Главная городская газета

Любовь Александровна МУСИЕНКО

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Гость редакции

Юсиф Эйвазов: о любви, поклонниках и об оперном Олимпе

Сегодня Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов единственный раз выступят на фестивале «Звезды белых ночей» в опере «Макбет» Верди. Читать полностью

Известный офтальмолог Петербурга: отслоение сетчатки лечится

О новейших технологиях в офтальмологии, о том, что полезно и что вредно для глаз, рассказывает читателям сегодняшний гость редакции доктор медицинских наук, профессор, директор Санкт-Петербургского филиала НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика Святослава Федорова» Эрнест БОЙКО. Читать полностью

Что откроешь в море документов. К юбилею государственной архивной службы России

Сегодня ведомство отмечает свое столетие. У нас в гостях - директор Российского государственного архива Военно-морского флота Валентин Смирнов. Читать полностью

В поисках затерянного Петербурга

Наш собеседник много лет занимался раскопками на Охтинском мысу, на котором располагался своего рода «праПетербург». Читать полностью

Песни вечной мерзлоты. Что ждет российскую Арктику?

Усилиями чиновников Cеверной столицы Петербург примерил на себя и корону главного города Арктики. Авансов выдано много, но до сих пор неясно, как именно Россия должна осваивать «севера» - строя в Заполярье города на века или довольствуясь вахтовыми поселками? Читать полностью

Юность, красота и дипломатия: Моника София Сорочинова из Словакии о жизни в России и борьбе за панславянский мир

Молодой и яркий дипломат, аспирант СПбГУ из Словакии Моника София Сорочинова в откровенном интервью рассказала нашей газете, почему Россия лучше Европы, как быстро выучить русский язык с помощью музыки и почему она не боится последствий за свою пророссийскую позицию. Беседу вёл Борис Грумбков. Читать полностью
Любовь Александровна МУСИЕНКО | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Пространство диалога

В этом году Музей истории религии будет отмечать 85-летие.

У него непростая судьба, ему приходилось менять название, переезжать и сохранять коллекции памятников истории и культуры разных стран, эпох и народов.

О планах на юбилейный год, накопленном опыте и проблемах мы беседуем с директором музея.


- Любовь Александровна, как вышло, что антирелигиозная выставка, организованная в апреле 1930 года в Зимнем дворце, стала основой для музея?

- Идея создания подобного музея возникла в недрах Академии наук задолго до организации выставки. Самым активным ее сторонником был основатель нашего музея выдающийся русский антрополог, этнограф, исследователь религии В. Г. Богораз-Тан. Когда же закрыли выставку в Зимнем дворце, перед организаторами встала кроме прочего задача комплексного сохранения представленных на ней экспонатов из разных собраний. Не один месяц ушел на то, чтобы принять решение о создании в Ленинграде Музея истории религии под эгидой Академии наук. Слова «атеизм» тогда в названии не было. Возник вопрос, где музей разместить. Поскольку как раз в январе 1932 года был закрыт для верующих Казанский собор, выбор остановили на нем. Первых посетителей музей принял 15 ноября того же года.

То, что такой музей открылся в Ленинграде, логично. Наш город генетически многоконфессиональный. Его строили вместе люди разных религий, профессий, социального положения. Это неотъемлемая часть истории и жизни города. Не случайно и сейчас в Петербурге реализуются различные программы, ориентированные именно на эту сферу городской жизни, - программа «Толерантность», программа гармонизации межнациональных отношений и другие, в которых наш музей принимает активное участие.

- В новейшей истории из российских музеев ваш фактически стал первым, кто покинул здание религиозного назначения и пережил переезд. Как это сказалось на его жизни? Что сейчас представляет собой Музей истории религии?

- Музей организован как центр изучения и популяризации научных знаний об истории развития религиозных представлений человечества с древности до современности. Эта задача полностью сохранилась.

Переезд в 2000 году с Невского проспекта на Почтамтскую улицу стал серьезным испытанием. Новый адрес - тоже центр города, но по сравнению с Невским, можно сказать, - окраина. В Казанском соборе была очень высокая посещаемость. После переезда музей попал в некий информационный вакуум. Его популярность и, соответственно, посещаемость тогда существенно снизились.

Надо отдать должное правительству города, нам была передана часть здания, реконструированная под нужды музея. Первый документ - распоряжение тогда еще Ленгорисполкома - вышел в 1991 году. Не хочется углубляться в проблемы, которые до сих пор за этим тянутся. В распорядительных документах было указано: 8800 квадратных метров получает Музей истории религии, 1200 - ОАО «Биокомплекс». Соединение бюджетного учреждения с коммерческой структурой - проблема сложная...

- То есть музей не получил здание полностью и лишился части площадей?

