Вадим Петрович НИКОЛАЕНКО
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Очки в нашу пользу
Сегодня, когда бумажные книги, похоже, сдают свои позиции, а компьютер уже стал для большинства едва ли не главным рабочим инструментом, чего удивляться, если кто-то не может разглядеть ценник в магазине или вынужден «водить носом», силясь прочитать квитанцию или разобрать электронные буковки на мониторе.
Хорошее зрение, похоже, становится исключением из правил. Подсчитано даже, что если к последнему звонку теряют зрение почти треть школьников, то к окончанию вуза в числе «пострадавших» оказывается каждый второй. Статистика добавляет: количество людей, у которых диагностируют то или иное заболевание глаз, с каждым годом растет.
Конечно, современная медицина позволяет избавиться от многих офтальмологических недугов. С ее помощью мы можем, что называется, набрать очки в свою пользу. «Однако с врачом надо встречаться тогда, когда вас еще ничто не беспокоит», – предупреждает наш сегодняшний собеседник.
– Вадим Петрович, офтальмология – та область медицины, которая по сравнению с другими в последние годы сделала настоящий рывок вперед. Появились инновационные технологии, современные препараты...
– Да, и я говорю об этом с гордостью. Российская офтальмология действительно достигла таких высот, которые еще пару десятилетий назад невозможно было себе представить. Мы, хирурги, оперируем через одно-двухмиллиметровые разрезы, практически проколы. В диагностике применяем лазерные технологии, ультразвуковые, цифровые микроскопы. За помощью к нам обращаются даже зарубежные пациенты. А все потому, что наша отечественная офтальмология и по оснащенности, и по профессионализму специалистов находится на уровне мировых стандартов. Наших врачей приглашают на консультации в разные страны мира, российские специалисты – желанные и авторитетные гости на многих международных конгрессах...
Конечно, нас можно упрекнуть – мол, работаем большей частью на импортном оборудовании и используем зарубежные технологии. Но посудите здраво: во-первых, не всегда стоит изобретать велосипед, а во-вторых, и отечественные разработки потихоньку завоевывают мировые позиции. Я имею в виду российские пористые полимеры для реконструктивных операций на костях орбиты, глазного протезирования, расходные материалы для хирургии глаукомы и катаракты...
Главное же, что все эти новации доступны практически каждому пациенту. Взять хотя бы наш город. Только за несколько лет по последнему слову техники было оснащено около ста офтальмологических кабинетов взрослой сети. Открыты 14 районных глаукомных кабинетов, пять межрайонных диабетологических центров для лечения диабетической ретинопатии.
– И, несмотря на весь этот прогресс, болезней, приводящих к слепоте, меньше не становится. Например, катаракту сейчас диагностируют у каждого третьего пациента.
– Катаракта не самое грозное заболевание. Скажем, лет тридцать назад – да, она была бичом человечества. А все потому, что в то время офтальмологи могли оперировать ее лишь на поздней стадии, когда «катаракта созрела» – то есть зрачок из черного превратился в белый. И это было довольно серьезное хирургическое вмешательство: в ходе операции делался большой разрез, а на его месте образовывался рубец, изменяющий форму роговицы, что неизбежно приводило к развитию астигматизма.
Но с развитием микрохирургии восстановить зрение, которое катаракта только начала портить, можно быстро и практически без скальпеля, точнее, без больших разрезов. Сегодня все современные офтальмологические центры Петербурга используют бесшовную и бескровную технологию.
Через минимальный разрез (прокол) в роговице в толщу хрусталика вводится специальный ультразвуковой наконечник, разрушающий и удаляющий помутневший хрусталик. В образовавшееся на его месте пространство вводится искусственный хрусталик. Хирургическое вмешательство занимает всего-то 10 – 15 минут. Реабилитация полная. Новые методики замены хрусталика настолько хорошо отработаны технологически, что операции успешно делают пациентам любого возраста: в 80, 90 и даже в 100 лет!
– Если все так легко и просто, так почему же очередь на замену хрусталика растянулась на годы?
