Павел Гарьевич ПЛАВНИК
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Обуховский движок госзаказа
Успех отечественного машиностроения во многом зависит от того, сможем ли мы поставить на поток дизельные двигатели собственной разработки. Ленинград исторически был одним из центров дизелестроения нашей страны. Петербург, несмотря на деиндустриализацию 1990-х, сохранил костяк предприятий этой отрасли. Сегодня петербургские заводы успешно выполняют оборонные и гражданские государственные заказы. О российских дизелях нового поколения рассказывает наш сегодняшний гость.
– Павел Гарьевич, каково современное состояние дизелестроения в нашей стране и в нашем городе?
– Переломный момент в истории отечественного дизелестроения пришелся на 2011 год. Тогда на съезде Союза машиностроителей России президент страны Владимир Путин объявил о двух стратегически значимых отраслях машиностроения: станкостроении и дизелестроении. После этого была запущена федеральная программа развития дизелестроения.
С тех пор в России началась разработка дизельного двигателя нового поколения. Причем речь идет о полноценной линейке моделей разной мощности и назначения, средне- и высокооборотных. Несколько заводов по всей стране приступили к проектированию таких агрегатов.
Наш завод исторически занимался производством высокооборотных двигателей, поэтому менять ориентиры мы не стали, а начали разработку новых моделей с 2012 года. И я бы сказал, что сегодня высокооборотные двигатели находятся буквально в одном шаге от нового цикла своей технической эволюции.
– А в чем разница между средне- и высокооборотными дизелями?
– Высокооборотные двигатели применяются на скоростных судах – например, «Метеорах», где нужна максимальная мощность в короткий период времени. А средне- и низкооборотные агрегаты пригодятся там, где нужна длительная и беспрерывная работа: на обычных судах или на локомотивах. Нынешняя тенденция такова, что при мощности 2 – 2,5 МВт в ближайшем будущем будут работать только высокооборотные двигатели.
– Дизелестроением занимаются многие компании в мире. Какой вы видите рыночную нишу ваших разработок?
– Мы создали уникальную машину. Она соответствует экономическим и экологическим требованиям завтрашнего дня и может применяться в разных форматах. Начинали эту работу еще до западных санкций, поэтому планировали выйти с новым двигателем на международные рынки. Мы опирались на лучшие конструкторские умы, новейшие технологии, привлекали лучшую – без преувеличения – инжиниринговую команду в мире. Несколько лет наши ребята работали в отрыве от семей в Западной Европе.
Нам остался один шаг – организовать серийное производство. По нашим планам, это должно случиться в 2018 году. Сделать это будет проще с учетом того, что дизелестроение признано стратегическим направлением развития промышленности Петербурга. Основные инвесторы проекта – наша компания и Внешэкономбанк.
– Для запуска дизеля в серию вам, наверное, потребуется не только финансовая, но и промышленная кооперация. Уместно ли говорить о создании в Петербурге дизелестроительного кластера?
– Пожалуй, это маловероятно, если говорить о некоем объединении предприятий. В России работает около десяти дизелестроительных заводов. Сегодня часть этих заводов интегрирована в различные холдинги, для которых дизелестроение не является приоритетным. Часть дизелестроительных заводов и вовсе находится в свободном плавании. Вот если бы у них были какие-то перспективы для кооперации, это было бы логичнее. Но опыт западных стран показывает, что развитие высокотехнологичных отраслей так или иначе происходит при поддержке государства.
– Повлияли ли на вашу работу западные санкции?
– Санкции принесли нам некое отрезвление. Напомнили, что стоит рассчитывать только на себя. Есть и положительный эффект: у нас появились новые заказы из-за прекращения поставок оборудования некоторыми иностранными компаниями. Но тут же вскрылись проблемы, связанные с техническим перевооружением: покупка оборудования и технологий осложнилась. Наши программы техперевооружения были привязаны к закупке оборудования, в основном иностранного. К сожалению, не так много российских поставщиков соответствует сегодня нашим высоким требованиям. Из-за отсутствия внешних источников труднее стало получить и финансирование. При этом, несомненно, удешевление рубля сделало нашу продукцию конкурентоспособнее и на российском, и на мировом рынках.
– Ощутимым ли оказался разрыв связей с украинскими поставщиками?
– Конечно, потеря такого мощного партнера и родного соседа – это печально. Для нас это было очень болезненно, многое пришлось осваивать самим. Например, несколько лет украинские заводы поставляли нам гильзы для производства двигателей. Это элемент из высокопрочной стали со сложной геометрией, требующий особой обработки. Пришлось налаживать их производство на «Звезде». Хотя мы не считаем, что абсолютно все для производства двигателя необходимо выпускать самим. Сейчас до 90% комплектующих делаем сами: от алюминиевой чушки до более сложных элементов, цилиндров, например. А одних только этих цилиндров в нашем двигателе целых 112.
– Выпускаете ли вы двигатели серийно, делая их дешевле, или работаете на штучные заказы?
– По сравнению с советским периодом объем заказов в постперестроечное время упал в десять раз. В течение нескольких десятков лет мы в общем-то сводили концы с концами. Поэтому серийно производить что-то было невыгодно: мы всегда работали под заказ и жили довольно экономно.
Но сегодня, когда появилась возможность обеспечить российский флот и других крупных заказчиков нашей продукцией, приходится менять сам подход к работе. В последние годы из-за внешнеполитической ситуации объем заказов у нас вырос втрое. Конечно, это определенный вызов для нас. Для этого требуется организация производства совершенного иного уровня, переход к серийности выпуска. Сейчас мы находимся на стадии переформатирования производства.
– Сегодня много говорят о выводе заводов из города. Вас эта кампания коснется?
– С точки зрения организации производства наша территория оптимальна. Обухово – не центр, но и не периферия. Если говорить о кампанейщине по выводу заводов из Петербурга, я вспоминаю, как устроено дизельное производство в Австрии. Заводы работают в самом центре Граца, второго по величине города в стране, по соседству с жилыми домами. И никаких проблем и разговоров относительно «серых поясов» там нет.
На мой взгляд, основная проблема заключается в более разумном отношении к экономике в долгосрочной перспективе. В России часто бегут за очень коротким результатом либо каким-то новомодным веянием. Европейцы в этом вопросе крайне прагматичны. По их мнению, если компания располагается в центре города и обеспечивает несколько сотен человек рабочими местами, соблюдает все экологические требования и существенно наполняет бюджет города, генерирует заказы для ученых, принимает на практику студентов из технических вузов, то такой завод – хорошая перспектива для города на десятки лет. Сиюминутные увлечения европейцам чужды. Нам, увы, нет.
– Есть ли у вас планы по расширению?
– Безусловно, и связано это все с тем же уходом украинских поставщиков. Мы готовим к запуску новый производственный комплекс, затраты на который превысили 2 миллиарда рублей. Осенью этого года планируем его открыть. С учетом ввода новых мощностей «Звезда» полностью обеспечит комплектующими возросшие объемы госзаказа.
– Не противоречит ли идее расширения производства план по оптимизации обширной территории «Звезды»?
– Нет, потому что места у нас, конечно, предостаточно. Но на то есть исторические причины. В советские годы считалось, что после бомбардировки половины площади предприятия оно все равно сможет работать на оставшейся территории. Поэтому на старых советских заводах все так некомпактно и многие технологические участки дублируются.
Конечно, с точки зрения рыночной экономики объяснить это никак нельзя. Сейчас основное производство сконцентрировано примерно на трети нашей территории. У нас были разные идеи по поводу того, как лучше провести редевелопмент оставшейся площади. Исходя из долгосрочной перспективы, в 2010 году мы решили создать у себя индустриальный технопарк. Сегодня в нем работает около десятка самодостаточных производственных предприятий. Кто-то делает тренажеры, кто-то работает на автопром или на строительный рынок, кто-то занимается механообработкой.
– Рабочие специальности по-прежнему не слишком популярны у современной молодежи? Подтверждается ли это вашим опытом?
– Не совсем, потому что мы стараемся объяснить молодым людям, что работа с техникой на порядок интереснее, чем в офисе. Она наполнена конкретикой и дает возможность для реального творчества. «Звезда» сотрудничает с учебными заведениями, привлекает лучших студентов. У нас подписаны договоры со многими техническими вузами и колледжами города. В прошлом году на заводе появилась кафедра «Двигатели и механизмы» Петербургского политехнического университета. Отмечу, что сейчас у нас довольно много молодых конструкторов.
В апреле мы второй раз приняли участие во всероссийской акции по профориентации молодежи «Неделя без турникетов», которую проводит Союз машиностроителей России. В течение месяца 109 студентов и учащихся образовательных учреждений Петербурга смогли свободно посетить предприятие. Мы регулярно организуем экскурсии на предприятие для школьников и всех желающих.
Развиваем и систему наставничества. В прошлом году взяли на практику около 70 студентов из 13 учебных заведений города. За ними в качестве наставников были закреплены 58 сотрудников завода. Новички могут обучаться в течение трех месяцев, за это время они легче войдут в рабочий процесс.
Мы постоянно ведем программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников. У нас есть лицензия на подготовку специалистов по 26 рабочим специальностям. Только за прошлый год в Школе молодого рабочего подготовили 16 квалифицированных рабочих, более 200 человек прошли повышение квалификации. И приятные результаты есть: наши работники регулярно становятся победителями конкурса «Лучший по профессии Невского района».
Подготовила Галина НАЗАРОВА
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (5749) от 22.07.2016.
Комментарии