Гость редакции - Виталий ГЫЛЫКОВ

Гость редакции - Виталий ГЫЛЫКОВ | Фото предоставлено пресс-службой «Санкт-Петербургские сети вещания и оповещения»

Фото предоставлено пресс-службой «Санкт-Петербургские сети вещания и оповещения»

Кто верен
проводному радио

Все началось со звонка читательницы. Пожилая женщина рассказала, что управляющая компания отказалась принимать плату за радиоточку: мол, отныне она сама должна заключить договор с радиосетью и платить непосредственно ей. Пошла женщина в радиосеть, а там не поняли, чего она, собственно, хочет. Порекомендовали обратиться в управляющую компанию, а когда услышали, что она как раз оттуда и пришла, отправили в районную администрацию. И стало редакции интересно: что на все это скажет сама радиосеть? Да и вообще вдруг стало понятно, что мы крайне мало знаем, что такое сейчас проводное радио.


- Виталий Дабчинович, вы - тот человек, который в Петербурге ведает тремя радиокнопками...

- «Кнопками» ведаю не я, а государство - ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное унитарное предприятие «Российские сети вещания и оповещения» (ФГУП РСВО) является лишь оператором проводного вещания и оповещения в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Хочу подчеркнуть, что наше предприятие - прежде всего система оповещения, а затем уже - радиовещания.

Проводное оповещение начинали строить еще в 20-х годах прошлого века именно как средство информирования людей о каких-либо чрезвычайных происшествиях. Тогда на столбах вешали громкоговорители - «колокольчики». Это потом решили: не пропадать же такому каналу передачи информации. И по каналам оповещения запустили радио: новости, музыкальные программы, трансляции футбольных матчей.

Во время войны система оповещения доказала свою эффективность. И в 1950 - 1960-х годах проводное радио уже стояло во всех домах крупных городов Советского Союза. Был практически стопроцентный охват...

Сегодня федеральное государственное проводное радиовещание осталось в трех городах: Москве, Петербурге и вот теперь - в Севастополе. На остальной территории России система проводного радиовещания (а вместе с ней и оповещения) находится в ведении местных властей. Единой системы, единых принципов ее построения, увы, уже нет. Иной раз даже оборудование, установленное в регионах, несовместимо с оборудованием в федеральных центрах.

Что касается кнопок, то они повсеместно распределяются в соответствии с указом президента: первая закреплена за «Радио России», вторая - за «Маяком» и третья региональная. В Петербурге это, разумеется, «Радио Петербург». Все три - государственные станции.

Вынужден пояснить: за содержание радиопередач (как сейчас говорят, за контент) мы не отвечаем. Хотя именно к нам зачастую обращаются граждане, жалуются на избыточное количество рекламы, на качество программ, спрашивают, куда пропала та или иная любимая передача? Мы передаем эти обращения на радиостанции....

Лишь раз в сутки мы вторгаемся в радиоэфир: с 15.00 до 16.00 проводится профилактика, и тогда радиостанции молчат.

- А что происходит в этот час?

- На центральном узле связи у нас есть диспетчерский пункт, который за этот час проводит тестирование наших сетей, оборудования и каналов связи. Делается это для поддержания системы в постоянной технической исправности и готовности как к передаче радиопрограмм, так и для трансляции сигналов оповещения. Дежурная служба работает круглосуточно. Наши специалисты выявляют (и, если надо, устраняют) нарушения в работе сети. Также диспетчеры на центральном узле связи постоянно принимают звонки от населения: «у меня не работает радио» или «радио начало шипеть»... До 50 обращений в день.

- Подскажите и нашим читателям телефон дежурной службы.

- Да, пожалуйста. Даю сразу два номера - 318-06-10 и 384-00-00. На звонки выезжает ремонтная бригада и устраняет неполадки, причем бесплатно. Причины жалоб - в основном последствия работ на крышах. Ремонтники сносят наше оборудование, рвут провода. Иногда причиной является сильный ветер.

