Лекарство против страха. Как справиться с паническими атаками?

В начале весны моя знакомая уверяла, что всю эту «пандемическую кашу» чуть ли не «враги заварили». Однако по мере развития ситуации ее отношение к происходящему стало резко меняться. Сначала появился страх (она боялась выйти даже в магазин), а потом накатила депрессия. И теперь она искренне верит, что все «человечество обречено на вымирание». Увы, в этом убеждении она не одинока. Как считают специалисты, длительное пребывание в состоянии тревоги и постоянный поток негативной информации способны отключить рациональное мышление даже у вполне вменяемых людей.

Лекарство против страха. Как справиться с паническими атаками? | ФОТО Vincenzo Livieri/ZUMA Wire/ТАСС

ФОТО Vincenzo Livieri/ZUMA Wire/ТАСС

Увы, в этом убеждении она не одинока. Как считают специалисты, длительное пребывание в состоянии тревоги и постоянный поток негативной информации способны отключить рациональное мышление даже у вполне вменяемых людей.

По словам медицинского психолога госпиталя для ветеранов войн Юлии Моховой, бояться за свою жизнь не патология, а нормальная реакция организма. Если кто-то страшится заболеть коронавирусом, но при этом живет обычной жизнью, в этом нет ничего особенного. Но, когда страх усиливается, он может перерасти в панику, справиться с которой без помощи специалиста достаточно сложно.

Если у человека появляется бессонница, ночные кошмары, подавленность, замкнутость, враждебность, раздражительность, вспышки агрессии, то это не просто тревога, а невротическое расстройство.

Сегодня уже не секрет, что новый вирус атакует не только легкие, но и центральную нервную систему человека. Доктора все чаще отмечают: панические атаки после COVID возникают даже у тех, кто до болезни не страдал тревожными расстройствами, а коронавирусом переболел в легкой форме.

Наблюдая за пациентами, которые проходили лечение в «Ленэкспо», Юлия Мохова выяснила, что паническим атакам подвержен каждый второй переболевший коронавирусом человек независимо от возраста.

– Я помню, как к нам поступила женщина, у которой состояние было не самое тяжелое, – рассказывает психолог. – Она успешно шла на поправку, как вдруг ее стали беспокоить приступы страха, когда темнеет в глазах и кружится голова, возникают чувство боли за грудиной и нехватка воздуха при нормальном дыхании. Или молодой человек, который попадал в наш госпиталь трижды. И не потому, что его недолечили. Просто дома он испытывал такое чувство страха, что ему приходилось вновь вызывать «скорую помощь». Вот такое коварное свойство инфекции.

Справиться с подобным проявлением недуга человеку самому очень сложно. Обязательно нужна помощь специалиста. Именно поэтому медицинские психологи востребованы во всех городских стационарах. Но пока мультидисциплинарные бригады, в состав которых входит такой специалист, есть только в реабилитационных центрах и в красной зоне некоторых стационаров.

Даже здоровых людей не обходят панические настроения. Все помнят, как весной люди создавали дома «пандемические кладовые», скупая оптом продукты, дезинфицирующие средства, медицинские маски. А что стало спусковым крючком к такому массовому поветрию? Как считает Юлия Мохова, информационный террор.

– Такого количества страшилок, которые распространяются в СМИ и социальных сетях, наверное, не удостаивалась ни одна болезнь, – сетует она. – Тут тебе и теория заговора, и «экспертные мнения» о том, что вирус мутирует, иммунитета от него нет и не будет, а врачи не знают, как его лечить, что не дай бог попадешь в больницу и тут же подцепишь инфекцию. То есть целый шквал негатива, переварить который человек психологически не в силах. В итоге люди начинают видеть то, чего нет на самом деле. Например, простой кашель или насморк начинает пугать их до дрожи в коленках. Именно такие паникеры скупают в аптеках все противовирусные препараты и антибиотики, которые начинают принимать заранее на всякий случай.

Другие, которым действительно нужна помощь врачей, категорически отказываются от госпитализации и попадают в стационар в крайне тяжелом состоянии.

В пример психолог привела одного молодого человека, который, начитавшись подобной информации, категорически отказался ехать на лечение в госпиталь. Хотя ему было трудно дышать и у него зашкаливала температура. Сейчас он находится в реанимации одного городского стационара, и удастся ли ему выкарабкаться, не знает никто.

– Люди вообще склонны верить в апокалиптический сценарий, – утверждает Юлия Мохова. – А если постоянно подливать масла в огонь, то панические настроения могут возникнуть даже у самых стрессоустойчивых. Я часто вижу трясущихся от страха пациентов, которые боятся всего – больницы, врачей, лекарств. И причина тому не коронавирус, а избыток той самой пугающей информации.

Моя собеседница вспомнила мудрую фразу: «Единственное, чего мы должны страшиться, – это сам страх». Ведь, если посмотреть на происходящее более взвешенно, можно увидеть, что сегодня врачи уже больше понимают, с какой инфекцией имеют дело, и в их арсенале борьбы с ней десятки препаратов. Что в городе достаточное количество коек для таких больных. Что выздоровевших пациентов несравнимо больше, чем умерших.

Вернуть себе душевное равновесие можно, если вместо просмотра популярных пабликов в соцсетях и новостей заняться тем, что доставляет удовольствие. Например, читать хорошие книги или смотреть онлайн-экскурсии по музеям, любимые фильмы или театральные постановки. А в момент, когда тревожность особенно увеличивается, рекомендуется медленно и глубоко дышать, умыться прохладной водой, подсчитать предметы вокруг себя, потянуться, поприседать.

– Повышенной тревожностью мы только создаем эмоциональную перегрузку организму, что в свою очередь – и это доказано – снижает иммунитет. Поэтому не стоит поддаваться панике: иначе наш организм будет беззащитен не только перед коронавирусом, но и перед менее злой инфекцией, – считает Юлия Мохова.

#страх #стресс #паника #заболевания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (6818) от 02.12.2020 под заголовком «Лекарство против страха».


Комментарии