Виталий Максимович ВЛАСОВ
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Где цвели
огнеликие канны
Каким должен быть цветочный убор города? На этот предмет у каждого свое мнение, однако в первую очередь интересен взгляд специалиста. Особенно такого, который сам внес вклад в украшение города и как профессионал, и как житель, болеющий за убранство территории у своего дома. Сегодняшний гость редакции в свое время возглавлял производство декоративного оформления садово-паркового хозяйства, а позднее как благоустроитель собственного двора удостоен городским правительством знака «За заботу о красоте города».
- Виталий Максимович, вы обратились в нашу редакцию, написав: «Хочу привлечь ваше внимание к проблеме цветочного оформления города». Ваше письмо было опубликовано в газете. Это постоянная тема, которая волнует многих читателей. Что же вас беспокоит?
- Мне довелось более четверти века непосредственно заниматься озеленением города. И хотя уже шесть лет, как принято говорить, я на заслуженном отдыхе, не могу пройти мимо любого цветника в городе, не обратив на него внимания. А беспокоит, например, то, что в городе начинают увлекаться заменой цветов-летников, цветущих один год, на многолетние. Жаль, что мало стали высаживать герани и бегонии. А многие еще помнят цветущие канны на Покровской, ныне Тургеневской, площади и у Казанского собора.
- Кстати, эти цветы встречаются в стихах Николая Заболоцкого: «Были здесь огнеликие канны, как стаканы с кровавым вином»...
- Да, образно сказано и довольно точно. Есть ленинградская открытка с видом на Казанский собор, где присутствуют канны. Эта культура очень трудоемкая. При выращивании канн надо класть навоз, присыпать его землей и уже на эту подушку сажать цветы, чтобы к их корням шло тепло. Тогда они цветут. Если этого не делать, то цвести не будут. У меня во дворе канна выросла - с большими красивыми листьями, но цвести не стала, потому что у корней нет тепла. Канны высаживались в конце 1940-х, в 1950-е годы. Это не заграничная культура, их размножали в цветочных хозяйствах, выкапывали корневища на зиму, сохраняли в прохладных местах, потом уже высаживали... Интересно, что тогда жили бедно, а на красивые цветы денег хватало.
Такая же примерно история и с розами. Еще несколько десятилетий назад на Стрелке Васильевского острова, у того же Казанского собора и в других парадных местах города высаживались сортовые виды роз - чайно-гибридные. Такие, как мы сейчас срезку покупаем. Но за ними тоже надо было тщательно ухаживать: укрывать на зиму хвойными лапами, цветник обивали деревянными коробами. Это серьезное мероприятие. При этом надо было следить: если зима теплая, цветник приоткрывали. В общем, дорогостоящая технология ухода, хотя цветы, конечно же, очень красивые.
А в годы перестройки достойного ухода уже не было, и эти сортовые розы постепенно погибали. Я их давно не встречал, может быть, в саду у Смольного они сохранились, раньше там много роз росло.
Сейчас в городе высаживают новые сорта, выведенные, видимо, на основе полудикой розы. Она растет и цветет, как простой кустарник, вся в цветочках. Вид неплохой, выглядит нормально. Эти розы хорошо переносили зимы, пока они были снежными. А в этом году случился «голый мороз», и все почернело. Я ходил по городу и ужасался, неужели все розы вымерзли? Потом смотрю, начали постепенно отходить и где-то в июне пришли в себя. Но перезимовали не все. А знающие люди отмечают, что надо было бы перед зимой кусты окучить. Присыпать землей, чтобы хоть немного утеплить корни. Тогда бы они лучше сохранились.
- Вы специалист только по городским цветам или по деревьям тоже?
- Выпускался в Лесотехнической академии по специальности «Инженер зеленого хозяйства» кафедры по озеленению городов и населенных пунктов. Сейчас она называется «Ландшафтная архитектура». Так что специальность охватывала все направления городского озеленения.
- Сейчас в городе борются с тополями, хотя это дерево уже давно живет с человеком. Правильно ли их истреблять?
- У нас был профессор ботаники Петр Лукич Богданов, и он очень любил тополя. Говорил, что это дерево будущего, выводил новые породы. Они быстро растут, набирают древесную массу, которую можно использовать, а при озеленении очень хорошо очищают воздух. Но есть известная проблема: от них распространяется пух, хотя и не от всех. Надо уметь определять, какие экземпляры деревьев мужские, а какие женские. И высаживать мужские саженцы, от которых пух не распространяется.
- Ныне генетика быстро развивается, при современных технологиях выделить необходимые экземпляры, должно быть, не так сложно.
- Наверное, это возможно. Но сегодня к этой проблеме несколько обывательски относятся, решили заменять тополя. Стали в большом количестве высаживать вязы, но так случилось, что они заболели голландской болезнью, и сейчас их целыми массивами уничтожают. Приведу ужасный пример. У нас на Лермонтовском была высажена аллея вязов, однако они заболели и сейчас все засохли. Получилась аллея - деревьев-угроз, вот-вот рухнут. Дворники их ленточками обнесли. А там бегают дети, машины стоят. Почему не вырубают? Видимо, денег на это нет. Я уж сам предупреждаю ребятишек, чтобы они остерегались этих деревьев.
- И что делать? Тополя пылят, вязы болеют.
- С тополями надо разобраться профессионально, и тогда все будет в порядке. Есть еще липы - хорошее городское дерево, быстро растет. Но они тоже часто болеют, как бы не случилось, как с вязами. При частых дождях, как этим летом, вредителей с лип смывает, и они остаются зелеными. А как только лето сухое, появляются проблемы, у нас во дворе все листья у лип были объедены вредителями.
Нужно опрыскивать деревья соответствующими препаратами, в городе есть станция защиты зеленых насаждений. Но обрабатывают деревья редко. Мы, жители, написали письмо в муниципальное образование о необходимости опрыскать липы во дворе. Но этого не сделали. Дорого. Бочка препарата, как нам сказали, стоит 30 тысяч рублей.
- Вопрос к вам как к специалисту декоративного оформления. Можно создавать какие-то каскадные парковые композиции из деревьев, чтобы один цвет в первые осенние недели менялся на другой? Как в стихотворении Ивана Бунина: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной...»
- Сейчас в распоряжении садоводов много разных парковых деревьев. Если задаться такой целью, то подобные композиции можно создавать в садах и парках, которых много в городе. Например, Царскосельский сад, по которому недавно гулял, замечательное место для отдыха. Сейчас в основном увлекаются стрижкой деревьев и кустарников, создавая из них то шары, то кубы. А возможно создавать и некие цветовые ансамбли из разных пород деревьев.
- Еще одна современная тенденция - увлечение декоративным вертикальным зеленым оформлением скверов и дорожных магистралей города. Каков ваш взгляд на это?
- Одна из главных проблем здесь - выбор конструктивных элементов. Когда-то мы сами проектировали различные формы, наиболее подходящие к тому или иному городскому пространству. Не так давно были очень интересные конструкции в Соляном переулке, но их почему-то убрали, может быть, ухаживать тяжело или они обветшали. На мой взгляд, это было красиво.
На Невском проспекте на столбах навешены довольно объемные вазоны - оживляют, но особой эстетики нет. У Технологического стоят большие чаши, похожие на тазы, они сами по себе грубоватые, особенно сейчас, когда уже все отцвело. Надо свои конструкции придумывать. Например, во дворе дома # 5 на Шпалерной высадили девичий виноград, он быстро распространяется, и для него придумали соответствующие подвески. Получился красивый зеленый дворик.
- Вы обладатель значка «За заботу о красоте города», которым отмечены за зеленое оформление двора в переулке Макаренко, где живете. Много таких энтузиастов в городе? Может быть, посоветуете что-то начинающим самодеятельным садоводам?
- Энтузиасты в городе есть, это довольно массовое увлечение. Теперь можно увидеть уже много красивых зеленых дворов. Таких, как наш, где растет много самых разных цветов, даже, как я отметил, канны. Можно добиться довольно интересных композиций с самым разнообразным живым материалом - цветами или такими кустарниками, как вейгела, гортензия, астильба. Особенно если пофантазировать. Я вот протянул ниточки для вьющихся растений, они их быстро освоили. Идет как-то женщина с ребенком и говорит, как вы это красиво сделали. Приятно!
Посоветовать же можно самое простое: украшайте свой двор, сажайте цветы, кустарники, зелень. Но надо иметь в виду, что энтузиазма должно хватить не на один день: за растениями надо ухаживать, подкармливать, поливать, оберегать от вредителей. Наступают засушливые дни, я выхожу с лейкой, так как поливать из шланга не люблю. Многое приходится делать, но это доставляет большое удовольствие.
Получится замечательный зеленый уголок. Только вот сейчас распространилось поветрие: некоторые люди высаживают цветники, а потом начинают в них помещать какие-то старые игрушки, ведра, вплоть до ставших ненужными детских колясок. На мой взгляд, это плохо, цветник начинает напоминать свалку. Когда я такое вижу, то откровенно говорю: это безвкусица. Но многие не хотят воспринимать. Я же советую создавать композиции только из живого материала, из растений.
- Петербург готовится к чемпионату мира по футболу-2018. Опять же, на ваш взгляд специалиста, каким должно быть цветочное убранство Петербурга к этому большому событию и приезду сотен тысяч гостей из разных стран мира?
- Возможно, я вас удивлю, но на мой взгляд, главное - не переборщить. Наш город и так прекрасен. Цветочными композициями делается как бы последний штрих в его убранстве. Известный специалист Евгения Александровна Богданова, которая ранее возглавляла Городской трест по эксплуатации зеленых насаждений, говорит так: «Цветочное убранство - это как брошка на груди женщины». Под ее руководством я работал. Мы и сейчас часто встречаемся, обсуждаем увиденное. Например, на Московском проспекте цветники с теми же тюльпанами занимали этим летом сотни квадратных метров - это уже перебор...
Когда-то отмечали, что в нашем городе выработан свой, ленинградский, стиль цветочного убранства. О нем знали в стране, о нем писали. Его черты - строгая красота, соответствующая архитектуре северной столицы России. Не надо излишней пестроты, вычурных рисунков. Сейчас, к примеру, идешь вдоль Аничкова дворца, и на зеленом газоне разбит красивый цветник, но выполненный в виде какого-то узора. Смотришь на него и пытаешься разгадать, что это значит.
Думается, что надо несколько устрожить и цветовые сочетания, и формы клумб и цветников. Вернуться к тому ленинградскому стилю, который когда-то сформировался. Его носители в нашем городе еще остались, но нынешние специалисты мало обращаются к опыту предыдущих поколений цветоводов, садовников. А мы ведь могли бы многое подсказать.
Подготовил Олег РОГОЗИН
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (5804) от 07.10.2016.
Комментарии