Руслан Шамсудинович НЕХАЙ
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Большое плавание на Крюковом
Для многих петербуржцев этот музей с детства был одним из самых любимых. Поэтому все, что было связано с его переездом из Биржи на Стрелке Васильевского острова в Крюковские казармы, воспринималось близко к сердцу.
Тем более что причины для волнений были. Отзвуком тех событий стало и начавшееся недавно судебное разбирательство по делу бывшего директора музея Андрея Лялина.
Но сегодня, как уверен наш гость, все тревоги, связанные с переездом, позади, и в этом может убедиться каждый, побывав в новом здании, протянувшемся вдоль Крюкова канала.
Мы говорим о планах и перспективах музея.
– Руслан Шамсудинович, недавно отмечалась 73-я годовщина начала действия ледовой Дороги жизни. Как известно, Музей Дороги жизни в Осиновце – филиал ЦВММ и его в ближайшем будущем ждут большие изменения...
– В связи с подготовкой к 70-летию Победы музей в Осиновце приобретает особое значение. Начиная с декабря прошлого года мы провели полную реэкспозицию – по содержанию и по форме. Сейчас там поставлены современные витрины, в них размещены дополнительно к тому, что было, около сотни новых экспонатов. Пополнена коллекция оружия, которая вызывает самый оживленный интерес у юных посетителей. Отремонтированы интерактивные карты-схемы Дороги жизни, которые долгое время не работали. В сотрудничестве с «Метростроем» удалось сделать макет причалов в Кобоне, готовим схему причалов в Осиновце.
Выяснилась очень интересная деталь: «Метрострой», созданный еще до начала войны, был мобилизован на строительство оборонительных укреплений, а потом на обустройство причалов в Кобоне и Осиновце. Тем, что там была обеспечена высокая проходимость, город обязан именно «Метрострою»... Сегодня просто диву даешься: как можно было настолько эффективно в таких экстремальных условиях, под огнем врага, организовать работу портов...
– В последнее время было много разговоров о будущей принадлежности музея в Осиновце, о создании там новой экспозиции, строительстве нового здания...
– Относительно принадлежности музея и территории, где он размещается, ни у кого нет сомнений: Музей Дороги жизни в Осиновце был и остается нашим филиалом. Сегодня речь идет о том, чтобы его достойно реконструировать и сделать важнейшим объектом в праздновании 70-летия Великой Победы.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко обратился к нам с предложением совместно реконструировать этот музей. Осенью – зимой прошлого года и весной нынешнего мы многое там сделали: отремонтировали крышу, водостоки... Благодаря особому вниманию губернатора удалось сохранить историческое здание в хорошем состоянии.
В то же время в Министерстве обороны приняли решение о выделении средств на полную реконструкцию музея в Осиновце. И если область найдет возможность поучаствовать, то мы, конечно же, будем только рады.
– Идет ли речь о расширении территории для музейной экспозиции?
– Нет, все будет размещено в рамках имеющегося музейного пространства в два гектара. Нынешнее музейное здание капитально отремонтируют, начиная от фундамента и кончая окнами и дверьми. Будет устроена новая система отопления, подведена вода, которой там до сих пор не было. Планируется все сделать быстро, экспозиция не будет действовать минимальное время.
Рядом встанет новый отапливаемый музейный павильон, в котором будет предусмотрено помещение для кафе на 50 мест, для сувенирного магазина, туалетов, которые в здешнем музее уже давно стали притчей во языцех. Все это будет построено за зиму и должно быть открыто 5 мая следующего года. Работа уже началась.
Вообще вся территория музея претерпит серьезные изменения. Построим новый ангар для хранения подлинного блокадного автобуса, совершавшего рейсы по Дороге жизни, а также фрагментов полуторок, поднятых за последние годы со дна Ладожского озера.
Отремонтированные тендер-плашкоут и буксирный пароход «Ижорец» можно будет смотреть не только с земли, но и сверху, для этого между ними соорудят фальшь-пристань. Наше достояние – это «малый охотник», участник боев на Ладоге, единственный сохранившийся из 422 построенных до и во время войны. После реставрации, в которой он давно уже нуждался, над ним возведут прозрачный саркофаг, в котором будет установлена сплит-система для поддержания постоянной температуры и влажности.
Из больших артиллерийских орудий, размещенных на нашей территории, будет сформировано две батареи. Под них сделают стилизованные орудийные дворики, доступные для посетителей. Здесь появится стилизованная палуба некоего крейсера с орудием, пультом управления стрельбой артиллерии. Займет там свое место и мачта с легендарной канонерской лодки «Бурея»...
Отдельный павильон с интерактивной зоной создадим для детей – всякого рода «стрелялки». Кроме того, мы собираемся обустроить здесь часть берега Ладожского озера, чтобы превратить ее в зону отдыха – со скамейками, декоративными фонарями, парапетом. Чтобы человек, который ознакомился с музеем, смог бы еще почувствовать и всю красоту Ладожского озера.
– И все это можно будет увидеть воочию к Дню Победы...
– И это еще не все! К 9 мая перед музеем появится скульптурная группа – доминанта всего комплекса. Тогда все пространство приобретет законченный вид. Памятник увековечит тех, кто работал и сражался на Дороге жизни. Тех, кто дожил до Победы, и тех, кто погиб на Ладоге. Над созданием монумента работают художники студии имени Грекова. И, наконец, о безопасности: будет организовано видеонаблюдение по периметру всего комплекса и в самом здании. Одним словом, мы постараемся, чтобы к 9 мая это был один из самых современных музеев в Ленинградской области.