– Искусственный ажиотаж. Согласно статистике нашего комитета по здравоохранению, ежегодно в замене хрусталика нуждаются 25 тысяч петербуржцев. А операций в городе выполняется около 24 тысяч. И их количество постоянно растет. Казалось бы, достаточно. Но лист ожидания все равно существует.
Почему? Атавизм советских времен. Поясню. Около трети стоящих в очереди пациентов на самом деле имеют прекрасное зрение. Но поскольку наш контингент – люди пожилые, выросшие в эпоху очередей и тотального дефицита, они занимают место впрок, на всякий случай. Мол, когда подойдет их черед, то и операция уже потребуется.
И попробуй откажи – скандал до небес. Показателен случай с одной пациенткой, которую врач не направил на операцию. Ну не было на то у нее медицинских показаний! Так жалобами были завалены все инстанции, начиная от главврача и заканчивая администрацией президента.
Впрочем, подобная «предусмотрительность» не единственная причина больших очередей. Нередки случаи, когда пациенты записываются на операцию не в одну, а сразу в несколько клиник. На всякий случай, где быстрее очередь подойдет. Сегодня мы намерены создать в Петербурге единый для всех клиник регистр, в котором будем формировать очередь на операцию в соответствии с состоянием глаза и остротой зрения пациента. Это поможет упорядочить то «броуновское движение», которое ныне создает трудности как врачам, так и самим петербуржцам.
– Кстати, о замене хрусталика. Большинство пациентов пребывают в убеждении, что бесплатно можно поставить только жесткую конструкцию российского или индийского производства. А вот за мягкие импортные хрусталики придется доплачивать из своего кармана.
– Очередное заблуждение. Сегодня ГМПБ № 2, как и другие стационары города, приобретает на средства ОМС самые качественные материалы лучших мировых образцов, за которые никому ничего не надо доплачивать. Если только человек не хочет себе поставить последнее достижение офтальмологии – мультифокальные искусственные хрусталики, стоимость которых страховкой не покрывается.
– Хорошо. С катарактой наши врачи научились справляться. А с глаукомой? Известно, что эта болезнь занимает второе место по распространенности, а вот по коварству и тяжести последствий ей вполне можно отдать печальное первенство. Почему?
– Опять-таки извечный русский авось приводит к тому, что в начальной стадии глаукома выявляется только в 40% случаев, у 60% пациентов ее обнаруживают в достаточно запущенной стадии. А что потеряно, не вернешь.
Любого человека должны насторожить периодически возникающая в глазах ломота, радужные круги, которые появляются при взгляде на источник света, головные боли, боли в глазном яблоке. Достаточно заметить хотя бы один из названных выше симптомов, чтобы поторопиться к врачу. К сожалению, в большинстве случаев заболевание протекает бессимптомно, что еще более усложняет своевременную диагностику.
Да и средства массовой информации могли бы больше рассказывать людям об этой болезни. Петербуржцы должны знать, что, начиная с 40 лет, им следует регулярно обследоваться у офтальмолога. А если кто-то в семье страдает глаукомой или у самого человека есть эндокринные патологии, то и с 35 лет. Ведь излечить глаукому невозможно. Но при своевременно начатой систематической терапии остановить развитие заболевания и сохранить зрение вполне возможно.
– Когда-то Святослав Федоров утверждал, что очки в XXI веке станут пережитком. Однако его прогноз сбылся с точностью до наоборот. Сейчас в очках ходят чуть ли не грудные младенцы. И, как прогнозируют ученые, к 2050 году близорукой будет половина населения Земли.
– Действительно, дети практически перестали дразнить своих сверстников в очках. Если раньше несчастный обладатель окуляров гарантированно носил кличку «очкарик», то теперь наличием этого предмета на носу никого не удивишь, чуть не полкласса в них ходят.
Учебные нагрузки и, конечно, компьютер сделали свое дело – близорукость уверенно наступает. Ее по праву можно назвать самой распространенной офтальмологической проблемой, которой страдают миллионы людей на планете. Кстати, в странах Восточно-Азиатского региона почти 80% населения старше 18 лет имеют миопию. Об этом же говорят последние данные американских офтальмологов: за 30 лет распространенность близорукости только в США увеличилась с 25 до 42%.
