Главная городская газета

Гость редакции - Вадим (Билли) НОВИК

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Гость редакции

Юсиф Эйвазов: о любви, поклонниках и об оперном Олимпе

Сегодня Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов единственный раз выступят на фестивале «Звезды белых ночей» в опере «Макбет» Верди. Читать полностью

Известный офтальмолог Петербурга: отслоение сетчатки лечится

О новейших технологиях в офтальмологии, о том, что полезно и что вредно для глаз, рассказывает читателям сегодняшний гость редакции доктор медицинских наук, профессор, директор Санкт-Петербургского филиала НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика Святослава Федорова» Эрнест БОЙКО. Читать полностью

Что откроешь в море документов. К юбилею государственной архивной службы России

Сегодня ведомство отмечает свое столетие. У нас в гостях - директор Российского государственного архива Военно-морского флота Валентин Смирнов. Читать полностью

В поисках затерянного Петербурга

Наш собеседник много лет занимался раскопками на Охтинском мысу, на котором располагался своего рода «праПетербург». Читать полностью

Песни вечной мерзлоты. Что ждет российскую Арктику?

Усилиями чиновников Cеверной столицы Петербург примерил на себя и корону главного города Арктики. Авансов выдано много, но до сих пор неясно, как именно Россия должна осваивать «севера» - строя в Заполярье города на века или довольствуясь вахтовыми поселками? Читать полностью

Юность, красота и дипломатия: Моника София Сорочинова из Словакии о жизни в России и борьбе за панславянский мир

Молодой и яркий дипломат, аспирант СПбГУ из Словакии Моника София Сорочинова в откровенном интервью рассказала нашей газете, почему Россия лучше Европы, как быстро выучить русский язык с помощью музыки и почему она не боится последствий за свою пророссийскую позицию. Беседу вёл Борис Грумбков. Читать полностью
Гость редакции - Вадим (Билли) НОВИК | ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

Джаз без капли
алкоголя

Впервые петь и играть на барабанах Билли Новик начал в своей группе «Реанимация» в 1980-е годы. В 1998 году окончил Педиатрическую медицинскую академию. Три года работал в детской больнице врачом-патологоанатомом. Затем - в малобюджетном клубе, где и зародилась популярная ныне группа Billy's Band, которая играет в стилях блюз, свинг, джаз и рок.

Уже не первый раз Billy's Band дает концерт в первый день нового года.

- Билли, какая же публика находит в себе силы прийти к вам 1 января?

- Мы никогда не видим столько трезвых, бодрых и жизнерадостных людей, как первого и второго января. Потому что силы пойти на концерт остаются только у тех, кто ведет здоровый образ жизни. Так что это встреча практически с идеальными петербуржцами.

Приходят молодые семейные пары, которые по случаю праздников смогли оставить детей с бабушками и дедушками. Часто именно на этих концертах они говорят нам, что несколько лет назад познакомились на нашем выступлении, поженились, появились дети и только сейчас наконец снова смогли вырваться! Впрочем, многие берут детей с собой, поэтому мы представим такую праздничную новогоднюю программу, что ни у кого не возникнет сомнения, правильно ли они сделали, придя к нам. «Реанимационный концерт» спланирован в подчеркнуто позитивном ключе. И лично мне он дает возможность изменить стереотип восприятия группы, ведь некоторые думают, будто мы - маргинальные бродяги на грани пусть и интеллигентного, но цинизма, которые только и делают, что воют о нелегкой судьбе человека.

Обычно первые дни января, вопреки мнению, что это «мертвый сезон», самые живые в любом городе. И наиболее востребованные в году - никогда не удается собрать столько народу! Первого числа мы выступаем в петербургском клубе, второго даем в Москве уличный концерт. Против холода сейчас есть множество приспособлений, создающих микроклимат. Впрочем, трудностей мы никогда не боялись, возможно, поэтому удалось чего-то добиться в жизни.

- Чтобы соответствовать «идеальной» публике, вы и сами должны в Новый год держать себя в строгости.

- Профессия обязывает. Чтобы пребывать в большой музыке, нужно как минимум вести здоровый образ жизни, иначе просто не хватит сил. Мы сублимировали всяческого рада празднования в творчество. Именно поэтому называем наш стиль «романтический алкоджаз», но - без капли алкоголя!

- Встречаете Новый год всей группой?

- Когда есть приятная работа и мы соглашаемся выступать, ставим условие, что будут присутствовать наши семьи. Если работы нет, с огромным удовольствием празднуем по домам.

- Подарки родным уже купили?