- Кажется, именно по одному из этих телефонов звонила та женщина - наша читательница, которая не могла найти, кому бы заплатить за радио. Это частая история?

- Вообще-то нечастая. Но... имеет тенденцию к учащению. В конкретной ситуации (мы разбирались) речь шла о Василеостровском районе, где управляющая компания «Мир», которой была передана часть домов разорившегося ЖСК № 2 Василеостровского района, решила исключить из квитанции строку платы за проводное радио. Причем сделала это, не ставя нас в известность. Тем не менее, не получая абонентской платы, мы продолжали (и продолжаем) обеспечивать вещание.

Хочу сказать спасибо вам за публикацию по звонку той женщины. Она помогла заняться вопросом вплотную. Подключилась глава района. И около месяца назад мы отрегулировали договор с «Миром». Порядок восстановлен, платежи будут по-прежнему взиматься по общей квитанции за жилищно-коммунальные услуги.

- Неплохое завершение конкретной истории. Но ведь в целом, наверное, люди массово отказываются от радиоточек? Во всяком случае первое, что бросается в глаза, когда рассматриваешь ваш сайт, это расписанный алгоритм: как правильно отказаться от проводного радиовещания?

- Увы, это так - отказываются. Можно сказать, даже массово. Кому-то, возможно, проводное радио кажется ненужной вещью и лишней тратой денег. И далеко не все осознают, что, отказываясь от радиовещания, одновременно отказываются от системы оповещения.

Хотя именно в Петербурге традиционно высок процент тех, кто верен проводному радио. У нас 1,3 миллиона абонентов.

- Все же похоже, что проводное радио - прошлый век. И что радиовещание (да и оповещение) нужно исключительно пожилым тетушкам и дядюшкам, которые за долгие годы своей жизни привыкли вставать и ложиться под его бормотание. Согласны?

- Предлагаю все же отделить одно от другого. У проводного радиовещания с его тремя кнопками, наверное, есть своя целевая аудитория. Думаю, что, во-первых, да, это пожилые граждане. Во-вторых, слабовидящие люди. Слепому человеку гораздо легче нажать на одну из трех наших кнопок, нежели искать нужную волну на более сложной технике. Таких пользователей немного, но они есть.

Что касается системы оповещения, то она, уверен, по-прежнему нужна. Посмотрите, как оборудуют сейчас дома люди, которые заботятся о безопасности! Противопожарная система, видеонаблюдение, охранная сигнализация. И в этом ряду есть еще и проводная радиоточка, которая оповестит о ЧП, если оно, не дай бог, случится.

Наш филиал сейчас обслуживает систему оповещения Краснодарского края... Там чрезвычайно трепетное отношение к нашей работе! А все потому, что убедились в ее необходимости на собственном горьком опыте (я о наводнении в Крымске 2012 года, когда погибли 172 человека), и теперь серьезно взялись за приведение в порядок своей системы оповещения.

А вот наш пример. В конце марта в Петроградском и Приморском районах было отключение электроэнергии - произошла авария. Все отключилось, погасли телевизоры, не заряжались телефоны... А наша система работала, вещание продолжалось.

Можно привести примеры и из других регионов. В начале прошлого года в Мурманской области произошел сход лавины. Пострадали жилые дома. Были жертвы. Среди причин бедствия была названа неработающая система оповещения.

Из зарубежных - Фукусима, Япония. Специалисты отмечали, что на 70 - 80 процентов население было оповещено о бедствии именно по сетям проводного радиовещания. Остальные каналы сработали хуже.

На Двинский район в Краснодарском крае нынешним летом обрушились проливные дожди. МЧС заранее получило прогноз погоды и оповестило население по проводному радио. Причем по уличному - через те самые «колокольчики». Потом граждане благодарили за предупреждение: кто-то успел поросят загнать, кто-то - окна плотно закрыть... В общем, подготовиться.

- А в мае в Москве не сработала система оповещения с помощью SMS, когда случился ураган. Был большой скандал. С тех пор, говорят, SMS начали приходить при малейшем ветерке... Может быть, будущее за таким оповещением?

- В Петербурге МЧС тоже пользуется SMS-информированием. Думаю, нужны разные каналы. И проводное радио тоже. Все, наверное, слышали 23 августа, как в городе работали громкоговорители: внимание, внимание, проводится проверка системы оповещения... Не слышали? Но мы в тот день, как у нас говорят, «осуществили перехват» и телевидения (бегущая строка сообщала о проверке системы), и оповещения в метро... Тренировка показала, что система работает нормально.

Оповещение уличными громкоговорителями сейчас покрывает примерно 10 процентов городской территории. С учетом радиофикации квартир - 87 процентов. У нас на обслуживании находится 10 тысяч километров проводов, по которым доводится радиосигнал. 350 человек линейного состава. И все работает.

Можно долго рассуждать: устаревшая технология или не устаревшая, умирающая система или нет, но пока она остается неотъемлемой частью общей системы оповещения: отрегулированной и распланированной.

Действует непреложное правило: использовать систему оповещения можно лишь по распоряжению губернатора. Он - на кнопке. Сигнал от губернатора поступает на центральный узел связи. Оттуда во все концы города идут фидерные линии на опорные линии связи, на трансформаторные подстанции, а оттуда уже - до каждого абонента в квартиру или на «колокольчик» на питерских зданиях и крышах.

Есть производственные объекты, входящие в систему экстренного оповещения. Это предприятия, ЧП на которых может иметь неприятные последствия для окружающей среды. Которые работают с химическими веществами: хладокомбинаты, фармацевтические компании. Вообще утвержден перечень предприятий, на которых обязательно должны действовать локальные системы оповещения. Причем как на их территориях, так и в радиусе 5 км. В экстренных случаях они должны оповестить не только своих работников, но и людей, находящихся поблизости.

Два слова про финансирование таких работ. Если государство имеет долю в капитале предприятия, то частично за построение локальной системы платит бюджет. Если же предприятие целиком частное, то тратиться должны собственники. И еще: если в пятикилометровую зону попадает социально значимое государственное заведение - школа или больница, - то забота об исправности оборудования возложена на бюджет.

- А новостройки оборудуются системой проводного радиовещания?

- Да. Радиофикация входит в перечень обязательного оборудования наряду с водопроводом, канализацией, теплоснабжением... То есть в каждой квартире должна быть розетка, куда можно подключить радиоприемник с тремя кнопками.

В Петербурге вообще застройщикам поставили условие - система оповещения в новостройках должна быть сопряжена с РАСЦО. Расшифровывается как «региональная автоматизированная система централизованного оповещения» населения. Это громкоговорители на улице (скажем, на парковке) и на этажах. Разумеется, не «тарелки» или «колокольчики», а современные устройства, но с теми же функциями.

Не раз поднимался вопрос о новых технологиях и подходах в построении таких систем. Обсуждалась идея разъединить радиовещание и оповещение. Или совместить оповещение с какой-то иной системой, от которой человек наверняка не будет отказываться. Например, с домофоном, который в случае опасности начнет оповещать о ЧП.

Идея неплоха, но пока трудноосуществима. Дело не столько в финансовых средствах. Если ее внедрять, то тогда все домофонные системы должны быть унифицированными и связанными воедино. Сегодня же такое оборудование производит множество фирм, и управляющие компании вольны выбирать, с кем заключать договоры. Вот если бы эта проблема была решена на законодательном уровне... Впрочем, это означает отказ от конкуренции и монополизирование конкретной отрасли.

- Да, советская система требует советской же организации производства и советского подхода для развития...

- Кстати, советское оборудование довольно неплохо работает. Оно, как у нас говорят, чрезвычайно отказоустойчивое. Есть сети и передатчики и 30-, и 50-летней давности. И хотя сейчас мы все больше и больше пользуемся цифровым оборудованием, все старое - в резерве.

Подготовила Наталья ОРЛОВА

#Виталий Гылыков #проводное радио #оповещение

Комментарии