лидировал среди регионов как по смертности, так и по летальности. Со временем статистика несколько выравнялась, но все равно Северная столица остается одной из худших в стране. Объяснения этому предлагались разные – пожилое население, нездоровый климат, высокая социальная активность, недальновидность городских властей и т. д.

Статистика Росстата дает куда более простое объяснение. Судя по всему, такая разница объясняется особенностями подсчета данных в оперативных штабах различных регионов, а на самом деле никакой значимой разницы в смертности нет. В целом Петербург справился с пандемией на уровне других субъектов страны.

Судите сами. По данным оперативного штаба, к концу года от коронавируса в городе умерли примерно 7700 человек (это 13% от общероссийского показателя). В то же время так называемая избыточная смертность, то есть разница по смертям по сравнению с 2019 годом, составила, по данным Росстата, 13 558 человек.

По опыту западных стран считается, что примерно 80% избыточной смертности относится напрямую к ковидным смертям, а остальное – к косвенному влиянию пандемии, прежде всего к тому, что в новых условиях осложнился доступ к любым видам медицинской помощи. В Петербурге соотношение составляет 57%, однако у нас учитываются лишь те летальные исходы, в которых коронавирус признан основной причиной смерти. Так что в целом данные не противоречат друг другу, а статистика нашего оперативного штаба выглядит достоверной.

А вот с общероссийскими данными все сложнее. Оперативный штаб к концу года насчитал 57 тысяч ковидных смертей, в то время как Росстат приводит совсем другие цифры: 104 тысячи умерли непосредственно от коронавируса, а еще в 48 тысячах случаев вирус был диагностирован, но не стал главной причиной смерти. Всего же избыточная смертность по стране составила 323 тысячи человек – почти в шесть раз больше официальных ковидных потерь. Причем весь этот прирост в той или иной степени объясняется коронавирусом, поскольку все последние годы у нас смертность, наоборот, снижалась.

Даже в Москве оперативный штаб занижает данные, если судить по расхождению с цифрами Росстата. Избыточная смертность находится в обеих столицах приблизительно на одном уровне (+23% по сравнению с прошлым годом), так что все разговоры об эффективных мерах Сергея Собянина и непоследовательности петербургских властей не более чем пиар.

Конечно, оперативные данные потому так и называются, что собираются быстро, а потому могут содержать некоторые неточности. Но именно «неточности», а не разницу в несколько раз. Такие расхождения можно объяснить только одним: во многих регионах во время пандемии отчаянно занижали масштаб бедствия. Обвинять в злом умысле никого не будем, нежелание сеять панику тоже понятно. Но есть подозрение – занижение смертности снижало бдительность населения и никак не способствовало эффективности масочного режима, а это в свою очередь приводило к росту заболеваемости.

Из данных Росстата видно, насколько дорогим оказался отказ от локдауна во время второй волны. Только за декабрь смертность выросла по стране на 94 тысячи (+63%), а в Петербурге – на 3,4 тысячи (+69%). Да, благодаря этому удалось не обрушить экономику – но какой ценой? Впрочем, хорошего выбора здесь не было, ведь экономический коллапс и ухудшение качества жизни могло привести к не меньшему количеству жертв.

Главный же вывод из этой статистики очевиден – коронавирус действительно оказался серьезным испытанием для страны, и сравнивать его с обычным гриппом, как до сих пор делают некоторые ковид-диссиденты, никак нельзя. Не стоит раньше времени снимать маски или начинать ходить среди толп людей, если можно этого избежать.

И тем более нельзя пренебрегать лучшим способом защиты от вируса – вакцинацией. Сейчас, когда вакцина стала в городе уже относительно доступной, система записи более-менее отлажена, а безопасность самой вакцины проверена на многих людях, включая автора этих строк, аргументов «против» уже практически не осталось. Конечно, многие из нас не входят в группы риска и не слишком боятся заразиться. Но ведь вакцинированный спасает не только себя, но и жизни тех людей, которых он мог бы заразить в случае болезни. По сути, выбор стоит простой – привиться или стать невольным убийцей своих пожилых родных или просто незнакомых людей...

#коронавирус #пандемия #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 26 (6864) от 15.02.2021 под заголовком «Субъект скорее жив».


Комментарии