Гость редакции — Георгий Вилинбахов

Гость редакции — Георгий Вилинбахов |

Геральдика — язык знаков

На закате минувшего года исполнилось десять лет с тех пор, как в изображение герба России вернулся двуглавый орел. Государственная символика нашей страны стала темой беседы с гостем редакции нашей газеты государственным герольдмейстером Георгием Вилинбаховым.


— Георгий Вадимович, за десять лет все привыкли к тому, как выглядит официальная эмблема государства. И все же многим интересно, каким образом птица с двумя головами победила нерушимый союз серпа и молота?

— Если говорить об истории возвращения двуглавого орла, то она была достаточно долгой. Вопрос об изменении государственной символики страны впервые на официальном уровне был поставлен в 1990 году. К этому времени многие республики, которые входили в состав Союза, свою символику изменили. Тогда и появилось много разговоров, связанных с символами суверенитета РСФСР. Если вспомнить, это была единственная республика, существовавшая в системе СССР, у которой не было своей коммунистической партии, своего ЦК, своего гимна...

В 1990 году правительство и Верховный совет РСФСР приняли постановление о создании комиссии по государственной символике. В отличие от других случаев, слава Богу, решили обратиться к мнению специалистов. Был собран «круглый стол», которым руководил председатель Росархива Рудольф Пихоя. В заседаниях принимали участие кроме обязательных лиц все, кому это было интересно: министры, депутаты, художники... Мы собирались с декабря 1990 года по март 1991-го.

На первом же заседании возник главный вопрос, каким образом будет меняться государственная символика. По поводу флага дискуссии не возникло: всем было ясно, что он станет трехцветным. Споры шли вокруг герба. Появилось три направления, которые рассматривались как возможные. Первое — модернизация существовавшего герба. Предлагалось убрать звездочку, аббревиатуру РСФСР, лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», серп и молот как политическую эмблему...

— Что оставалось и что предлагалось взамен?

— Кто-то предлагал нарисовать ласточку или оставить изображение восходящего солнца. Частностей было много.

С точки зрения специалиста, все гораздо проще. Геральдическая эмблема это текст, который имеет определенный смысл и составляется по четким правилам. Текст герба РСФСР был составлен в 1918 году грамотными людьми, которые знали, что такое геральдика. К этому гербу претензий нет, менять в нем что-то невозможно.

Второй путь, по которому можно было пойти, — создание нового герба.

— Вероятно, он был самым интересным, позволял уйти от политической эмблемы советского времени?

— Даже геральдисты старшего поколения говорили, что появился исторический шанс создать новый герб государства. Художники бросились рисовать, появилось несколько десятков проектов. Но это были не гербы, а картинки. Современных художников никто не учил геральдике. А это особый язык со своей грамматикой и морфологией. К концу XIX века в России геральдическое искусство достигло высот, им занимались такие художники, как Билибин, Нарбут, Васнецов... Помимо художественного таланта они имели знания в области геральдики. В то время даже термин существовал — геральдическое художество.

В результате путь создания нового герба тоже оказался тупиковым.

— Тогда и возникла идея возвратить двуглавого орла?

— Речь шла не столько об орле, сколько об историческом гербе России. Этот символ нашего государства появился в конце XV века как эмблема великого княжества Московского. Потом он становится гербом Московского царства, затем существует в качестве герба Российской империи, а позже — Российской республики. Наконец, до 1918 года, до принятия герба с серпом и молотом, двуглавый орел оставался на печатях РСФСР. Есть документы с такой печатью, подписанные Лениным.

На мой взгляд, идея восстановления двуглавого орла несколько запоздала. Это надо было сделать после победы в Великой Отечественной войне. Это символ, под которым Россия одерживала победы под Полтавой, Бородино... Если бы в ходе реформы государственной символики, которая проводилась тогда, это предложение было принято, я не исключаю, что некоторые процессы могли пойти по другому пути. Как говорил Конфуций, миром правят не люди, а символы и знаки.

— В конце концов, идея возвращения двуглавого орла победила?

— Она закрепилась. Мы исходили из того, что в России должны быть восстановлены исторические символы. Не было другого флага, кроме бело-сине-красного, который на протяжении трех столетий символизировал наше государство. Не было геральдического символа кроме двуглавого орла, который символизировал Россию пятьсот лет. Тогда было важно, чтобы прошла сама геральдическая фигура — двуглавый орел. Для проходимости проекта, который готовился для правительственной комиссии, мы вынуждены были отказаться от символов, дополнявших двуглавого орла. Были сняты корона, скипетр, держава. На заседание комиссии мы представили два рисунка, где орел был с опущенными крыльями, лишенный всех символов власти. Но накал страстей все равно достиг предела, потому что в заседании принимали участие люди крайних политических взглядов, которые плохо слышат друг друга. Опять возник вопрос о гербе, с которым летали в космос... При чем здесь космос? Туда возили символику СССР, ее никто не трогает. Шло заседание правительственной комиссии РСФСР, обсуждался герб Российской Федерации.

— Понятно, что проблема получила политическую окраску. Какое решение было принято?

— Дело было в марте, перед предстоящими выборами президента. Приняли соломоново решение: не будоражить общественность в такой момент обсуждением изменения государственной символики и вернуться к этому вопросу после выборов.

Что произошло потом, вы помните. 19 августа — ГКЧП, бело-сине-красные флаги появляются над «Белым домом» в Москве и над Мариинским дворцом у нас. Верховный совет принимает решение об использовании исторического флага, съезд народных депутатов закрепляет это в Конституции. Таким образом, флаг у нас поменялся в 1991 году, еще при существовании СССР. В последующих думских дебатах вокруг государственных символов многие об этом забудут.

— К моменту распада Союза мы подошли с новым флагом и старым гербом?

— В конце 1991 года на заседании правительства рассматривались рисунки двуглавого орла. В марте следующего года на слушаниях в Верховном совете я, как руководитель геральдической службы, представлял проект нового герба, готовился его защищать. Никто не посягнул на исторические права двуглавого орла. Наоборот, возникли вопросы, почему он без короны, скипетра, державы. Начался новый этап работы, постепенно мы возвращали орлу все, что он должен иметь. Депутаты обсуждали проект, и казалось, что его вот-вот примут.

Но только в ноябре 1993 года вышло распоряжение Президента о создании рабочей группы по подготовке указа о гербе. Срок был дан две недели. Для показа Президенту мы представили изображение орла в двух цветовых гаммах: золотой на красном и черный на золотом, написали объяснения, на каких этапах истории России они использовались. Герб, в какой-то степени, — вектор развития государства, его облик должен определить глава государства. Президент выбрал золото на красном и сказал, что готов подписать указ.

— Что символизирует герб нашего государства?

— Скажу коротко и жестко: ничего. Он обозначает наше государство. Что такое герб? Геральдический знак различия.

В какой-то степени эти знаки можно сравнить с символами, которые мы используем в математике или химии. Что означает цифра 3? Только то, что она отличается от других цифр.

Приведу самый простой пример из геральдики. Что означают три звездочки на погоне у военного? Только то, что он старший лейтенант.

Также и с государственными символами. Что символизирует бело-сине-красный флаг? Россию. Сочетание цветов в таком порядке отличает наш флаг от флагов других стран. Вокруг могут возникать легенды, как и вокруг двуглавого орла. Есть легенда, что двуглавого орла ввел Константин Великий, когда основал вторую столицу Константинополь. Он указывал на два центра Римской империи. Ничего подобного, двуглавый орел в Византии появился позже, он был символом правящих династий и не использовался в качестве государственного знака. Задавать вопрос, почему у орла две головы, все равно что спрашивать, откуда у русалки хвост? Чтобы удобнее было плавать.

— Что подразумевается под понятием язык геральдики?

— Геральдические знаки служат для того, чтобы передавать информацию. Это основная функция языка. По геральдическим знакам мы читаем текст. Допустим, перед нами стоит человек. По форме одежды мы понимаем, что он военнослужащий. Красные петлицы и красный околыш означают сухопутные войска, погоны офицерские, на них два просвета — старший офицер, три звездочки — полковник и так далее.

— Герб — символ и гордость любого города. Как они разрабатываются, это местная инициатива или работа вашего ведомства?

— Это происходит по-разному. Есть города, которым повезло, у них есть исторические гербы. Хорошо, если хватает ума ничего в них не менять. Есть другая ситуация, когда в герб стараются внести что-то новое. Мы проводим экспертизу гербов, утвержденные вносим в регистр. С одной стороны, у нас есть рычаг воздействия на тех, кто что-то делает не так. С другой — возникают проблемы с теми, кто на местном уровне герб утвердил, а экспертизу не провел. В некоторых случаях достигаем взаимопонимания. Но иногда возникает противостояние.

— Есть нарушения, при которых герб не попадет в регистр ни при каких обстоятельствах?

— Самый простой пример, когда в верхней части герба пишется название города. Это нарушение не столько геральдической грамотности, сколько здравого смысла. Понятно, откуда это пошло. В 1960-е годы страна переживала увлечение краеведением, в журнале «Наука и жизнь» на последней странице печатали изображения гербов российских губерний. На местах быстро поняли, что значки с гербами — хороший сувенир. Их стали выпускать, на сувенире гербы дополнили названием города. Теперь художник берет значок и рисует его один к одному, не понимая, что сувенир и герб — разные вещи. До сих пор вместо гербов мы получаем изображения значков. От сувенира к нам пришел и так называемый технологический бортик. Он делается, чтобы эмаль не скатывалась со значка. Художник этот бортик тоже переносит на бумагу. Но в геральдике нет случайностей, там эта случайная линия становится каймой — одним из геральдических элементов герба. В европейской геральдике кайма часто используется как знак незаконнорожденности, имеет понижающее значение.

— Всякий алфавит имеет определенный набор букв. У геральдики он тоже ограничен?

— Гербов много и надо искать логику в их составлении. Есть определенный набор геральдических фигур, которые существуют во всем мире. Их ряд не бесконечен, приходится комбинировать.

— А какие-то новые знаки могут войти в язык геральдики: автомобиль, мобильный телефон?

— Возможно, это произойдет спустя столетие. Геральдические, если можно так сказать, правила хорошего тона не допускают использование современных технических средств. Хотя, если вспомнить, в XIX веке на гербах изображались шпаги и пистолеты.

— Почему Совет, организованный при Президенте России, находится в Петербурге?

— Заниматься геральдической работой можно только в Петербурге, где в историческом архиве хранится архив департамента герольдии. Самые крупные геральдические коллекции находятся в Эрмитаже и других музеях города. С ними надо работать, когда дело касается военной геральдики. Только один пример: в Эрмитаже одна из самых больших в мире коллекция боевых знамен, русских и трофейных. Их шесть с половиной тысяч, начиная с XVII по XX век. Здесь же хранится большое собрание гравюр и рисунков с изображением военного костюма. Наконец, что особенно важно, с 1980 года в Эрмитаже работает научный геральдический семинар. Он собирается раз в месяц, там делаются доклады по геральдике. Если бы мы занимались геральдикой в традиционном понимании, то есть гербоведением, изучением только дворянских и территориальных гербов, мы бы не были готовы к работе, которой пришлось заниматься последние десять лет.

Но наше понимание геральдики позволило буквально с колес начать отнюдь не с гербов, городских или даже государственного. Нашей первой работой стала эмблема для таможенной печати. После распада СССР таможенные границы Российской Федерации оказались открытыми. С пограничниками мы занимались оформлением основного пограничного столба. С Министерством по чрезвычайным ситуациям — оформлением первых конвоев, которые шли в Северную Осетию. Нам не нужно было объяснять, что это все — геральдика.

Подготовила Людмила Леусская.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (3119) от 17.01.2004 года.


Комментарии