Медицина без посредников. Как реформа ОМС отразится на пациентах?
Правительство планирует существенно реорганизовать систему обязательного медицинского страхования. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. И хотя в документе речь идет в основном о разделении финансовых потоков, по мнению некоторых экспертов, простому пациенту эта инициатива тоже может «выйти боком». В частности, как они считают, для многих из них высокотехнологичная медицинская помощь может стать менее доступной.
Фото: Pixabay
Один из ключевых пунктов реформы – выделение в отдельную категорию федеральных медицинских организаций. Для них предусматривается прямое финансирование Фондом ОМС, минуя страховые медицинские организации. Расходоваться эти средства будут в том числе и на оказание медицинской помощи, включенной в программу ОМС, которая сейчас оплачивается территориальными фондами регионов.
При этом, сколько пациентов смогут ее получить в федеральных клиниках и по каким тарифам, решать будут в Минздраве и ФОМС. Кроме того, в два раза снижается объем финансирования расходов на ведение дел (РВД) страховщиками: с 1 – 2% до 0,5 – 1% от суммы средств, поступивших по дифференцированным подушевым нормативам. Таким образом уже к 2023 году правительство рассчитывает сэкономить до 6,8 млрд руб.
И «вишенка на торте» – контролировать качество оказания медицинских услуг в федеральных клиниках будут... ФОМС и Минздрав. Вот такой получается финансист и контролер «в одном флаконе».
Фактически, как считают противники реформы, ФОМС присваивает себе несвойственную ему функцию, ломая систему, которую государство выстраивало десятилетиями, стремясь отдать эту сферу под контроль независимых игроков – страховых организаций. На практике это может означать ликвидацию одного из главных достижений действующей модели здравоохранения – возможности получить медицинскую помощь в федеральных медицинских учреждениях по всей стране в рамках системы ОМС. А следовательно, не исключен риск коррупции, особенно сейчас, во время пандемии, когда объемы плановых операций сокращены.
Член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко обращает внимание на то, что сегодня работает следующий отлаженный механизм: в регионе есть информация о свободных койках в федеральном медицинском центре, а у пациента, который нуждается в высокотехнологичной помощи, есть право выбора. Что будет после принятия закона, когда исчезнет независимый контроль? Не исключено, что многим пациентам станут отказывать в бесплатном лечении, ссылаясь на то, что квоты, увы, израсходованы. И люди будут вынуждены попадать в федеральные медцентры «через кассу».
Его поддерживает вице-президент, председатель комитета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. Он обращает внимание: даже если пациент и попадет в федеральные клиники бесплатно, то жаловаться на некачественно оказанную медпомощь ему будет некому.
– Исключение страховых компаний – это исключение экспертизы, которая позволяет получить независимую от Минздрава оценку, – считает эксперт. Он также сулит рост платных услуг в системе здравоохранения и банкротство многих страховых компаний.
– Совершенно очевидно, что осуществление экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных институтах, чиновниками ФОМС будет пустой формальностью, а не подлинно независимой экспертизой, – подчеркивает председатель координационного совета «Движения против рака» Николай Дронов.
Директор центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей Шишкин уточняет, что страховщики – это то самое незаменимое звено в сфере здравоохранения, призванное защищать права своих клиентов и финансово заинтересованное в высоком качестве оказания медицинских услуг. «Если обратиться к опыту зарубежных стран, то везде роль страховых организаций выше, чем в России. Они могут влиять на объем медицинских услуг, который заказывается у того или иного лечебного учреждения. Там страховщики заставляют больницы повышать качество услуг – они направляют пациентов в клиники, на которые меньше жалоб, а рейтинги выше. В нашей стране, к сожалению, страховщики лишены возможности влиять на финансирование», – рассуждает эксперт.
К слову, президент РФ Владимир Путин неоднократно выступал против отхода от страховых принципов организации здравоохранения. «Если мы сейчас начнем ликвидировать страховые формы медицины, мы вообще перейдем к полному хаосу в этой сфере», – заявил глава государства на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном собрании в апреле 2018 года.
К президенту и апеллировал в своем письме руководитель Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, уверенный в том, что намечаемая реформа приведет к дезорганизации здравоохранения и является шагом назад в развитии системы ОМС.
Между тем Счетная палата РФ заявляет, что ежегодно по вине «посредников» система здравоохранения теряет десятки миллиардов рублей. Существующей системой медстрахования, формально скопированной с немецкой модели на российский лад, многие в стране недовольны – как врачи, так и пациенты. И вопрос об ее изменении назрел.
Конечно, опасения страховщиков понятны. Федеральные медицинские клиники всегда финансировались по особому принципу. Поменять этот сладкий кусок пирога на сухарик вряд ли кто захочет.
По словам ректора Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбековой, федеральные клиники, как и раньше, будут получать деньги только за пролеченного пациента. Только по новому закону их будет выплачивать напрямую ФОМС без существующих ныне посредников – частных страховых медицинских организаций (СМО).
– СМО за каждого пациента имеет свой процент. Плюс они еще получают процент от штрафов, которые взимают с медицинских организаций по итогам разного рода проверок. В итоге ежегодно в «карманах» СМО оседает, по разным расчетам, до 30 млрд руб. и даже больше. Естественно, что их страшно взволнует то, что по новому законопроекту часть денег ОМС пройдет мимо их копилки, – считает Гузель Улумбекова.
Первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко, тоже являющийся сторонником реформирования системы ОМС, напомнил, что «разного рода фонды и страховые компании – это «надстройка», посредники, которые не решают ровным счетом никаких проблем», у них чисто технические функции: учет застрахованных, оплата медицинской помощи, экспертиза».
Как подчеркнул глава Минздрава Михаил Мурашко, страховщики переживают, что средства, выделяемые на финансирование федеральных учреждений, не пойдут через страховые компании. Так они и раньше не шли! Их перечисляли через территориальные фонды в рамках межтерриториальных расчетов. И никогда страховые компании участия в этом не принимали.
По словам помощника министра Алексея Кузнецова, выделение федеральных учреждений в отдельный сегмент только повысит доступность высокотехнологичной медицинской помощи для граждан. «Как правило, она нужна наиболее тяжелым пациентам, и им в случае принятия поправок станет проще ее получить. А к проведению экспертизы качества медпомощи, как и сейчас, будем привлекать независимых экспертов», – заверил он.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (6770) от 22.10.2020 под заголовком «Медицина без посредников».
Комментарии