Лучше не будет. Что показывает математическая модель распространения коронавируса?
Математическая модель распространения коронавируса показывает: лучше не будет. Будет ли хуже, зависит и от нас.
Фото: Pixabay / leo2014
Сейчас городские власти руководствуются данными матмодели, согласно которой оптимистичный сценарий (когда меры не ужесточаются, остаются «квазикарантинными», но народ их надлежаще исполняет) - 40 тысяч заболевших к середине июня. И пессимистичный - 120 тысяч заболевших уже к середине мая. Возможное количество жертв подсказывает мировая статистика: в одних странах 2% от заболевших, в других больше 10%.
Матмодель разработана в петербургском Политехе Петра Великого: там расположен один из российских центров национальной технологической инициативы (НТИ). Центры в обычное время стремятся застолбить за Россией лидерскую позицию на новых технологических рынках вроде беспилотников, нейротехнологий, интеллектуальных транспортных систем и т. д. Центр при Политехе заточен на «Новые производственные технологии» (так и называется), но сейчас цифровая платформа обсчитывает и коронавирусные сценарии.
Как рассказывал в ТАСС проректор Политеха по перспективным проектам, руководитель Центра НТИ Алексей Боровков, рабочая группа была создана 3 февраля после встречи с представителями Минздрава, недели через две интерес проявило правительство Петербурга, была сформирована группа экспертов, 30 марта губернатору на стол легла пояснительная записка, где описывалась ситуация и прогноз. В целом постановления (от объявления режима повышенной готовности до перехода на дистанционное обучение и обязательную самоизоляцию для граждан «65+») опираются на эти матмодели.
- Есть график, который демонстрирует, что введение этих мер затормозило нежелательное развитие ситуации, - говорит ученый.
Политеховцы (математики и программисты) вместе с вирусологами петербургского НИИ гриппа им. Смородинцева, эпидемиологами, экономистами сфокусировались на нескольких регионах: Петербург и Ленобласть (оба субъекта - «сообщающиеся сосуды»), Республика Коми, Мурманск. Вообще из семи регионов, где эпидобстановка наиболее напряженная (Москва, Мособласть, Петербург, Коми, Нижегородская, Ленинградская, Мурманская области), четыре - в СЗФО.
Модель используют классическую, Кермака — Маккендрика, она была разработана в 1920-х для прогнозирования распространения эпидемий, с тех пор, конечно, совершенствовалась.
- Мы вынуждены учитывать, что находимся в условиях неопределенных данных, - предупреждает Боровков. - Точных данных нет и не будет.
Потому что, например, невозможно сказать, сколько людей находятся в инкубационном периоде, его продолжительность до сих пор дискутируется - то ли 14 дней, то ли больше. Или считать ли инфицированными тех, у кого один тест положительный, второй отрицательный? Еще один критический момент - бессимптомные инфицированные, именно их возможное влияние вписано в худший сценарий.
Сложно с так называемым коэффициентом интенсивности контактов с последующим инфицированием: это когда встретился с заболевшим и сам заразился. На старте эпидемии считалось, что этот коэффициент 2 - 3, т. е. один инфицированный заражает каждый день в среднем двух-трех человек. Недавнее зарубежное исследование вышло на коэффициент 6 - 7. Но даже если и 2, то за месяц один инфицированный может заразить до 400 человек, говорит Алексей Боровков.
- Человек очень плохо оперирует большими числами, - сетует ученый.
В том смысле, что из школьного курса помним про 2 в степени n (где n - число стадий контакта с заболевшим): 2 в степени 2 будет 4, 2 в степени 3 равно 8 - и вроде терпимо. Но в 10-й степени - уже 1024, а в 33-й степени (33 стадии контакта) достаточно, чтобы заразилась вся планета и еще осталось бы. Слава богу, все-таки не «каждый заражает каждого», но формулу нужно держать в голове: она, как уточняет Алексей Боровков, «дает четкое представление, что мы получим, если не будем ограничивать контакты». К примеру, если бы никаких мер не вводилось, в двадцатых числах мая было бы до 2 миллионов инфицированных.
При всем множестве «неопределенных данных» все же есть определенные, считаемые вплоть до штуки. Это, например, количество койко-мест и аппаратов ИВЛ. И уже можно судить, сколько при том или ином сценарии продержится система здравоохранения. Пока, говорит Боровков, перепрофилирование больниц «под коронавирус» - то решение, которое повышает ресурсы здравоохранения и отодвигает временную планку, после которой система начнет надрываться. По словам ученого, в России благотворную роль сыграло то, что сферу медицины у нас не успели «домодернизировать». Но эффект снижают русский авось и нарушение самоизоляции.
Сроком достижения пика (когда статистика по зараженным перестанет расти) и выхода на плато ученые называют середину июня. Пока, говорят они, нет оснований считать, что ситуация будет кардинально улучшаться. Потому как более жестких мер власти в Петербурге пока не принимают. Ученые предупреждают: самое опасное - расслабиться, когда статистика по зараженным выйдет на плато. Народ расценит это как «пронесло» и начнет, условно говоря, радостно обниматься, тем самым вновь резко повышая количество заражений.
Спад эпидемии пока прогнозируется на «после июня». Но вот примета того, что нельзя терять бдительности: ученые призывают власти подумать, в частности, не только о грядущих ЕГЭ и вступительной кампании в вузы. Но и как быть, если 1 сентября придется встречать дистанционно.
МЕЖДУ ТЕМ
В Петербурге на 19 апреля общее число инфицированных коронавирусом горожан достигло 1760 человек. Только за последние сутки было выявлено 114 новых случаев заражения. К сожалению, восемь пациентов скончались.
В Ленинградской области количество зараженных тоже увеличилось на 29 человек. Всего в 47-м регионе зарегистрированы 417 пациентов с диагнозом «коронавирус». Жертв, к счастью, пока нет.
По данным регионального оперштаба, за последние сутки в Петербурге обследованы на коронавирус 9222 человека. На карантине находятся 4123, из них 57 - в обсерваторе, 827 - на самоизоляции, 3239 - «контактные».
Всего в российских регионах на 19 апреля зарегистрированы 6060 новых зараженных COVID-19. Из них почти 43% не имели клинических проявлений болезни.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 066 (6664) от 20.04.2020 под заголовком «Модель и авось».
Комментарии