Гость редакции — Станислав Грибков

Гость редакции —  Станислав Грибков | ФОТО Александра Дроздова

ФОТО Александра Дроздова

«...Петь лучше хором!»

В День первоклассника этот хор стоял на сцене Ледового дворца, 2 сентября выступал на Дне «Санкт-Петербургских ведомостей» в «Ленэкспо», а сегодня его участники споют на благотворительном вечере в Исаакиевском соборе, посвященном 65-летию трагической даты начала блокады. Время этого коллектива расписано чуть ли не по минутам — в месяц не меньше 20 концертов. А ведь подавляющее большинство его солистов все еще учатся в школе и не избавлены от необходимости делать домашние задания и сидеть на всех контрольных, кусая в задумчивости шариковую ручку. Организацией жизни и работы самого известного детского хора Петербурга вот уже почти 40 лет занимается Станислав ГРИБКОВ

.

— Станислав Федорович, скажите, как изменились дети за эти годы? Есть ли разница между несколькими поколениями хористов?

— Если брать профессиональную сторону, то нынешнее поколение ребят на самом деле более сильное — прилично поют по нотам, все быстро схватывают. А вот что касается энтузиазма и преданности хоровому пению, то лет 15 назад наши ученики их проявляли куда больше.

С точки зрения информированности о событиях в мире теперешние дети в два счета обходят поколение своих родителей. Но за это вряд ли стоит благодарить только их самих, скорее — развитие новых средств коммуникации: мобильной связи, Интернета, телевидения. Все новости под рукой. С другой стороны, общая эрудиция учеников хора, по моим наблюдениям, несколько уменьшилась за последние годы. Например, на днях я решил, что неплохо бы после классики пропеть строчечку джаза на уроке в кандидатской группе (это ребята, которые занимались в младшем и среднем хоре, а теперь хотят перейти в основной концертный состав). Взял для ознакомления Гершвина, спрашиваю — кто знает этого композитора? Два-три человека неуверенно сказали, что да, слышали такого. Но что конкретно он написал, не ответил уже никто. А ведь все они — ученики музыкальных школ! Может, у меня завышенные требования?..

К разговору об отличиях между поколениями: зато сегодня ребята к учебе относятся все ответственнее и ответственнее. Это серьезное отношение к школе все чаще вызывает проблемы в хоре. По воскресеньям, скажем, у нас на занятиях явка практически стопроцентная, а в будние дни — уж как получится. Если концерт запланирован на дневное время, приходится лавировать, менять состав, убеждать, уговаривать...

Более того, такая страсть к учебе стала даже сказываться на гастрольных поездках хора. Наши артисты страшно боятся пропускать уроки, курсы, факультативы из-за долгих командировок. Они будто сразу выстраивают в уме перспективу событий и ни в коем случае не желают отстать от программы, провалить экзамены в институт, не состояться в профессии. Озабоченность дальнейшей судьбой на их лицах так и читается. Правда, иногда на лицах их родителей она читается еще четче... «Сначала экзамен — потом песни!» — мы такое от строгих пап слышим довольно часто. Хотя лично я убежден, что занятия в хоре учебе помешать не могут ну никак.

В начале 1990-х ситуация была совсем другая. У нас была целая очередь из желающих уехать в заграничный гастрольный тур! Тогда посмотреть мир было действительно заоблачной мечтой, да вы и сами прекрасно помните, как мы жили в те годы. А сейчас мало кто из наших детей никогда не бывал в Европе. Что, с другой стороны, тоже большой плюс.

— Интересно, как влияют занятия в хоре на музыкальные пристрастия? Что слушают ваши ученики и что — вы сами?

— Ученики в Дом радио, где мы обитаем, как один, приходят в наушниках. Что оттуда доносится, разобрать трудновато. Но если уж слышно, то понятно, что там далеко не классика, а современная танцевальная музыка, обычно зарубежная. Точнее не скажу — я по этой части не специалист, уже не получается искренне проникнуться чем-то совсем новым в музыке. Одно знаю наверняка: определенное противоядие от всякого рода попсы наши дети в хоре все-таки получают. Я и сам к непрофессионализму, царящему на отечественной поп-сцене, отношусь резко отрицательно. Засилье всех этих «Субботних вечеров» на ТВ просто ужасает.

Ну а что касается моих пристрастий... Раньше я постоянно слушал радио «Классика», пока оно существовало. Одно время даже засыпал и просыпался под него. Теперь есть московская станция, называется «Культура». Но там, к сожалению, слишком много говорят (смеется). А я по старой привычке любым разговорам все-таки предпочитаю музыку, поэтому в число моих фаворитов станция не попадает. Еще люблю джазовое радио «Эрмитаж», это излюбленный фон для моих повседневных занятий. Для души слушаю диски с музыкой барокко и... футбольные трансляции.

Да, а что? Я же болельщик «Зенита» с 1946 года! На мой первый матч на стадион «Динамо» меня отвез сам Вадим Синявский, представьте себе. Мама работала в «Европейской» гостинице, поэтому я часто крутился там под ногами у постояльцев. Так и познакомились со знаменитым комментатором.

— Мальчишки всегда, любили футбол больше, чем пение в хоре. Сейчас, наверное, все по-прежнему?

— Конечно. У мальчиков потребность в пении послабее, чем у девочек, поэтому, разумеется, последних больше в любом хоре. В младшей группе у нас мальчиков где-то треть, в старшей — всего одна десятая. Многие не выдерживают отбора, увлекаются чем-то совсем другим, да и просто теряют в определенном возрасте голос — певческий век мальчиков в детском хоре, как вы понимаете, сильно ограничен. Хотя мы иногда идем навстречу тем ребятам, чьи голоса уже смутировали, но желание заниматься пением ничуть не пропало. Они остаются в концертной группе. Мы специально для них пишем партитуры — получается такой псевдосмешанный хор.

К слову, как раз сейчас идут ежегодные прослушивания для приема в Детский хор телевидения и радио. В знаменитом здании на Итальянской по воскресеньям с 11.00 до 14.00 и по четвергам с 17.00 до 20.00, вплоть до 21 сентября. Для приема в младшую и среднюю группу никаких особых навыков демонстрировать не нужно — достаточно мало-мальски выразительно спеть какую-нибудь песенку, а там уже наша работа. Вчера, например, из 20 пришедших детей мы приняли в хор 12.

Знаете, на прослушиваниях можно многое сказать о семье ребенка уже по одному выбору произведения. Если семья с крепкими корнями, ребенок выбирает песню народную или из советского «золотого фонда», подходящую ему по настроению и возрасту. А если таких традиций в доме нет, каждый сам по себе, то начинается обыкновенное подражание самым популярным на сегодня певцам и певицам, мозолящим глаза и уши по ТВ. Ничего хорошего для детей в том, чтобы копировать их стиль исполнения и манеры, как правило, нет.

— У вас ведь нет постоянного спонсора? А если бы он был, на какие нужды вы бы в первую очередь потратили поступившие средства?

— Даже не знаю... Наверное, занялись бы костюмами. Хотя мне и нынешние наряды кажутся вполне симпатичными и отвечающими духу города, но вот некоторые говорят, что мы в них похожи на хор сироток из детского дома (смеется).

— Станислав Федорович, как обстоят дела с хоровым искусством в Европе и в России?

— Традиционно хоры из Восточной Европы (в том числе из нашей страны, с Украины) почему-то сильнее западных. У последних особенно страдает качество исполнения. Типичное любительство! Сегодня пришел, попел — завтра дома посижу. То ли там нет такой требовательности к хористам, которая у нас сохранилась еще с советских времен, то ли все силы преподавателей и хормейстеров концентрируются на двух-трех больших профессиональных хорах страны...

А вот Скандинавия и Прибалтика — родина традиционно замечательных хоров.

Зато публика на Западе принимает горячее, чем наша. Там успех хору всегда обеспечен. Правда, если здесь мы выступаем перед «своей», а не случайной аудиторией, — громовые аплодисменты тоже обязательно будут. Но бывает, что хор нужен просто как кусок сценического действа, а не как представитель определенного вида искусства. Пример из недавнего — сборный концерт 1 сентября в Ледовом. Мы поем, а дети пляшут (улыбается). Но такое часто бывает, жаловаться тут не на что.

Вообще же в России детских хоров и хоровых фестивалей не стало меньше. А что касается количества и качества... Вы знаете, мне кажется, что уровень современных коллективов даже поднялся. В советские годы дети пели пионерские песенки, совсем капельку классики и — редко-редко — перетекстованную до неузнавемости духовную музыку. Были, если помните, кудесники, которые превращали «Отцу и Сыну» в «Слава — поем мы солнцу!». Сейчас репертуар сильно расширился. А в связи с этим растет и музыкальная грамотность.

Подготовила Алла Шарандина.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (3714) от 8.09.2006 года.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Гость редакции — Николай Вадимович АЛЕКСАНДРОВ
14 Июля 2017

Гость редакции — Николай Вадимович АЛЕКСАНДРОВ

Генеральный директор ОАО «Метрострой»

Гость редакции — Анатолий Владимирович Каган
30 Июня 2017

Гость редакции — Анатолий Владимирович Каган

Заслуженный врач РФ, главный врач детской городской больницы № 1

Гость редакции - Андрей Львович ПУНИН
23 Июня 2017

Гость редакции - Андрей Львович ПУНИН

Доктор искусствоведения

Алексей Витальевич КАВОКИН
21 Апреля 2017

Алексей Витальевич КАВОКИН

Физик

Петр СВИДЛЕР
29 Декабря 2016

Петр СВИДЛЕР

Международный гроссмейстер