Играет свою роль и наследственность. Оказывается, когда оба родителя близоруки, вероятность того, что то же самое еще в школьном возрасте случится с их детьми, – 50%.
Однако близорукость – это еще и неизбежное следствие эволюции. Наши предки, являясь охотниками и добычей одновременно, нуждались в основном в хорошем зрении вдаль. С развитием цивилизации человеку все более необходимым стало отчетливое зрение вблизи (чтение, ремесла, теперь – компьютер). Глаз перестроился таким образом, чтобы ясно видеть на близком расстоянии, затрачивая при этом минимальное мышечное усилие. И, наверное, правильно считают современные ученые, что со временем близоруким станет все человечество.
– Но стоит ли приближать это время? Сегодня дети, не умеющие читать и писать, часами просиживают за компьютерами и планшетами...
– Просиживают. Хотя существуют определенные нормы. Для детей младшего возраста сидение за компьютером не должно превышать 10 – 15 минут, потом получаса в день. Для старшеклассников – не более 2 – 3 часов. На практике же школы чуть ли не с младших классов вводят занятия на компьютерах, урок длится 45 минут, и в течение этого времени ребенок вынужден смотреть на монитор. Потом домашнее задание, для которого тоже нужен компьютер. А тут еще и родители, чтобы малолетние дети сидели тихо, дарят им планшеты. А все это факторы риска прогрессирования миопии.
– Видимо, родители рассчитывают на другое достижение медицины – лазерную коррекцию. Говорят, что с помощью этой технологии зрение можно исправить буквально за пять минут.
– Вы знаете, ко мне очень часто обращаются пациенты, особенно молодые девушки с небольшой близорукостью в две или три диоптрии, которые говорят: «Сделайте мне лазерную коррекцию, а то очки мне не к лицу». Я отвечаю: «Коррекцию сделать можно, но нужно ли?».
В офтальмологическом центре ГМПБ № 2 мы придерживаемся четких медицинских показаний для проведения данной операции. Скажем, разница в рефракции двух глаз. Например, на одном глазу маленькая близорукость, а на втором – большая. Очки здесь не помогут, потому что люди, как правило, плохо переносят разницу в стеклах больше 2 – 2,5 диоптрии. Бывают случаи, когда у пациента есть непереносимость контактных линз. Бывает, человеку нужно хорошее зрение без очков в силу особенностей его работы. По профессиональным показаниям оперируют пожарных, военных, спортсменов.
Запомните: любая операция, в том числе и лазерная коррекция зрения, – это все-таки риск. Возможны осложнения, например, истончение центра роговицы. Чтобы дать разрешение на коррекцию, врач должен быть уверен, что близорукость у пациента не прогрессировала в течение последних двух лет. В противном случае через некоторое время после операции зрение закономерно снизится, дискредитируя хорошую методику.
– Все-таки согласимся, технический прогресс не остановить. Компьютеры, планшеты и различные гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Может быть, посоветуете, как сохранить хорошее зрение подольше? Говорят, что черника способна творить чудеса...
– Черника – это хорошо, она полезна. Но глаукому она не вылечит, исправить анатомию близорукого глаза тоже не сможет. Не надо ждать от нее чуда – будто близорукость уйдет и очки можно будет снять. Ничего подобного.
Гораздо большее распространение в настоящее время получили капли «искусственной слезы», которые смогут помочь при синдроме «сухого глаза». Эта напасть часто мучает тех, кто вынужден долго работать за компьютером, особенно в кондиционированных помещениях. Сейчас есть множество препаратов. Одни задерживают слезную пленку на роговице и не дают ей испаряться. Другие обладают слезозаместительными функциями или образуют защитную пленку на поверхности роговицы. Но все эти препараты обязательно должен подбирать только врач.
Отсюда мой последний и самый главный совет: не ленитесь лишний раз прийти на прием к офтальмологу! Мы всегда готовы вам помочь.
Подготовила Ирина БОТУЗОВА
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (5769) от 19.08.2016.
Комментарии