Гость редакции — Николай Николаевич МИКЛУХО-МАКЛАЙ

Гость редакции — Николай Николаевич МИКЛУХО-МАКЛАЙ  | ФОТО из личного архива Н. Н. Миклухо-Маклая

ФОТО из личного архива Н. Н. Миклухо-Маклая

Потомок встретится
с потомком

В сентябре российские ученые отправятся в Папуа - Новую Гвинею, на Берег Маклая. В последний раз российская/советская экспедиция была там в 1970-х, в год 100-летия высадки на остров выдающегося ученого Николая Николаевича Миклухо-Маклая.

Что завораживает: нынешняя экспедиция прибудет во главе с его полным тезкой: так вышло, что потомок брата великого путешественника - и сам путешественник.


- Николай Николаевич, экспедиция ведь должна была состояться раньше...

- В 2016 году было 170-летие со дня рождения Миклухо-Маклая, и в числе прочего была идея устроить автопробег до Новой Гвинеи за сто дней. Один из банков изъявил готовность в этом помочь. Но попал под санацию.

Я не отменял экспедицию до последнего: искали спонсоров, мы в штабе прорабатывали альтернативные варианты. Но за три месяца сложно найти финансирование: у всех бюджеты, сроки.

Честно говоря, слава богу, что мы в то путешествие не ринулись: автопробег должен был проходить по России, Таиланду, Китаю, Малайзии, Индонезии, со всевозможными преодолениями - мы рисковали попросту опоздать в Папуа - Новую Гвинею к сентябрю. А в сентябре несколько важных дат: 16-го - День независимости, о чем мечтал Миклухо-Маклай, 20-го - день его высадки на берег в 1871 году. А где-то с конца октября начинаются дожди.

Та отмена экспедиции заставила психологически мобилизоваться. Была ведь договоренность с академическими институтами - этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая, Кунсткамерой, МГУ, Русским географическим обществом (РГО). С РГО наша семья вообще в четырех поколениях связана: Николай Николаевич Миклухо-Маклай был самым молодым его членом, мой прадедушка погиб в блокаду в 1942-м, сохраняя архивы Географического общества, я состою в РГО, а в прошлом году сына направил на волонтерскую работу в общество.

- Вы не ученый, вы бизнесмен. Как родилась идея экспедиции?

- Одна из причин, которая меня к этому подвигла, - общение с учеными, которые имеют отношение к Маклаю. И понимание того, что они не могут оказаться на Берегу Маклая. В космос легче слетать: подать заявку и надеяться. Здесь даже заявку подать некуда, потому что нет этого направления исследований. Это притом что в России - самый богатый накопленный опыт экспедиций - и самого Миклухо-Маклая, и советский.

Мы же сможем проследить динамику жизни на северо-восточном побережье Новой Гвинеи: что произошло с людьми за этот период, как они относятся к Маклаю, какая материальная культура.

- А правда: что в их жизни изменилось?

- В городах, конечно, цивилизация, а в деревнях, вполне возможно, ничего не изменилось. Может, они и носят футболки, но пользуются при этом теми же орудиями труда, что и их предки. Хотя радио на батарейках у них есть.

У нас ведь еще и гуманитарная миссия: местные жители просили привезти им рефрижератор и генератор. Если найдутся спонсоры, которые помогут доставить это как «дар от России», - будет здорово.

Современным папуасам, насколько может, помогает сэр Питер Бартер (был министром здравоохранения в Папуа - Новой Гвинее. - Ред.). Он действительно сэр, рыцарь. Мы с ним общаемся: он знал моего двоюродного дедушку, который был внуком Миклухо-Маклая.

- Интересно. А как они познакомились?

- Так они оба - австралийцы... Да, тут, пожалуй, нужна «биографическая справка».

Я - потомок старшего брата Николая Николаевича, Сергея. А вот Николай Николаевич был женат на дочери первого генерал-губернатора Южного Уэльса Маргарет Робертсон-Кларк. У них родились два сына: Александр и Владимир. После смерти Миклухо-Маклая в 1888 году (умер в 41 год. - Ред.) Маргарет с сыновьями уехала в Австралию. Кстати, царская семья из личных средств помогала семье Маргарет в память о выдающихся заслугах Николая Николаевича. Вплоть до 1917 года.

Так вот внук Маргарет и Николая Николаевича, Роб, работал на радио ВВС. Он был довольно известным человеком. Сэр Питер Бартер (ему сейчас 77 лет) знал и его и помнит советскую экспедицию.

- Миклухо-Маклай с характером был. Во Второй гимназии, где он учился, о нем вспоминают как о своенравном подростке.

- У нас в семье не принято бить исподтишка или смолчать на подлость. Николай Николаевич получил в семье великолепное воспитание, потом пришел в гимназию, а тогда в ней были очень жесткие правила, и эти рамки были не для него. Он мог сказать учителю, что тот «врет».

Такие черты характера он унаследовал от отца, Николая Ильича. Тот был инженером-путейцем, работал на строительстве Николаевской железной дороги. Сыновья наизусть знали историю о том, как отец пешком добирался из Черниговской губернии Малороссии в Петербург, чтобы поступить в Корпус путей сообщения. Такая небогатая была семья. И они с детства видели, в каких ужасных условиях живут простые люди: рабочих погибало на строительстве дороги очень много.

Николай Ильич стал первым начальником Московского вокзала...

- ...была бы мемориальная доска на здании вокзала - все бы знали.

- А доска была. В советские времена, помню, мы выходили из вокзала - и видели ее. Сейчас там ларьки. Я писал письма руководству вокзала, но пока доску не нашли. Надеюсь, что мы к этому привлечем внимание, тем более что в следующем году исполнится 200 лет со дня рождения Николая Ильича.

От отца Николай Николаевич взял умение хорошо рисовать, после его смерти вместе с матерью рисовал карты и их продавал. Уважительно относился к любой национальности: у нас ведь корни русские, немецкие, украинские, польские, шотландские.

Наверное, отсюда и его убеждение, что Россия должна защитить остров Новая Гвинея, на который претендовали и другие державы. Россия, присоединяя к себе земли, как правило, толерантно относилась к местным в отличие от многих других колонизаторов. Миклухо-Маклаю виделось государство Чернороссия.

Мне кажется, самое главное - не в том, что он был выдающимся ученым. Главное - он первый доказал, что все люди равны от природы. В его времена считалось, что папуасы - переходный тип от обезьяны к человеку.

- Как доказал?

- Например, у папуасов пальцы на ногах характерно раздвинуты - считалось, что это «обезьянье». Но дело в том, что папуасы своеобразно рыбачат: выхватывают рыбу из воды и удерживают между двумя пальцами ног. Он доказал, что эти черты - просто особенность. Как, к примеру, у людей, которые с детства ездят верхом, ноги определенной формы.

- Честно говоря, немыслимо, как папуасы его приняли.

- Как Миклухо-Маклай писал в дневнике, он вызвал доверие своей беззащитностью. Папуасы почти втыкали в него копья, а он сохранял самообладание и не брался за револьвер. Так и пишет: если возьму пистолет - что дальше? Они разбегутся, а я не завоюю их доверие.

Я общался с народным артистом СССР Юрием Мефодьевичем Соломиным, он рассказывал, как читал эти дневники и решил делать фильм (трехсерийный «Берег его жизни», 1984. - Ред.). Выступал и режиссером, и главную роль играл. Денег не хватало, многие артисты играли бесплатно.

Я впервые тот фильм посмотрел в 1985 году в Русском географическом обществе с бабушкой. Мне было 12 лет. Сначала сказал: «Бабушка, ну так не похож!», а когда досмотрел - «Это Миклухо-Маклай!».

Как он не боялся? Фактически он, 24-летний, ехал на погибель - оттуда не возвращались. Наверное, его гений в том, что он смог найти грань: чтобы и не боялись, и уважали. Когда папуасы навещали его, они не заходили на его территорию, не было панибратства. И его приглашали пожить в своих деревнях - правда, женщин своих показали только через много месяцев.

Когда шел в деревню, насвистывал - предупреждал о своем приходе. Не делал ничего исподтишка. Он был понятным, исходя не из слов, а из поступков. Безусловно, бывали моменты, когда ему хотелось взять оружие, и однажды он все-таки показал его в действии - чтобы объяснить: Маклая лучше не злить.

- Папуасы называли его просто Маклаем?

- «Миклухо» без труда выговаривают, кажется, только в России. Вообще его называли «барон Маклай». Его предком был шотландский барон, который воевал на стороне поляков, попал в плен к казакам, прижился, женился на казачке по фамилии Миклуха.

Когда Николай Николаевич поехал учиться в Германию, он, чтобы не мучить европейцев произношением фамилии Миклуха, представлялся как Маклей. Нормальная шотландская фамилия.

Для отъезда в Новую Гвинею ему выдали официальный паспорт, где было написано «Миклухо-Маклай». Таким образом, он еще и «воссоединил фамилию».

- Вы говорите, что мы давно не имеем представления о том, что происходит на Берегу Маклая. Но западные ученые наверняка там работают.

- Конечно. Однако кто бы из России туда по каким-нибудь делам ни наведывался, местные спрашивают: а где ваша великая Россия? Николай Николаевич для них был великий человек из великой России. Там есть мемориал Маклая, улица Маклая, школа имени Маклая.

Этот регион уникален чем: более 800 племен, около тысячи диалектов, которые отличаются так, что их можно считать разными языками. Возле побережья - самое большое количество тунца в мире. Залежи золота. Китайские компании добывают там газ.

А присутствие России, в том числе научное, - нулевое. В МИД мне сказали, что понятия не имеют, как там сейчас люди живут. Наше тамошнее посольство находится даже не в Папуа, а в Индонезии.

Я везу четырех ученых, чтобы мы не потеряли это направление исследований: едут Арина Лебедева - Кунсткамера, Андрей Туторский из МГУ, Игорь Чининов из Института имени Миклухо-Маклая, будет еще Влад Смирнов, путешественник и фотограф. Буду снимать документальный фильм.

Нашу экспедицию я бы назвал «разведкой».

Добираемся самолетами - это займет около 40 часов. Побываем на Дне независимости 16 сентября; 20 сентября - день высадки Миклухо-Маклая, на Берегу Маклая тоже будет большой праздник. А для меня самого - событие: встреча с потомком того самого человека, который был проводником Маклая.

- Извините, у вас голову от этого не сносит?

- Сносит, конечно. Сейчас говорю - мурашки бегут. У них ведь хранительницей истории прибытия Маклая выступает семья папуаса, который первым встретился с Николаем Николаевичем. И эта семья Туй передает легенду о Маклае. Другие тоже могут об этом рассказывать, но истинной считается легенда из уст потомков того проводника. Другим людям претендовать на «истинность» нельзя: злые духи нападут. Хорошая защита авторского права.

У нас запланировано путешествие по деревням, везем копии рисунков Маклая из Кунсткамеры с изображением предметов быта - будем выяснять, какими они до сих пор пользуются.

Там есть Мадангский университет (Маданг - административный центр провинции в Папуа - Новой Гвинее. - Ред.), хочу наладить связи между этим университетом и нашими университетами и академическими институтами.

После того как сделаем все в Папуа (это займет около двух недель), лечу в Сидней. В Австралии имя Николая Николаевича знают превосходно: в Сиднее есть музей Маклея, где работает экспозиция, посвященная Маклаю. Есть стипендия Общества Миклухо-Маклая, которое создал мой двоюродный дедушка Роб. До 15 тысяч австралийских долларов - на изучение маклаевского наследия и музейных коллекций.

Я бы хотел, чтобы и наши меценаты выделяли стипендию российским исследователям.

- Николай Николаевич, вот вы жили себе, работали - и вдруг затеяли такую экстремальную историю...

- К экстриму я готов. Мы с двоюродным братом полгода жили в Индии, вовсе не как туристы: денег почти не было, а ограниченность в средствах заставляет жить «вместе с народом». Я знаю, каково это - обходиться без электричества. Знаю, каково просыпаться, когда думаешь, что дождь пошел - а это просто 46 градусов тепла и пот застилает глаза.

Ну и вообще закален: с восьми лет занимался парусным спортом, а если искусство шкипера в том, чтобы избежать проблемы, то у спортсменов наоборот: мы эти проблемы ищем. Вот у нас когда был ветер хороший, мы с сыном ходили, и я его предупреждал: «Сынок, когда тебя смоет с яхты (заметьте, не «если», а «когда»), ты не переживай: мы сразу на помощь не придем. Волны огромные, развернуться быстро не сможем. Подними руку и жди, без паники».

Конечно, определенного рода опасности есть. Например, на Берегу Маклая практически нет людей со второй группой крови: не выживают, потому что больше предрасположены к малярии, что выяснила еще советская экспедиция.

Но если не я сейчас - то кто и когда?

Мне не приходило предложение: давай, Николай, мы под твою фамилию все сделаем, а ты с нами поедешь. В этом году 190-летие со дня рождения Семенова-Тян-Шанского, ребята проработали путешествие, а его потомка пригласили. Со мной ситуация немножко другая: приходится самому.

- Вы, потомки, знакомы друг с другом? Теплая компания получается: Миклухо-Маклай, Семенов-Тян-Шанский...

- Еще есть Пржевальские в Москве, Крузенштерны.

Как-то устраивали мероприятие «Русский путешественник», посвященное Миклухо-Маклаю, в городе Орле. Так вот бежим, опаздываем на поезд, я строчу супруге SMS: «Циолковский нас довез, Крузенштерн тащит вещи». Уж не знаю, что проводники думали, когда наши паспорта смотрели.

С фамилией с детства было много и смешного, и несмешного: вплоть до того, что к маме не приезжала «скорая» - говорили: «Миклухо-Маклай? В психиатрическую звоните».

В детстве я этой фамилии немножко «сопротивлялся»: не люблю, когда мне говорят, каким я должен быть. Если молодец - то не потому что я Миклухо-Маклай. Но потом понял, что и мои дети будут носить эту фамилию, и это заставляет правильно ею пользоваться. А пользоваться надо: не дело, если родители многого достигли, а ты это как бы «спускаешь». В чем тогда движение, прогресс?

И, по-моему, в нашей многонациональной стране не грех напомнить, что именно наш соотечественник по фамилии Миклухо-Маклай первым доказал, что все люди равны.

Подготовила Анастасия ДОЛГОШЕВА

#Миклухо-Маклай #путешествия #этнография

Комментарии