Зоя Васильевна ЧАЛОВА

Зоя Васильевна ЧАЛОВА | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Это все – достояние читателя

Как уже знают читатели, с 7 по 9 декабря в нашем городе пройдет Санкт-Петербургский международный культурный форум. В программе форума организовано несколько секций, охватывающих самые разные темы. Отдельная секция посвящена библиотекам – специалисты из разных городов будут обсуждать их значение в культурной жизни страны и перспективы на будущее. Накануне культурного форума нашим гостем стала президент библиотечной секции форума.

– Зоя Васильевна, ваша задача – показать участникам форума, какой должна быть библиотека XXI века?

– Для меня культурный форум – прежде всего возможность пообщаться с коллегами из регионов. В предыдущие годы мы в основном теоретизировали, а теперь решили показать на практике, как мы меняем миссию библиотеки. Ну и подискутируем, конечно. Долгие годы библиотека рассматривалась как книгохранилище, мы должны были всего лишь получать книги, сохранять и кое-то давать читателям в «честные и порядочные руки». В 1980-е годы ситуация стала меняться: в жизнь ворвался Интернет. Общество решило: зачем нам библиотеки, если мы можем всю информацию получить, не выходя из дома?

К счастью, библиотеки вовремя осознали наступление кризиса. Петербург был одним из первых городов, где была принята мощная программа развития библиотек. В наши библиотеки правительство вложило серьезные деньги – и мы изменились. Петербургские библиотеки были отреставрированы, оснащены современной техникой, были выделены средства на комплектование. Многие библиотеки Петербурга приближаются к мировым образцам: в Красногвардейском районе, Московском, Василеостровском. То, что накоплено столетиями, должно быть достоянием читателя. Поэтому уже созданы единые электронные каталоги, библиографическая база данных, внедрено много услуг для читателей. Вы можете, не выходя из дома, получать информацию из нашего читального зала, скачивать книги через наш портал, можете продлить книгу, в случае необходимости мы доставим вам книгу домой.


– Сейчас много обсуждают появление единого читательского билета. Расскажите подробнее о его преимуществах.

– Единый читательский билет появится в 2015 году. Это инициатива нашей библиотеки. Новые технологии позволили объединить ресурсы всех городских библиотек, и стало возможным появление такого билета, который позволит вам получить нужную книгу в любой библиотеке. Наша цель – сделать так, чтобы читателю было удобно. Вы имеете право взять книгу, допустим, в нашей библиотеке, а сдать ее рядом с домом в своем районе. Создается диспетчерская служба, которая будет развозить книги по районным библиотекам. Кроме того, вы можете войти в наш электронный каталог, оставить электронную заявку в своей библиотеке, и вам ее туда привезут. Подобная система в мире уже давно существует.


– Это значит, что центральные библиотеки станут для горожан прежде всего культурными центрами.

– Я счастлива, что появилась возможность предоставить читателям библиотеку еще и как центр досуга. Люди ощущают дефицит личного общения. В баре или даже в театре мы находимся в узком кругу своих друзей, а хочется что-то обсудить с широкой аудиторией, чему-то учиться друг у друга. Поэтому библиотеки раздвинули свои стены, сняли условности, которые им были навязаны. И превратились в площадки для творческих встреч. В последние годы мы проводим очень много диалогов, приглашаем авторитетнейших людей. Последняя встреча была с Андреем Макаревичем, который читал лекцию о красоте. Он не говорил какие-то судьбоносные вещи, но главное – люди могли послушать, что он думает о красоте, современном искусстве, музыке, литературе, убедиться, что он просто человек и имеет свою точку зрения. Теперь сюда приходят много людей, которые прежде искренне верили, что в библиотеках сидят бабушки в халатиках и за деньги выдают литературу.

