2Vtzqv4Hz9U

Пациент в мониторе. В чем преимущество телемедицины?

Еще три года назад, когда в январе 2018 года вступил в силу закон о телемедицине, многим казалось, что такое виртуальное общение с врачом большим спросом пользоваться не будет. Однако в условиях пандемии этот способ оказания медицинских услуг оказался более чем востребованным.

Пациент в мониторе. В чем преимущество телемедицины? | Телемедицина хороша и для врачей, и для пациентов. Одним она позволяет обсудить сложный случай с коллегами, другим – получить второе мнение, когда возникают сомнения насчет точности диагноза или плана лечения. / ФОТО Владимира ГЕРДО/ТАСС

Телемедицина хороша и для врачей, и для пациентов. Одним она позволяет обсудить сложный случай с коллегами, другим – получить второе мнение, когда возникают сомнения насчет точности диагноза или плана лечения. / ФОТО Владимира ГЕРДО/ТАСС

Для начала попробуем разобраться, что представляет собой телемедицина. На самом деле ничего фантастического в ней нет. Это консультация врачей посредством современных систем связи. Кстати, еще в середине прошлого столетия медики с помощью телефона частенько давали советы коллегам, работающим на отдаленных территориях. А с появлением Интернета проводить такие консилиумы стало гораздо проще.

У телемедицины два ключевых направления: «врач – врач» и «пациент – врач». Так, столкнувшись со сложным случаем, доктор из региональной больницы может устроить удаленный консилиум с коллегами из крупного медцентра. Это дает возможность врачу получить профессиональную поддержку и второе мнение, правильно поставить диагноз, выбрать тактику лечения.

Телемедицина позволяет, например, оперативно передавать рентгеновские снимки и изображения, полученные в результате КТ или МРТ-обследований. И направлять их в медицинские центры на расстоянии тысяч километров от места оказания помощи, если там нет профильного специалиста. Эти данные выводятся на экран компьютера, врач удаленно анализирует полученную информацию и уточняет диагноз. И именно это направление сегодня активно используется.

А вот направление «пациент – врач» стало развиваться лишь с 2018 года, когда закон о телемедицине разрешил медикам консультировать больных по Интернету или по телефону, а пациентам точно так же получать рецепт или выписку из истории болезни, не посещая поликлинику.

Правда, при этом никто не дал врачам право ставить диагнозы и назначать лечение на расстоянии. Докторам разрешено только три вида дистанционной помощи – консультация, медицинское наблюдение и консилиум.

Кстати, с приходом пандемии такие услуги стали более чем востребованными. И вот почему. Во-первых, многие клиники перепрофилировали для борьбы с инфекцией, из-за чего была приостановлена плановая помощь больным, что отнюдь не означало снижения потребности в ней. Во-вторых, состояние большинства пациентов, пере-

несших коронавирус, было таково, что до поликлиники им было просто не дойти. А в-третьих, режим самоизоляции резко ограничил возможности граждан в получении квалифицированных медицинских консультаций.

По словам заведующей отделением телемедицины и информационного обеспечения Центра им. Алмазова Натальи Авдониной, пандемия многократно увеличила актуальность удаленной медицинской работы. Например, только за год в России спрос на дистанционные консультации вырос почти на 200%. В телемедицине уже задействован широчайший спектр специалистов – от терапевтов до онкологов.

Авдонина отметила, что в настоящее время наибольшее развитие получают мониторинговые системы. То есть врач, например, назначает человеку с сердечно-сосудистыми, эндокринными или другими хроническими заболеваниями схему лечения на очном приеме, а вот следить за состоянием здоровья пациента и при необходимости корректировать дозировку препаратов он может уже удаленно. И ряд поликлиник активно использует именно такие виртуальные технологии.

Что же касается консультаций «пациент – врач», то они, к сожалению, не везде бесплатны. Проекты по внедрению телемедицинских услуг в систему обязательного медицинского страхования стартовали лишь в шести регионах страны. Петербурга среди них пока нет.

Правда, как подчеркнула Авдонина, виртуальное общение с врачом хоть и удобно, но не является панацеей и никогда не заменит живого контакта.

Руководитель информационно-сервисной службы заведующая отделом телемедицинских технологий НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова Анна Малкова (ее центр консультирует врачей всего Северо-Западного региона) с коллегой солидарна. Вот ее оценка: если до пандемии количество телемедицинских консультаций было в пределах сотни, то сейчас счет идет на тысячи. Так, только в 2021 году НМИЦ провел почти 3,5 тыс. консультаций по линии «врач – врач».

В ближайшие пару лет в связи с эпидситуацией, а также немалой ценой поездок все это будет развиваться. Но важно понимать, что вылечить дистанционно заболевание никто не в силах.

«Телемедицина не панацея и не что иное, кроме как еще один инструмент, еще один способ оказания медицинской помощи. Поэтому в ряде случаев поставить точный диагноз невозможно. Но в тех ситуациях, когда это реально, то одновременно и эффективно», – добавила она.

Кстати, получать консультацию врача дистанционно к 2030 году должны 50% пациентов. Такую цель поставили в Смольном. Кроме того, там намерены увеличить и долю тех, кто получает рецепты в электронном виде – сейчас таких пациентов только 5%, через несколько лет этот показатель должен достичь 100%.


#врачи #медицина #онлайн

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (7034) от 20.10.2021 под заголовком «Пациент в мониторе».


Комментарии