– Когда-то еще одним филиалом Центрального военно-морского музея была экспозиция в Кронштадтском Морском соборе. Возрожденный храм теперь полностью отдан церкви. Увидим ли мы ту экспозицию?
– Музей «Кронштадтская крепость» по-прежнему остается нашим филиалом. Для него в Кронштадте выделено новое помещение – три этажа в здании, где находится штаб Ленинградской военно-морской базы. Но там необходим серьезный ремонт. Временных сроков нет в отличие от Осиновца. И с финансированием сложнее. Очевидно, что деньги будут выделяться не сразу на все филиалы, а все-таки поочередно.
Сейчас мы занимаемся реэкспозицией крейсера «Аврора» – это тоже очень серьезная работа. Мы постараемся, чтобы новый музей, который будет на отремонтированной «Авроре», рассказал о корабле не только как об участнике событий 1917 года, но и как об уникальном памятнике российского кораблестроения.
Чтобы возместить, хотя бы отчасти, отсутствие «Авроры» на своем привычном месте, ближе к Новому году мы открываем выставку раритетов с крейсера. Часть из них ранее входила состав ныне демонтированной экспозиции корабельного музея, а часть вовсе никогда не была представлена.
Кстати, у нас еще есть филиал в Новороссийске – крейсер «Михаил Кутузов». Он стоит в центре города, у причала торгового порта, и уже стал частью современного имиджа этого города. Это последний артиллерийский крейсер проекта 68-бис, которые создавались в 1950-е годы для демонстрации мощи СССР в океанских водах. Кстати, по водоизмещению он в два с лишним раза больше «Авроры». И, к сожалению, «Кутузов» находится в худшем состоянии, нежели «Аврора». Создана рабочая группа, недавно состоялось ее первое заседание. Идет разработка «дорожной карты» по ремонту корабля и его будущей музеефикации с учетом мирового опыта.
– И, наконец, давайте поговорим о Крюковских казармах.
– В силу ряда обстоятельств нам был отведен на переезд очень короткий срок, и мы завершили перемещение музейных предметов и коллекций, можно сказать, в рекордный срок – всего за 18 месяцев. В то время как наши коллеги – в России, да и за рубежом – тратили на подобный переезд от 5 до 10 лет.
Самое главное достижение этого года в том, что 27 июля мы открыли все 19 залов. Полностью ли они оформлены? Нет, но они никогда не будут окончательно оформлены. Идет постоянная творческая работа. А самое главное – у нас 718 тысяч музейных предметов, и мы каждый день насыщаем нашу экспозицию новыми реликвиями. Живем, развиваемся, постоянно прибавляем.
– Экспонат # 1 – ботик Петра Великого?
– Да, к ботику у нас особое отношение. Сегодня его состояние не вызывает опасений. Но для его лучшей сохранности и защиты от вандализма принято решение ограничить непосредственный контакт с ним посетителей.
Реликвии в наших залах – свидетели не только героических, но и трагических событий в истории Отечества. Недаром в нашем музее вице-адмирал Александр Колчак соседствует с адмиралами флота Советского Союза Николаем Кузнецовым и Сергеем Горшковым...
– Можно ли сказать, что музею здесь лучше, вольготнее, нежели в Бирже?
– Этот вопрос задаю себе я, а также и все, кто бывает у нас. Конечно, Биржа, где музей размещался с 1939 года, была, как теперь говорят, намоленным местом. Там была уникальная аура, и мы этого до сих пор забыть не можем. Но нужно понимать, что и в новом здании складывается своя аура. Мы в пути, мы пока «молимся» на наши новые стены...
Надо учитывать и другое. Все предметы, которые пришли из Бирже, имеют запах... не до конца сгоревшего угля. Им пропахло буквально все. Причина – в допотопной котельной, которая отапливала здание. И площадей для хранения музейных предметов там было гораздо меньше, нежели здесь. Там было 17 фондохранилищ, некоторые располагались даже в полуподвальном цокольном этаже. Здесь их 37, и это большие просторные помещения с высокими потолками.
Также создан современный социально-культурный комплекс в составе конференц-зала на 200 мест. Экспозиционные площади у нас увеличились в разы. Музей оснащен большим количеством современного мультимедийного оборудования. На видеостене в будущем мы планируем показывать не только кругосветные плавания, но и наиболее важные сражения, в которых участвовал отечественный флот. Совместно с одним из турецких партнеров планируем интерактивную выставку произведений Ивана Айвазовского, где с помощью специальных программ будут «оживать» события, изображенные на картинах художника-мариниста.
Для творческой работы каждого сотрудника музея созданы условия, не сравнимые с теми, что были в Бирже. Обслуживающие нас студия художников-маринистов, реставрационные мастерские получили в новом здании отличные условия для работы. До этого они размещались, что называется, кто где. У нас есть теперь даже собственная таможенная зона, где мы готовим экспонаты для отправки на зарубежные выставки.
Да, порой тяжело расставаться с насиженными местами. Но надо понимать: такой современный мощный комплекс, каковым сегодня является наш музей, со временем явит результат в виде создания новых экспозиций и выставок. И я уверен, мы выйдем на качественно иной уровень по сравнению с тем, что есть сегодня.
Подготовил
Сергей ГЛЕЗЕРОВ
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (5365) от 19.12.2014.
Комментарии