Нам часто звонят и спрашивают, сколько стоит получить ту или иную книгу. Но мы работаем бесплатно и делаем очень много для того, чтобы человек двигался вперед, развивался. Такие встречи с интересными людьми – возможность показать, что мы живы, посмотрите, как стараемся для вас и ваших детей! Мы специально организовываем эти дискуссии на абонементе, чтобы люди приходили, трогали книги. Так что завлекаем, предлагаем, заманиваем. Страшно, если люди перестанут читать.


– Интерес к чтению действительно падает?

– Конечно, падает. Чтение стало как обязанность – надо для учебы или работы читать определенную литературу, тогда читаю. Тот интерес, который был у старшего поколения, когда мы читали для души, для эмоционального сопереживания, ушел примерно к концу 1980-х годов. Людям приходилось как-то выживать, росло новое поколение, у которого было столько прочих дел, что не до чтения. Поколение нечитающих породило следующее поколение, которое вообще не читало. Но все развивается по спирали: практически все западные страны осознали, что наступает усталость от агрессивной жизни. Человеку опять хочется в свою скорлупочку, уединиться, что-то почитать, сопереживать, подтвердить, прав он или не прав. Наши последние встречи показывают, что молодежь опять начинает читать серьезную литературу. Я не такой романтик, чтобы думать, будто библиотеки спасут молодежь и заставят всех читать, но нельзя сдаваться. В конце концов, электронные книги – тоже хорошо. Мы закупаем электронные версии книг.


– Практически на всех мероприятиях в вашей библиотеке аншлаг. Даже слишком. Все-таки тянутся молодые люди в книгохранилище.

– Да, мы очень много проводим мероприятий именно для молодой аудитории. У молодых людей есть потребность не только читать, но играть, то есть интеллектуально работать. В нашей программе: «игры разума», различные квесты, литературные викторины. Удивительно, как народ это любит и идет на это. От нас просят разных мастер-классов, в основном связанных с литературой, мы учим молодежь необычным и нужным вещам. Но в любом случае должны существовать государственные программы поддержки чтения – в Европе правительство понимает, что неграмотное и убогое население ничего хорошего для государства не построит.


– Вы упомянули, что на культурный форум приедут сотрудники провинциальных библиотек. В регионах тоже пытаются создавать «библиотеки нового типа»?

– Библиотекам остальной России очень трудно. Они понесли колоссальные потери в результате реорганизации учреждений культуры с целью экономии средств. Очень многие библиотеки отошли к домам культуры и перестали существовать как самостоятельные единицы. Сотни библиотек в России закрыты. Тяжела судьба муниципальных библиотек: когда принимается решение, на что потратить деньги – на больницу, школу или библиотеку, – понятно, что решают библиотеку закрыть. В крупных регионах библиотеки ощущают нехватку новой литературы – не хватает денег на комплектование, тем более какую-то модернизацию. Мы, библиотеки Петербурга, живем в оазисе достойного существования. За эти годы удалось сделать так, что петербургские библиотеки пользуются авторитетом, нас поддерживает правительство. Говорить о библиотеках регионов я могу только с сожалением – там, повторяю, сейчас очень трудно. Мой сотрудник только что вернулся из Луганска, привез фотографии разрушенной библиотеки. Она уже лет пять не получала ни одной книги. Министерство культуры выделило 2 миллиона рублей на комплектование библиотек по всей России. Между тем только наша библиотека получает 23 миллиона в год на комплектование. Российская библиотечная ассоциация бьет тревогу, не опускает руки, ежегодно проводит собрание директоров. Я думаю, что в ближайшем будущем возможен перелом и ситуация начнет налаживаться. Если не будет экономического кризиса.


– У жителей провинции вообще-то есть потребность в библиотеках?

– Разумеется, потребность есть. В Петербурге огромное количество мест, куда можно пойти, реализовать себя, а в регионах часто библиотека – учреждение, на котором держится вся местная культура. Это единственное место, куда можно прийти абсолютно бесплатно и вам будут рады.


– Современная литература пользуется большим спросом?

– Все новинки, которые выходят, мы заказываем. Но наша библиотека публичная, и мы не можем заказать какое-нибудь модное чтиво в количестве 100 экземпляров и таким образом пропагандировать его. Тем не менее стараемся получать все самое интересное – в том числе электронные версии. Следим за серьезной литературой: по психологии, философии и закупаем специальную литературу, чего не делают библиотеки районные. Конечно, в Национальной библиотеке литературы больше, но ее не дают на дом – молодежь терпеть не может сидеть в библиотеках, у нее нет времени и сил. Я сама читаю очень много – все новинки через себя стараюсь пропускать. Сейчас читаю книгу «Собор», посвященную Огюсту Монферрану.


– Какая книга на вас произвела сильное впечатление в юности? И что из классики хочется перечитать теперь?

– В студенческие годы для меня была откровением «Очарованная душа» Ромена Роллана. Сейчас с удовольствием читаю Юрия Марковича Нагибина и Антона Павловича Чехова.


– Сегодня молодые люди охотно идут работать в библиотеку?

– Тем, кто любит литературу, в библиотеке интересно. А сейчас молодежь приходит, чтобы развивать свои таланты – организовывать мероприятия, придумывать что-то новое. Наши сотрудники принимают участие во всех программах. Если есть желание, всегда можешь раскрыть свои таланты. Я давно работаю в библиотеке, бывали годы, когда текучесть кадров составляла до сорока процентов. В настоящее время у меня нет вакансий. Мы получаем достойные деньги: средняя зарплата в нашей библиотеке составляет 34 тыс. рублей. В этом году был приличный конкурс на библиотечный факультет университета культуры. Библиотека – государственное учреждение, дает чувство защищенности, семьи, а теперь – разнообразные и интересные формы работы.


– А как вы поняли, что библиотекарь – ваше призвание?

– Я просто росла девочкой, которая любила читать. Родилась в провинциальном городе Великие Луки. Думала о профессии врача, но понимала, что поступить в Ленинградский медицинский институт не смогу, поэтому решила сначала поработать. Освободилось место заведующей сельской библиотекой. Все считали, что раз я много читаю – значит много знаю, и надо попробовать. Мне работа понравилась – я была и библиотекарем, и массовиком-затейником. Через два года работы уже ни о чем не думала, кроме поступления в Ленинградский институт культуры. После института пришла в детскую библиотеку, много общалась с детьми: ко мне приходили классы, я сама приходила в школы, рассказывала. Мне очень нравилось. Это называлось уроками внеклассного чтения. (Кстати, и сейчас многие школы проводят занятия в библиотеках. Даже детские сады ходят в библиотеки на экскурсии, и библиотеки приходят к ним: дают малышам полистать книги, по-всякому заинтересовывают.) Потом меня заметили и предложили стать методистом по детским библиотекам города. Я занималась таким подвижничеством шесть лет. И меня позвали в комитет по культуре, чтобы помогать всем библиотекам города. Так я стала главным библиотечным инспектором комитета по культуре. Когда прежний директор библиотеки им. Маяковского ушла на пенсию, меня пригласили сюда. Уже более двадцати лет я возглавляю эту библиотеку. А также я президент Санкт-Петербургского библиотечного общества.


– Значит, столь положительное изменение имиджа библиотек – ваша заслуга.

– Не только моя. Всех сотрудников библиотек, которые стараются делать их нужными, привлекательными. Нас поддерживает Министерство культуры и правительство города. Хочется поблагодарить Валентину Ивановну Матвиенко, которая выделила большие финансы на развитие библиотек. За десять счастливых лет нам удалось совершить рывок. Георгий Сергеевич Полтавченко, к счастью, продолжил нас поддерживать. Он сказал: «Никогда я не обижу библиотеки». Эти слова очень важны.

Подготовила Полина ВИНОГРАДОВА

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (5355) от 05.12.2014.


Комментарии