Наталия ФИССОН

Наталия ФИССОН | ФОТО предоставлено театром «Комик-трест»

ФОТО предоставлено театром «Комик-трест»

Мастера загадочного жанра

Сегодня все больше появляется инклюзивных театральных проектов, то есть проектов, ориентированных на включение людей с ограниченными возможностями в социум. Одним из первых в России этим вопросом озадачился питерский «Комик-трест». Комическое трио уже несколько лет своими силами организует проект «Театр – доступная среда». И продолжает этим заниматься, даже когда не дают денег. Об этом и многом другом мы поговорили с ведущей актрисой театра Наталией Фиссон.


– Наталия, «Комик-трест» 16 июня принял участие в Блумсдэй, празднике, посвященном главному герою романа Джеймса Джойса «Улисс». Почему включились именно в День Блума, а не в День Хармса, который его поклонники отметят 19 июня, пройдясь по маршруту героя его «Старухи»?

– Если бы нас позвали на День Хармса, мы бы с удовольствием поддержали этот проект. Мы давно мечтаем влиться в ряды поклонников Даниила Ивановича, более того, я много лет пропагандирую установку ему памятника. А то ведь даже когда кто-то нарисовал на стене его дома портрет-граффити, депутат возмутился: «Что это за каляки-маляки! Замазать!». Вместо того чтобы сказать, какая молодежь у нас золотая, не три буквы нарисовала, а Хармса, поддержать начинание и придумать что-то в этом духе.

Ну а с Блумом все просто – позвонил мой партнер по телевидению Дмитрий Мильков, который организует праздник, с предложением мне или прочесть отрывок из романа, или стать одним из модераторов, но пришлось заниматься и тем, и другим, и третьим. А сам «Комик-трест» поддержал театрализованный парад. Мы всегда готовы подключиться к таким акциям, объединяющим людей на почве культуры, искусства. А день ли это Блума или Хармса – неважно. Для нас куда важнее, что наши подопечные с мастер-классов проекта «Театр – доступная среда» могут поучаствовать в подобных праздниках. И тем самым внедриться в культурное пространство города.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте.

– Несмотря на то что в этом году мы не получили от города никаких субсидий, все равно решили провести проект «Театр – доступная среда». На свои деньги арендовали сцену «Скорохода», где есть все возможности для посещения колясочников. Там мы сыграли премьеру «Пули-дуры», ремейка «Спама для фюрера». Затем «Белую историю» в Учебном театре увидели люди с ограничениями по слуху. Для тех из них, кто занимается в театральных студиях или просто интересуется театром, мы провели мастер-класс. Другое занятие организовали для людей с ограничениями по интеллекту – в социальном центре Невского района. Еще был мастер-класс для их педагогов, которые попросили нас об этом со словами: «Вы даете такие позитивные и важные вещи, которые помогают лучше понимать своих подопечных!».

– Почему же чиновники не поддержали столь значимый социальный проект?

– Нас тоже это очень удивило. Неужели город может оставаться равнодушным к людям с ограниченными физическими возможностями, подопечным детских домов, реабилитационных центров, для которых театр не всегда бывает доступным? Но, если не ошибаюсь, чиновники от культуры осознали свою неправоту, посмотрим, что будет. А пока мы все делали своими силами.

– Почему, не получив дотацию, вы не сказали себе: «Ну что ж, не судьба...»? Вряд ли «Комик-трест» настолько обеспечен, чтобы безболезненно для своего кармана заниматься благотворительностью.

– Прежде всего мы делаем это в память о Вадике (организатор, идейный вдохновитель и главный режиссер «Комик-треста» Вадим Фиссон ушел из жизни зимой 2014 года. – Ред.). Он сам был прикован к инвалидному креслу и, естественно, обратил внимание, что театр у нас совершенно не доступен целому ряду людей. Однажды Вадик побывал в Америке и убедился, что там человек с ограниченными возможностями не изгой, он не ущемлен в своих возможностях быть активным участником социальной, культурной жизни города, страны.

Вернувшись домой, Вадим задался вопросом: а почему у нас не так? И тогда мы придумали акцию «Театр – доступная среда».

Кроме того, мы считаем, что культура социально ответственна. Миссия культуры не только в том, чтобы показывать произведения искусства, она значительно шире, здесь речь идет уже о другом, нешаблонном понимании мира. Поэтому важны и такие проекты, как «Прикасаемые». Это инклюзивный проект московского Театра наций, в котором участвуют слепоглухие артисты, сейчас подобный проект организуется в Петербурге. Меня очень впечатлил этот спектакль, и нам захотелось в нем принять участие. Глубина этого спектакля не только в том, что он помогает социализироваться слепоглухим людям, а в том, что он дает возможность изменить отношение общества к иным людям. Через их мышление мы расширяем наше собственное сознание, восприятие мира.

Мы рады, что многие стали заниматься социально-театральными проектами. Потому что, как известно, капля камень точит, что-то меняется в сознании – и власти, и простых людей в отношении «инаких», будь то бомжи или слепоглухие.

– «Комик-трест» существует уже четверть века. Можно по пальцам одной руки пересчитать независимые театральные проекты, возникшие в 1990-е годы и существующие до сих пор.

– Да, нам 25 лет, мы накопили какой-то опыт, пора им делиться. Поэтому мы сейчас хотим переформатировать «Комик-трест» в своего рода театр-лабораторию, где молодые актеры, режиссеры, продюсеры, которые близки нам по духу, могли бы попробовать себя реализовать. 1991 год, с которого отсчитывает свою историю «Комик-трест», – это было время возникновения новых направлений, новых жанров. «Совковая» система уходила в прошлое, открывая невероятные просторы. Любой творческий коллектив мог бесплатно обосноваться в центре города, где было много оставленных зданий. «Комик-трест», например, репетировал в здании бывшего суда. Только это позволило тогда городу бурлить. Сегодня у молодых практически нет шансов выжить – только где-то ухнул, заявил о себе и тут же утонул под грузом финансовых, организационных и прочих проблем. История с Центром пластического искусства ведь так и не сложилась.

– Напомните, пожалуйста, о чем идет речь.

– Двадцать лет уже этой идее – создать неформальный культурный центр, где могли бы найти свое место маленькие театры, которым не нужны самостоятельные площадки. Это была бы своего рода «резервация» для современного интересного искусства. Каждый председатель комитета по культуре говорил нам: «Да, это все замечательно, надо делать», – и каждый раз ничего не происходило. На сегодняшний день у нас уже сложилась схема, благодаря которой идея обрела шанс на реализацию. И, как ни странно, толчком стала история с импортозамещением, когда государственные деньги и бизнес-капитал вошли в единую структуру. Почему бы не применить эту схему в сфере культуры? И сейчас в «Ленэкспо» ведутся переговоры о создании такой площадки. Кстати, именно в одном из павильонов

«Ленэкспо» начался проект «Театр – доступная среда».

– Этот проект пока на стадии обсуждения, а где же вы собираетесь организовывать свою лабораторию?

– У «Комик-треста» есть репетиционная база на Васильевском острове. Перефразируя Бродского, на Васильевский остров мы уже пришли, а умирать еще не хотим. И с нового сезона приглашаем своих, чтобы открывать новые идеи, новые грани нашего синтетического искусства.

– Что значит свои? В каком жанре артисты, режиссеры должны существовать, чтобы попасть к вам?

– И спустя четверть века я не знаю, как называется наш жанр. Когда-то давно, когда мы были на «Золотой маске» в Москве и мучились, как же говорить в интервью про свой жанр, нас спас журналист Юрий Рост. Он пошутил: «Этот жанр так и называется – жанр «Комик-треста». Нам близки все, кто видит себя не в драматическом театре. А пластика это, или клоунада, или еще какие-то неведомые, может быть, нам формы театра – неважно. Пока не ставим никаких ограничений.

– Свои должны приходить с уже готовыми проектами?

– Необязательно. Существует такая репетиционная форма – «сырник», когда актеры выходят на сцену со своими наработками, которые могут зацепить коллег или режиссера. И уже потом из этих «сырников» могут вырасти какие-то более глобальные проекты, которые будут существовать под эгидой «Комик-треста». Во всяком случае мы так видим наше новое развитие.

И еще мы хотели бы провести фестиваль театров необычных жанров, чтобы показать их городу. Может быть, удастся договориться с начальством нашего города и привлечь очень интересных людей с Запада. Например, обожаемую мною старенькую леди и мировую звезду Нолу Рей, печальную клоунессу, у которой есть спектакль про Моцарта. Или итальянского клоуна-философа Лео Басси, каждое представление которого – настоящий театральный экшн. Надеюсь, нам удастся найти финансирование и на этот проект...

– Наталия, для многих стало неожиданностью, когда обнаружили вашу фамилию в числе выступающих на международном коучинг-конгрессе. Почему вы стали заниматься еще и коучингом (Coach в переводе с английского – «тренировать», «наставлять», «воодушевлять». – Прим. ред.)?

– Это ведь тоже помощь, а мне нравится помогать другим. Хотя все началось, конечно же, с самой себя. Когда я поняла, что тону во всяких сложностях кризиса среднего возраста, выживаемости «Комик-треста», я схватилась за соломинку – обратилась за помощью к коучу. А затем захотелось овладеть этим инструментом самой, и я выучилась психологии. И теперь знание основ этой науки помогает мне в моих тренингах.

– Какие тренинги вы проводите?

– Для профессионалов и для непрофессионалов. В первом случае это актеры, которые хотят развиваться дальше. Направление физического театра у нас в России мало распространено, хотя запрос на него сегодня огромный, потому что все искусства существуют в поле синтеза техник, технологии, жанров и т. д. Петербургский театральный институт не готовит «синтетических» профи, и к новым веяниям самыми подготовленными оказались, как ни странно, кукольники. Поэтому в Большой театр кукол Руслана Кудашова, который, с точки зрения взрослого зрителя, был абсолютно неинтересен долгие десятилетия, сейчас не купить билеты.

Особая история – тренинги для непрофессионалов. Бизнес давно понял, что жесткие структуры не работают, что нужно расширять сознание. Поэтому появление творческих людей на бизнес-тренингах и вообще в мире бизнеса стало распространенным явлением.

– И что вы можете дать?

– Все, что связано с выразительностью. Тем более это касается российского бизнеса, который уже понял, что у нас нет такой мотивированности на деньги, как на Западе. Увеличьте сотрудникам зарплату – лучше работать не будут. Зато вдохновиться вслед за шефом и идти за ним, куда он, с флагом на броневике, скажет, – это по-нашему.

– Поэтому и тема вашего выступления на той международной конференции была «Публичные выступления – визитная карточка лидера».

– Да, потому что руководителю сегодня надо уметь транслировать свое вдохновение, свою эмоцию. А это уже напрямую относится к нашей профессии. Так что успех обуславливается не только наличием логики и стремлением к цели.

Подготовила Елена БОБРОВА



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (5724) от 17.06.2016.


Комментарии