Главная городская газета

Гость редакции — Станислав Грибков

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Гость редакции

Юсиф Эйвазов: о любви, поклонниках и об оперном Олимпе

Сегодня Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов единственный раз выступят на фестивале «Звезды белых ночей» в опере «Макбет» Верди. Читать полностью

Известный офтальмолог Петербурга: отслоение сетчатки лечится

О новейших технологиях в офтальмологии, о том, что полезно и что вредно для глаз, рассказывает читателям сегодняшний гость редакции доктор медицинских наук, профессор, директор Санкт-Петербургского филиала НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика Святослава Федорова» Эрнест БОЙКО. Читать полностью

Что откроешь в море документов. К юбилею государственной архивной службы России

Сегодня ведомство отмечает свое столетие. У нас в гостях - директор Российского государственного архива Военно-морского флота Валентин Смирнов. Читать полностью

В поисках затерянного Петербурга

Наш собеседник много лет занимался раскопками на Охтинском мысу, на котором располагался своего рода «праПетербург». Читать полностью

Песни вечной мерзлоты. Что ждет российскую Арктику?

Усилиями чиновников Cеверной столицы Петербург примерил на себя и корону главного города Арктики. Авансов выдано много, но до сих пор неясно, как именно Россия должна осваивать «севера» - строя в Заполярье города на века или довольствуясь вахтовыми поселками? Читать полностью

Юность, красота и дипломатия: Моника София Сорочинова из Словакии о жизни в России и борьбе за панславянский мир

Молодой и яркий дипломат, аспирант СПбГУ из Словакии Моника София Сорочинова в откровенном интервью рассказала нашей газете, почему Россия лучше Европы, как быстро выучить русский язык с помощью музыки и почему она не боится последствий за свою пророссийскую позицию. Беседу вёл Борис Грумбков. Читать полностью
Гость редакции —  Станислав Грибков | ФОТО Александра Дроздова

ФОТО Александра Дроздова

«...Петь лучше хором!»

В День первоклассника этот хор стоял на сцене Ледового дворца, 2 сентября выступал на Дне «Санкт-Петербургских ведомостей» в «Ленэкспо», а сегодня его участники споют на благотворительном вечере в Исаакиевском соборе, посвященном 65-летию трагической даты начала блокады. Время этого коллектива расписано чуть ли не по минутам — в месяц не меньше 20 концертов. А ведь подавляющее большинство его солистов все еще учатся в школе и не избавлены от необходимости делать домашние задания и сидеть на всех контрольных, кусая в задумчивости шариковую ручку. Организацией жизни и работы самого известного детского хора Петербурга вот уже почти 40 лет занимается Станислав ГРИБКОВ

.

— Станислав Федорович, скажите, как изменились дети за эти годы? Есть ли разница между несколькими поколениями хористов?

— Если брать профессиональную сторону, то нынешнее поколение ребят на самом деле более сильное — прилично поют по нотам, все быстро схватывают. А вот что касается энтузиазма и преданности хоровому пению, то лет 15 назад наши ученики их проявляли куда больше.

С точки зрения информированности о событиях в мире теперешние дети в два счета обходят поколение своих родителей. Но за это вряд ли стоит благодарить только их самих, скорее — развитие новых средств коммуникации: мобильной связи, Интернета, телевидения. Все новости под рукой. С другой стороны, общая эрудиция учеников хора, по моим наблюдениям, несколько уменьшилась за последние годы. Например, на днях я решил, что неплохо бы после классики пропеть строчечку джаза на уроке в кандидатской группе (это ребята, которые занимались в младшем и среднем хоре, а теперь хотят перейти в основной концертный состав). Взял для ознакомления Гершвина, спрашиваю — кто знает этого композитора? Два-три человека неуверенно сказали, что да, слышали такого. Но что конкретно он написал, не ответил уже никто. А ведь все они — ученики музыкальных школ! Может, у меня завышенные требования?..

К разговору об отличиях между поколениями: зато сегодня ребята к учебе относятся все ответственнее и ответственнее. Это серьезное отношение к школе все чаще вызывает проблемы в хоре. По воскресеньям, скажем, у нас на занятиях явка практически стопроцентная, а в будние дни — уж как получится. Если концерт запланирован на дневное время, приходится лавировать, менять состав, убеждать, уговаривать...

Более того, такая страсть к учебе стала даже сказываться на гастрольных поездках хора. Наши артисты страшно боятся пропускать уроки, курсы, факультативы из-за долгих командировок. Они будто сразу выстраивают в уме перспективу событий и ни в коем случае не желают отстать от программы, провалить экзамены в институт, не состояться в профессии. Озабоченность дальнейшей судьбой на их лицах так и читается. Правда, иногда на лицах их родителей она читается еще четче... «Сначала экзамен — потом песни!» — мы такое от строгих пап слышим довольно часто. Хотя лично я убежден, что занятия в хоре учебе помешать не могут ну никак.

В начале 1990-х ситуация была совсем другая. У нас была целая очередь из желающих уехать в заграничный гастрольный тур! Тогда посмотреть мир было действительно заоблачной мечтой, да вы и сами прекрасно помните, как мы жили в те годы. А сейчас мало кто из наших детей никогда не бывал в Европе. Что, с другой стороны, тоже большой плюс.

— Интересно, как влияют занятия в хоре на музыкальные пристрастия? Что слушают ваши ученики и что — вы сами?

— Ученики в Дом радио, где мы обитаем, как один, приходят в наушниках. Что оттуда доносится, разобрать трудновато. Но если уж слышно, то понятно, что там далеко не классика, а современная танцевальная музыка, обычно зарубежная. Точнее не скажу — я по этой части не специалист, уже не получается искренне проникнуться чем-то совсем новым в музыке. Одно знаю наверняка: определенное противоядие от всякого рода попсы наши дети в хоре все-таки получают. Я и сам к непрофессионализму, царящему на отечественной поп-сцене, отношусь резко отрицательно. Засилье всех этих «Субботних вечеров» на ТВ просто ужасает.

Ну а что касается моих пристрастий... Раньше я постоянно слушал радио «Классика», пока оно существовало. Одно время даже засыпал и просыпался под него. Теперь есть московская станция, называется «Культура». Но там, к сожалению, слишком много говорят (смеется). А я по старой привычке любым разговорам все-таки предпочитаю музыку, поэтому в число моих фаворитов станция не попадает. Еще люблю джазовое радио «Эрмитаж», это излюбленный фон для моих повседневных занятий. Для души слушаю диски с музыкой барокко и... футбольные трансляции.

Да, а что? Я же болельщик «Зенита» с 1946 года! На мой первый матч на стадион «Динамо» меня отвез сам Вадим Синявский, представьте себе. Мама работала в «Европейской» гостинице, поэтому я часто крутился там под ногами у постояльцев. Так и познакомились со знаменитым комментатором.

— Мальчишки всегда, любили футбол больше, чем пение в хоре. Сейчас, наверное, все по-прежнему?

— Конечно. У мальчиков потребность в пении послабее, чем у девочек, поэтому, разумеется, последних больше в любом хоре. В младшей группе у нас мальчиков где-то треть, в старшей — всего одна десятая. Многие не выдерживают отбора, увлекаются чем-то совсем другим, да и просто теряют в определенном возрасте голос — певческий век мальчиков в детском хоре, как вы понимаете, сильно ограничен. Хотя мы иногда идем навстречу тем ребятам, чьи голоса уже смутировали, но желание заниматься пением ничуть не пропало. Они остаются в концертной группе. Мы специально для них пишем партитуры — получается такой псевдосмешанный хор.

К слову, как раз сейчас идут ежегодные прослушивания для приема в Детский хор телевидения и радио. В знаменитом здании на Итальянской по воскресеньям с 11.00 до 14.00 и по четвергам с 17.00 до 20.00, вплоть до 21 сентября. Для приема в младшую и среднюю группу никаких особых навыков демонстрировать не нужно — достаточно мало-мальски выразительно спеть какую-нибудь песенку, а там уже наша работа. Вчера, например, из 20 пришедших детей мы приняли в хор 12.

Знаете, на прослушиваниях можно многое сказать о семье ребенка уже по одному выбору произведения. Если семья с крепкими корнями, ребенок выбирает песню народную или из советского «золотого фонда», подходящую ему по настроению и возрасту. А если таких традиций в доме нет, каждый сам по себе, то начинается обыкновенное подражание самым популярным на сегодня певцам и певицам, мозолящим глаза и уши по ТВ. Ничего хорошего для детей в том, чтобы копировать их стиль исполнения и манеры, как правило, нет.

— У вас ведь нет постоянного спонсора? А если бы он был, на какие нужды вы бы в первую очередь потратили поступившие средства?

— Даже не знаю... Наверное, занялись бы костюмами. Хотя мне и нынешние наряды кажутся вполне симпатичными и отвечающими духу города, но вот некоторые говорят, что мы в них похожи на хор сироток из детского дома (смеется).

— Станислав Федорович, как обстоят дела с хоровым искусством в Европе и в России?

— Традиционно хоры из Восточной Европы (в том числе из нашей страны, с Украины) почему-то сильнее западных. У последних особенно страдает качество исполнения. Типичное любительство! Сегодня пришел, попел — завтра дома посижу. То ли там нет такой требовательности к хористам, которая у нас сохранилась еще с советских времен, то ли все силы преподавателей и хормейстеров концентрируются на двух-трех больших профессиональных хорах страны...

А вот Скандинавия и Прибалтика — родина традиционно замечательных хоров.

Зато публика на Западе принимает горячее, чем наша. Там успех хору всегда обеспечен. Правда, если здесь мы выступаем перед «своей», а не случайной аудиторией, — громовые аплодисменты тоже обязательно будут. Но бывает, что хор нужен просто как кусок сценического действа, а не как представитель определенного вида искусства. Пример из недавнего — сборный концерт 1 сентября в Ледовом. Мы поем, а дети пляшут (улыбается). Но такое часто бывает, жаловаться тут не на что.

Вообще же в России детских хоров и хоровых фестивалей не стало меньше. А что касается количества и качества... Вы знаете, мне кажется, что уровень современных коллективов даже поднялся. В советские годы дети пели пионерские песенки, совсем капельку классики и — редко-редко — перетекстованную до неузнавемости духовную музыку. Были, если помните, кудесники, которые превращали «Отцу и Сыну» в «Слава — поем мы солнцу!». Сейчас репертуар сильно расширился. А в связи с этим растет и музыкальная грамотность.

Подготовила Алла Шарандина.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (3714) от 8.09.2006 года.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook