День педиатра каждый день. Как врачи спасают жизни маленьким пациентам
Как интересно устроена человеческая память! Спроси меня, кто в детстве был моим лечащим врачом, — не вспомню. Более того, даже имя педиатра, который наблюдал мою дочку, напрочь выскочило у меня из головы. Учителей могу перечислить всех поименно, а докторов — нет. Почему? Не знаю. У всех на слуху фамилии знаменитых хирургов, онкологов, кардиологов… А имена тех, кто лечил нас или наших детей в детстве, увы, из памяти стираются.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
К такому выводу я пришла накануне Дня педиатра (он отмечался вчера), когда посетила клинику, где этот день длится постоянно.
…В кабинете ректора Педиатрического университета Дмитрия Иванова шел консилиум. Собрались ведущие специалисты разных профилей: травматологи, анестезиологи, нейрохирурги… На повестке вопрос, который буквально касается жизни и смерти: как спасти подростка, выпавшего с 9-го этажа.
Он был доставлен в клинику в состоянии шока, врачам удалось его стабилизировать. Теперь им следует понять — есть ли необходимость в проведении немедленной операции либо пострадавший организм к ней пока не готов… Не буду углубляться в медицинскую терминологию, ибо она доступна только специалистам, озвучу лишь вердикт: пока проводить операцию нецелесообразно, пациент может не выдержать наркоза.
Будет ли у этой трагедии счастливый финал, сказать сложно. Хотя в этой клинике удивительные случаи спасения скорее закономерность. Так, летом врачам университета удалось спасти четырехлетнего ребенка, который упал с 5‑го этажа. Теперь девочка проходит реабилитацию, и врачи надеются, что совсем скоро с ней все будет в порядке…
Как театр начинается с вешалки, так и любая больница — с приемного покоя. Или «передового рубежа», как говорят сами врачи. Честно сказать, думала, что увижу здесь очереди, плачущих детей, бесконечно ожидающих осмотра врача, и их нервничающих родителей. Но — ошиблась.
В коридоре тишина. Такое ощущение, что пациентов здесь вообще нет. В кабинете заведующей детским приемным отделением — огромный аквариум с экзотическими рыбками. На вопрос — неужели поток пациентов иссяк? — хозяйка кабинета Ксана Штернлихт лишь устало улыбается.
Оказывается, только за одни сутки в клинику поступили порядка 160 больных. Большинство в плановом порядке, остальные — либо по скорой, либо самостоятельно. Да-да, обратиться сюда за помощью действительно может любой родитель. Причем независимо от того, откуда он приехал, — хоть из Калининграда, хоть из Владивостока. И ни при каких обстоятельствах ему здесь не откажут.
— Хотя, конечно, у нас есть официальные часы работы, фактически наш приемный покой работает круглосуточно, — рассказывает Штернлихт. — Что неудивительно. Ведь самолеты и поезда прибывают в наш город в разное время, в том числе и ночью. Поэтому заставить пациента ждать определенного часа на улице мы не можем.
Так что только на первый взгляд время в приемном покое словно остановилось. На самом деле затишье обманчиво. Жизнь в этом отделении не замирает никогда.
Вот поступил пациент по скорой. Его сразу же переводят в специальный бокс, куда приходят врачи, чтобы осмотреть и поставить диагноз. Если нужно, здесь же проводят дополнительные лабораторные исследования и диагностические процедуры — УЗИ, ЭКГ, рентген. Если есть показания, то ребенка госпитализируют в профильное отделение. Если в стационарном лечении нет необходимости, врач оказывает помощь на месте и дает рекомендации.
По словам Ксаны Штернлихт, больница университета ежедневно дежурит по городу (и даже по стране!) практически по всем профилям. Более того, в ней есть отделения, которых не найти больше нигде. В частности, травмы кисти.
Кто‑то засунул пальцы в мясорубку или в поручень эскалатора, у кого‑то в руках разорвалась петарда (очень актуальная тема в преддверии новогодних праздников). И тогда за дело берутся микрохирурги клиники.
Иногда такие операции длятся 12 – 14 часов и требуют усилий многих специалистов. Ведь необходимо не только пришить оторванный палец, но и соединить нервы и сухожилия, сделать кожную пластику. К счастью, такие ЧП случаются не каждый день.
А вот тяжелые патологии желудочно-кишечного тракта, увы, не редкость. Воспалительные заболевания кишечника, печени, поджелудочной железы, врожденная кишечная недостаточность, болезнь Крона… Таких пациентов тоже везут сюда со всей страны. Ведь педиатрический университет — это и единственная на Северо-Западе клиника, где проводят комплексное обследование и лечение детей с такими патологиями.
Кстати, уже восемь лет здесь оказывают помощь и детям из Донецкой и Луганской народных республик. Сюда везут малышей с осколочными ранениями, взрывными травмами, контузиями… За это время хирурги провели десятки сложнейших операций. И каждая из них стала чуть ли не единственным шансом для ребенка вылечиться и вернуться к нормальной жизни.
Наш разговор мог бы продолжаться и дальше, но в приемной началось оживление. По скорой поступил пациент, случай тяжелый… Временное затишье закончилось. Начался день педиатра, который здесь ежедневно длится круглые сутки.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (7301) от 21.11.2022 под заголовком «День педиатра каждый день».
Комментарии