- Лишился площадей, которых нам катастрофически не хватает. Плюс наличие множества технических и административных сложностей, которые приходится решать. Как вы понимаете, интересы с соседями у нас разные.

Как я уже сказала, в нашей части здания была реконструкция с целью приспособления его под музей: специально оборудованные фондовые помещения, новейшее оснащение. Но для экспозиции мы получили пространство сложное. Поэтому с 2007 года постоянно занимаемся реэкспозицией: увеличиваем пространство, меняем его структуру в зависимости от тематики залов. Год назад после реэкспозиции мы открыли раздел «Русское православие». На разработку и реализацию новой концепции, дизайн ушло три года. Только что представили посетителям новый фонд открытого хранения - «Японской коллекции». Впереди - обновление раздела, посвященного истории католической церкви.

- Расскажите о коллекциях. Как они складывались?

- У нас около 200 тысяч единиц хранения. Механизмы формирования собрания - самые разные. Основу, как мы говорили, составляют экспонаты антирелигиозной выставки в Зимнем дворце. В течение первых лет существования музея нам передавали предметы из других музейных собраний, например, из Эрмитажа, поскольку принципы формирования коллекций у нас с коллегами разные. Например, для художественного музея в первую очередь важна художественная ценность экспонатов. Для нашего музея - историческая связь памятника с той или иной религиозной ситуацией или явлением. Источников много. История некоторых вещей еще до сих пор плохо известна. В ее открытии и состоит исследовательская работа научных сотрудников и хранителей.

В последнее время большим подспорьем для нас стали виртуальные представительства, которые мы открыли в Бурятии, в Чеченской Республике, в Ульяновске... Помимо образовательной и просветительской функции представительства помогают собирать дополнительную информацию к материалу, которым мы располагаем. Так, например, ламы Иволгинского дацана (центр российского буддизма) приняли участие в атрибуции архивных и фотоматериалов.

- Судя по выставкам, ваши коллекции уникальны и с художественной точки зрения.

- Мы располагаем замечательным собранием западноевропейского искусства, способным соперничать с известнейшими художественными музеями мира. У нас есть вещи высочайшего уровня - живопись и графика Италии, Нидерландов, Германии... Я по образованию искусствовед. Для меня праздник души, когда открываются выставки, где мы демонстрируем художественные достоинства исторических памятников. В нашей коллекции некоторые вещи уникальны по иконографии, другие - по времени происхождения и авторству, третьи иллюстрируют особенности национальных художественных школ. Несколько лет назад на выставке «Искусство Италии XIV - ХХ веков» мы впервые представили посетителям, а затем включили в постоянную экспозицию жемчужину нашего собрания - деревянный крест «Распятие с девой Марией и Иоанном Евангелистом» школы Джотто. Аналогов ему нет в российских музеях.

- Выставки, открытые фонды хранения, виртуальные представительства - способы популяризации коллекций?

- Конечно. Одна из главных задач любого музея - популяризация фондов. Мы это делаем в музее, за его пределами, в том числе в интернет-пространстве и за рубежом. Так, в прошлом году по заказу министерства культуры Финляндии в Турку открыли масштабную выставку «Искусство. Религия. Власть», в греческих Салониках - выставку, подготовленную к тысячелетию присутствия русского монашества на Афоне. Недавно в областном Музее имени Гончарова в Ульяновске открылось наше виртуальное представительство.

- В экспозициях музея представлены разные религии. Представители этих религий встречаются на открытии выставок и других мероприятиях. Как вам удалось со всеми наладить контакт?

- Мы не делим наших партнеров и посетителей по конфессиональной принадлежности. Музей не воспитывает религиозность. Он просвещает и образовывает посетителя любого возраста, что влечет за собой уважение к людям разных религиозных взглядов. К нам может прийти мусульманин или иудей, которые не переступят порог христианских храмов в силу религиозных убеждений, и узнать об истории христианской религии.

- Детские программы вашего музея необыкновенно популярны. Хочу спросить, почему курс школьной программы и даже учебник вызывает такие споры?

- В этом отношении сложилась разная региональная ситуация. В рамках школьного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» родители учеников 4 - 5-х классов решают, какой предмет из пяти их дети будут изучать: историю ислама, православия, иудаизма, буддизма или светскую этику. В нашем городе 70% семей, а возможно и больше, выбрали светскую этику, а в Ленинградской области - историю православия.

Проблема в том, что нет подготовленных педагогов этого предмета. Для детей 4 - 5-го класса историю религии надо адаптировать. Это сложный предмет. Его, что называется, голыми руками не возьмешь. Религии связаны с культурой, территорией регионов. В Бурятии, например, это буддизм. В Чечне, понятно, история ислама.

Верующие родители, например, православные, для своего ребенка выбирают светскую этику. Потому что если семья подготовлена к церковной жизни, ребенок в ней участвует, есть воскресные школы, общение со священником. К тому же теперь есть молодые священники с педагогическим образованием...

- Нельзя стать верующим с понедельника.

- Музей - светская организация. Наша задача - дать знания, а не интерпретировать их. Именно поэтому наши музейные программы осторожно и нейтрально знакомят со всем религиозным многообразием мира, с архаическими верованиями и религиями Древней Греции и Рима, с традиционными для России религиями - христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом. Через понятия, объединяющие все человечество: мораль, нравственность, любовь к ближнему. Но это не скучные унылые занятия, как представляют многие. Интерактивные программы, квесты, брэйн-ринги, викторины, мастер-классы - механизмы, которые помогают сделать разговор о серьезных вещах простым и увлекательным.

Наша детская интерактивная экспозиция «Начало начал» - музей-трансформер. Попав туда, дети словно оказываются внутри компьютерной игры. В таком пространстве информация воспринимается ими иначе, музей становится для них своим.

Кроме того, мы делаем специальные программы для учителей, для пожилых людей (причем и вне музея). В прошлом году подготовили выездную программу для Ленинградской области. Открыли Центр молодежных программ. Больше всего к нам приходят школьники и студенты. Как однажды сказали посетители, наш музей стал модным. И мы этому рады.

- Как вы считаете, у музея и церкви общая цель: делать людей лучше?

- Да, я согласна. Воспитание религиозности - не наша задача. Это дело церкви и семьи, которая свой путь нашла.

К нам иногда обращаются верующие люди с просьбой отслужить молебен у конкретного предмета на экспозиции. Мы говорим: все храмы города открыты, они красоты неописуемой, почти все отреставрированы. Почему надо молиться в музее?

- Расскажите об отношениях, которые сложились у музея и церкви. У вас что-то просят вернуть, вы сами отдаете?

- С лидерами религиозных организаций города у нас сложились хорошие отношения. Например, год назад на открытии экспозиции «Русское православие» присутствовал ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Амвросий. Мы обсудили с ним перспективы наших взаимоотношений, а через полгода подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого идет активная работа. В академии, например, есть музей, с фондами которого помогают работать наши сотрудники.

Около восьмидесяти вещей из нашего собрания находятся в Казанском соборе на временном хранении. Наша обязанность следить за их состоянием. Все прописано в договоре. Осенью мы сняли для реставрации шесть знамен - это трофеи, полученные русской армией в ходе войны 1812 года. Той же осенью мы отдали собору на временное хранение икону. Вещь редкая, с интересной историей. Она из одной из китайских церквей, к нам попала сложным путем. Но в ней есть частица мощей, в экспозиции мы ее никогда не сможем показать.

- Есть рецепт, как наладить отношения?

- Во всем важен личный фактор. Те же штандарты нам переданы с позволения религиозного руководства. Препятствия чинили православные активисты, отдельные представители православной общественности. Возникают подводные камни, которые трудно предусмотреть музею и церкви. Мы должны их вместе преодолевать.

Еще пример, в храме иконы Владимирской Божией Матери наша икона, которую надо было снимать, срочно реставрировать. Просят: давайте это делать в церкви. Генетический страх, что не вернем, все еще присутствует. Но реставрация возможна лишь в специально оборудованных мастерских.

В том же храме есть вещи, которые уже не нужны. Церковь обжилась, накопила литургические предметы, облачения и не нуждается в музейных вещах, у которых масса ограничений в использовании. Предметы из ткани музею вернули, мы очень признательны. Церкви легче, нам спокойнее.

- В вашем музее разрабатываются программы для людей с ограниченными возможностями?

- И их много. Для разных категорий людей - с нарушением слуха, зрения. В прошлом году мы начали работать со сложной во всех отношениях аудиторией - слепоглухонемыми, сделали уникальный видеогид для глухих и слабослышащих, пока единственный в Петербурге.

С программой «Я приведу музей к тебе» мы выезжаем в социальные учреждения к людям, которые физически не могут посетить музей. В Институте Турнера дети лежат месяцами. Программы востребованы.

- Принято спрашивать о планах на юбилейный год.

- Это не только юбилейный год музея, но еще и 500 лет Реформации. К дате готовим большую выставку и научную конференцию. Столетие Февральской революции мы отметим конференцией «Религия и власть». В октябре откроем выставку «За власть Советов». Коллекции у нас богатые, взять хотя бы антирелигиозный плакат, много документального материала, который ранее не показывали. Есть повод к нему обратиться.

Обязательно откроем выставку новых поступлений за последние пять лет. Хотим показать, какими путями собираем вещи, как строим отношения с религиозными организациями, коллекционерами.

В ноябре, в канун юбилея, у нас откроется выставка, посвященная тому, как мы храним музейные предметы, продлеваем им жизнь руками реставраторов.

Подготовила Людмила ЛЕУССКАЯ


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook