Несколько часов на спасение. Что делать при подозрении на инсульт?
Пандемия COVID-19 продолжается, но люди болеют не только коронавирусной инфекцией. Сегодня в Петербурге каждые сутки выходят на линии около 600 машин скорой помощи, и только десятая часть из них занята выездами к пациентам с COVID-19. Среди тех, кто подлежит немедленной госпитализации, люди с симптомами инсульта. В преддверии Всемирного дня борьбы с инсультом, который отмечается 29 октября, специалисты в области нарушений мозгового кровообращения еще раз призвали своих пациентов: не ждите – не рассосется, при первых признаках заболевания немедленно вызывайте скорую. Телефоны известны: 03, 112.
ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС
Между тем симптомы инсульта хорошо изучены: опускается угол рта с одной стороны, нет возможности поднять руку или ногу, не получается выговорить простую фразу. Однако знать их должны не только специалисты, и даже в первую очередь не они, а все население. Это ж такой элементарный медицинский ликбез. А дальше нужно действовать очень быстро. Лечение инсульта максимально эффективно в первые 4,5 часа от начала заболевания. В этот период тромб в сосудах головного мозга еще можно растворить за счет тромболитической терапии – специальными лекарствами. Затем начинается отмирание нервных клеток в мозге, и тогда тяжелые последствия почти неизбежны. При этом у нас в Петербурге созданы все условия, чтобы в эти 4,5 золотого часа уложиться.
– Маршрутизация для пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения в городе выстроена. Есть 16 сосудистых центров и первичных отделений. Часть из них сейчас перепрофилированы под лечение пациентов с COVID-19, однако, несмотря на пандемию, в 2020 – 2021 годах мы продолжали их оснащать современным оборудованием: магнитно-резонансными и компьютерными томографами, специальными операционными микроскопами для работы на головном мозге. Пациенты в течение двух лет обеспечиваются бесплатными препаратами из списка в 23 наименования. Доктор подбирает именно то лекарство, которое необходимо конкретному больному, чтобы предотвратить повторный инсульт и справиться с последствиями перенесенного, – рассказал первый заместитель главы городского комитета по здравоохранению Андрей Сарана.
Безусловно, пандемия не могла не сказаться на работе сосудистых центров. Значительную часть из них переводили на какие-то промежутки времени и переводят сейчас на прием пациентов с коронавирусной инфекцией. В первую очередь потому, что они высокотехнологичны, персонал хорошо подготовлен к работе с тяжелыми больными, в том числе в реанимациях. В 2019 году в городе было 993 койки для пациентов с инсультами, в период пандемии их число снижалось в некоторые месяцы до пятисот и даже до трехсот.
– Мы понимаем, что решается глобальная задача по борьбе с эпидемией, но под угрозой оказались пациенты, которые существуют всегда. Ежегодно в Петербурге диагностируется от 20 до 22 тысяч инсультов. Это многолетние показатели, и нам надо быть готовыми оказать помощь такому числу пациентов. Да, в условиях пандемии приходится чем-то жертвовать. В частности, если раньше доставка больного с адреса в стационар составляла в среднем 12 – 13 минут, а передача больного 7 минут, то сейчас иногда до часа. Но главная проблема в другом. Пандемия напугала пациентов, и как один из ее эффектов – их нерациональное поведение. Вместо того чтобы немедленно вызывать скорую и госпитализироваться, люди с симптомами инсульта пытаются отсидеться дома, боясь заразиться COVID-19 в стационаре. В 2020 году были госпитализированы около 18 тысяч пациентов с инсультом вместо 20 – 22 тысяч в прошлые годы. Это значит, что порядка 3 – 4 тысяч больных или не вызвали врача, или отказались от госпитализации. Это приводит к тяжелым последствиям, смертность при остром инсульте увеличилась с 16 до 20 – 21%, а в некоторые периоды до 25 процентов, – сообщил главный внештатный специалист-невролог комитета по здравоохранению Игорь Вознюк.
Как уже сказано, часть сосудистых центров в условиях пандемии перепрофилирована под прием пациентов с коронавирусной инфекцией, но это не значит, что получившие инсульт люди остаются без помощи. С симптомами заболевания немедленно госпитализируются все (кроме тех, кто отказывается), при этом нагрузка на действующие стационары резко возросла.
– В самый пик эпидемии в городе оставалось только три, в том числе наш, «зеленых» стационара, оказывающих помощь пациентам с инсультом, не страдающим коронавирусной инфекцией. Ежегодно к нам госпитализировались порядка 4700 пациентов и у трех тысяч из них диагностировался инсульт, но в 2020 году госпитализировались на тысячу больше. В результате нагрузка на персонал многократно возросла, особенно когда начали болеть сами врачи. В какой-то момент на одном из отделений работал только заведующий, поскольку все остальные врачи были на больничном. Конечно, нам приходилось быстрее выписывать пациентов. Койко-день пациента снизился с 7 – 8 до 5,7. То есть в среднем мы держали в стационаре заболевшего менее шести дней. При этом больным оказывались все виды высокотехнологичной помощи вплоть до нейрохирургических операций, – отметила руководитель регионального сосудистого центра Елизаветинской больницы Татьяна Сергеева.
При этом проявилась еще одна проблема, также связанная со страхом людей госпитализироваться в период эпидемии. Инсульт часто, но не всегда возникает одномоментно. У человека может быть предынсультное состояние, когда появились небольшие симптомы: слабость руки, нарушение речи, но в течение суток они проходят. Однако это не повод радоваться, необходимо немедленно обращаться к врачу, чтобы не случился уже тяжелый приступ болезни. Но не обращаются.
– Каждый год к нам приезжали порядка 300 пациентов в предынсультном состоянии. Мы проводили им весь спектр диагностики, подбирали профилактическую программу, чтобы инсульта не произошло. Это очень важно. Но в 2020 году с такими симптомами в наш стационар обратились менее 200 человек. То есть мы недосчитались более 100 таких пациентов. Что с ними произошло, неизвестно. Скорее всего, госпитализировались уже позже – в тяжелом состоянии. Поэтому призываю: приезжайте к нам обязательно. Лучше – по скорой помощи, просто потому, что это быстрее. Но если вы оказались рядом с больницей, то обращайтесь самостоятельно. Мы окажем помощь любому человеку, – заверила Татьяна Сергеева.
Как уже отмечено, число инсультов из года в год остается примерно на одном уровне: в Петербурге более 20 тысяч, по всей России – 450 тысяч. И тогда появляется вопрос об успешности профилактики этого заболевания. Она возможна, а главное – необходима.
– Чтобы снизить смертность от инсульта, а это сегодня главное, мы должны ставить определенные цели и доводить их до населения. Один из главных рисков инсульта – артериальная гипертензия, повышенное давление. Но снижение артериального давления всего на 10 пунктов – и это не так сложно – позволяет уменьшить риск смертельного исхода при инсульте на 52%. При доведении давления до нормы: 130 на 80 риск самого инсульта сокращается многократно. К этому надо стремиться и врачам, и самим людям. Другой фактор риска – нарушения ритма сердца. Если они диагностированы и пациенту разработана специальная программа, то риск инсульта у него снижается на 70%. Это очень хорошая технологическая профилактика, – отметил председатель Ассоциации неврологов Петербурга и
Ленобласти заведующий НИЛ неврологии и нейрореабилитации Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова Станислав Янишевский.
Среди других факторов риска инсульта, которые назвал руководитель Ассоциации неврологов, – атеросклероз, с которым тоже можно бороться, диабет, если его плохо лечат, а также избыточный вес, малая подвижность и вредные привычки – курение и алкоголь.
– С алкоголем все достаточно просто, поясню, как говорится, на пальцах. Если человек вечером много выпил, то утром его мучает жажда. Это значит, что кровь сгустилась, стала медленнее протекать по сосудам, а в густой крови риск образования тромба заметно увеличивается. Причем пить хочется не просто воду, а больше рассол. Это потому, что в организме происходят электролитные нарушения: не хватает калия, натрия, хлора. А эти вещества участвуют в передаче нервных импульсов. Их нехватка может привести к нарушениям, в том числе фатальным, ритма сокращения сердечной мышцы, которая способна в этом случае выбросить тромб в сосуды головного мозга, – объяснил специалист комитета по здравоохранению Андрей Сарана.
И еще раз о главном. При появлении симптомов заболевания бессмысленно ждать их исчезновения, нельзя лечиться самостоятельно. У пациента нет времени идти в поликлинику или домой, если удар застиг его в пути. Только немедленный вызов скорой помощи и доставка в больницу дают шанс вернуться к прежней жизни – без осложнений, без инвалидности.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (7040) от 28.10.2021 под заголовком «Не ждите, не рассосется».
Комментарии