- В течение года я покупаю подарки, которые собираюсь преподнести на Новый год. Иногда не выдерживаю, дарю их в июле. Елка дома, конечно, стоит. Моей дочери год и два месяца, она на красоту уже реагирует.

- Подводите ли вы под праздник жизненные итоги?

- Я склонен подводить итоги практически каждый вечер, и не только прошедшего дня, но и всего прошедшего периода. В этом смысле к календарю не привязан. Радуюсь, если возникает ощущение, что я продвинулся вперед, это связано с выходом нового альбома, концертной программы. В уходящем году реализовал давнюю мечту - «Петербургский джазовый актив». Это сольный проект, собравший наиболее ярких джазменов города. Очередной концерт состоится в январе.

- В Billy's Band решение принимаются коллективно?

- Как правило, товарищи оставляют за мной право принимать стратегические решения. Они мне доверяют, и я никого ни разу не подвел. Конечно, мы все разные, но нас объединяет здравый смысл, понимание, что разумно, а что абсолютно недопустимо.

- Группа много гастролирует по России. Понятно, что впечатления поверхностны, тем не менее какие видите тенденции, как меняется страна и публика?

- Очень меняется. Вид городов - особенно. То, как преображается, к примеру, Екатеринбург, меня поражает. Каждый раз не узнаю город. В Екатеринбурге одна из сильнейших архитектурных школ, регион интенсивно развивается.

Мне кажется, что люди становятся менее агрессивными и более культурными, хотя, возможно, на концерты приходят те, которым с нами по пути... Допускаю, что агрессивная часть молодежи стала еще агрессивнее, но я не вижу на улице драк, пьяных, наркоманов. Наркотики присутствуют в обществе, но в других формах. Мои наблюдения касаются крупных городов, что творится в глубинке, не знаю. Но в целом ситуация внушает оптимизм, даже когда слышу, что мы живем в «несвободное время». Я же считаю, что такой свободы, как сейчас, в обозримой истории России не было. Впрочем, как и такого уровня жизни. Плохо живут в основном те, кто не может трудиться в силу своих физических особенностей, либо те, кто пьет. А если у тебя есть руки-ноги, голова на плечах, имеешь все шансы быть в порядке.

Один из важных законов эволюции гласит, что выживает не сильнейший, а наиболее приспосабливающийся. Конечно, есть люди «непластичные», без предпринимательского духа, такой уж тип личности.

- Родной Петербург оказывает на вас влияние: город давит или вдохновляет?

- Именно такое противоречивое влияние. С одной стороны, мне тяжеловата эта погода, а с другой стороны, пусть будет самый плохой климат на планете, но все равно буду жить здесь. На чаше весов любовь к городу всегда перевешивает. Каждый день мой маршрут проходит по набережным, я не устаю любоваться и благодарить господа, что вижу эту красоту. Уже давно понял, что никуда не хотел бы переезжать, хотя по молодости об этом мечтал.

- Образ неудачника, в котором вы часто выходите на сцену, возник случайно?

- Да. Отчасти это была защита от критики: подчеркнутое отсутствие претензий, мне, мол, терять нечего, я лузер! И одновременно это убирало конкурентов: какой смысл соперничать с тем, кто сразу сдался? В молодости я не понимал, в чем же грех гордыни, ну человек борется до последнего... А с годами понял, что гордость - причина многих неудач.

- Сейчас в нашем обществе многое меряется успехом. Причем сложилось представление, что для его достижения необязательно трудиться: по телевизору показали, вот уже и успех.

- Для меня критерий успеха и качества жизни - гармония в душе. Научиться быть независимым от конкретных факторов - вот успех.

Герман Гессе считал, что абсурд - искать покой в другом, если ты не можешь найти его в себе. Над собой надо работать. С помощью других, но хотя бы принять этот вопрос как наиболее актуальный.

- Все-таки в советское время успех был связан с работой, а теперь - нет?

- Мне кажется, это началось в девяностых годах и выросло из проникшей к нам «американской мечты». Идея мгновенного обогащения, которое принесет тебе все, что пожелаешь. Условно говоря: ограбить банк и исчезнуть. Это прижилось в смуте девяностых, но сейчас, мне кажется, другая установка. Благодаря Интернету видим, как люди добиваются успеха, и такие примеры настраивают на упорный труд. Россия приблизилась к работящей нации, а Америка, наоборот, стала менее работящей, потому что социальное обеспечение развито до такой степени, что возникли уже потомственные безработные. Во всем должна быть золотая середина.

- Наши экраны давно оккупировало американское кино. Но многих раздражают штампы: герои даже по самым пустяковым поводам твердят: «Я тобой горжусь», и - «Я тебя люблю». И это кажется фальшивым...

- Любой человек нуждается в поддержке, она может быть даже формальной. Если я хочу кого-то поддержать, то скажу приятные слова. «Я тобой горжусь» - неплохо звучит, это в американской традиции.

Меня тоже раньше коробила бесконечно повторяемая в кино фраза: «Ты в порядке?». С человеком чего только ни произошло, но он отвечает, что все о,кей. Но ведь когда заверяет, что он в порядке, значит, не хочет нагружать других своими проблемами. Это ритуальность, часть культуры, которую нужно признавать и уважать.

- В нашей культуре огромную роль играет классическая литература. Часто ли вы к ней обращаетесь?

- Это кладезь. Вот я не представляю, что мне до конца жизни может быть скучно, потому что есть классика, и чтобы ее прочитать по два-три раза, уже не хватит жизни. Современную литературу читать пробую, но каждый раз начинаю мучиться. Нашел оправдание: после Толстого, Достоевского и Чехова сложно что-либо читать с таким же чувством. Надо перестраиваться, вырабатывать в себе толерантность.

- А современный театр вас не «мучает»?

- Время эпатажа в России, может быть, еще не закончилось, но оно уже в агонии. Никто никого ничем удивить не может, все ресурсы использованы. Потрясти может только содержание. Поэтому, если я иду в театр, то затем, чтобы слушать текст, а не смотреть режиссерские находки. Когда текст кто-то произносит, это особое ощущение. Я очень люблю аудиокниги, мне интересно услышать человеческое переложение написанного.

В последнее время мне стал ближе классический балет. Очень долго ждал, когда же он для меня откроется, наконец время пришло, и я обогатился.

И, конечно, надо слушать музыку. Моя бабушка принадлежала к поколению, выросшему без церкви. Бегали в Филармонию, и потом она поняла, что музыка была замещением религии. Музыка - как храм. Когда слушаешь, можешь даже не понимать, но ты был в это время сконцентрирован, в медитации. Это отдых духа, и в такие моменты часто приходит ясность даже в неразрешимых вопросах, хотя ты о них не думал. Музыка очень сильно влияет на человека.

Есть старая советская песня, которую мы недавно разучили - «Зимний Ленинград». На концертах я объявляю ее как терапию зимофобии. С этой песней зима становится нипочем, более того, хочется, чтобы она была... Там такой припев: «Пускай Неву пургою замело, пускай морозом дышит Летний сад, в глаза ты мне глядишь, и мне тепло, светло, мой Ленинград, мой зимний Ленинград». Это сейчас моя любимая песня.

- А сами продолжаете сочинять?

- Это интересный вопрос, связанный с мотивацией к творчеству. В ранние годы была одна мотивация, сейчас - другая. Когда был молод, хотелось показать, что я круче всех, приобрести атрибуты успеха, которые на тот момент ценились в обществе. Сейчас понял, что успех и счастье - абсолютно разные, несвязанные вещи. Более того, часто успех требует жертв, которые не дают быть счастливым. Это вопрос гордыни: внешне все в шоколаде, приобрел все блага, а на самом деле за тобой все мосты сожжены. Такая игра не стоит свеч. Поэтому сейчас не стремлюсь форсировать себя в творчестве, а накапливаю, хочу сделать доброе дело для людей и подарить им такие песни, как «Зимний Ленинград». И пусть это случится, когда стану дедушкой, и даже не сам буду петь. Важно, чтобы такая песня осталась.

- На нашей эстраде одни и те же лица, в Новый год именно они будут на всех каналах. Как думаете, почему так происходит?

- Если говорить о звездах, то для «прогрессивной общественности» они неинтересны, более того, многие считают их позором. Но для большей части соотечественников это еще одна возможность увидеть своих любимцев! Телевидение, которое когда-то было искусством, становится бизнесом, и без звезд не обойтись. Создавшаяся ситуация конструктивной критике практически не подлежит: каждый зарабатывает, как умеет.

Телеканалы можно ругать только за то, что слишком мало знакомят зрителей с новыми явлениями и лицами, хотя бы в час ночи или ранним утром. Но есть Интернет, пожалуйста, выкладывайте свои песни, ролики. И если они чего-то стоят, то найдут свою публику в объемах, которые перекроют аудиторию самых «ярких» звезд центральных телеканалов.

Хорошо что есть канал «Культура». Лица, которые мы там видим, явно «не в тренде», они не ходят в фитнес, не фотографируются в эффектных позах, это не «хайп», это для нормальных людей. Они есть. И я всегда себя утешаю тем, что чем более нормален человек, тем скромнее и тише он себя ведет.

Подготовила Елена ПЕТРОВА

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook