Гость редакции - Галина КУРОВА

Гость редакции - Галина КУРОВА   | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Погружение в спорт

Участники Олимпийских игр в Пхенчхане соревнуются в эти дни в пятнадцати видах спорта. В нашем городе девять из них культивируются в училище олимпийского резерва на улице Коммуны. А одна из воспитанниц этого учебного заведения уже выиграла для России на днях олимпийскую медаль...


- Первый вопрос, Галина Евгеньевна, вытекает уже из самого названия вашего учебного заведения. Так что же у нас с олимпийским резервом?

- Замечательный у нас резерв! Только этой зимой на юниорском первенстве Европы по биатлону Василий Томшин стал чемпионом в эстафетной гонке и вторым в индивидуальной, на Кубке мира по конькобежному спорту среди молодежи победителями стали Даниил Беляев и Виктор Лобас, фристайлистка Марина Мишурина заняла третье место на Кубке Европы. Все они, не сомневаюсь, будут выступать через четыре года на следующей Олимпиаде.

- А кого из ваших воспитанников можно увидеть сейчас в Пхенчхане?

- Наших четверо - Екатерина Константинова (шорт-трек), Дмитрий Алиев (фигурное катание), Анастасия Брызгалова и Ульяна Васильева (обе - керлинг). Должна была еще ехать и выигрывать конькобежка Екатерина Шихова, но ее не пустили на Олимпиаду.

- Почему МОК не выдал приглашение для Шиховой, ведь она никогда не была замешана ни в каких допинговых историях?

- Боятся ее, вот и не пускают. Никакой логики в действиях МОК не вижу, мне не понятно, кого и за что дисквалифицируют, ведь даже гадости надо делать с умом. В Сочи у Шиховой была «бронза», она хотела большего, серьезно готовилась к Играм, в этом сезоне обновила все рекорды России на дистанциях 1000 и 1500 метров, стала чемпионкой Европы, а ее не пускают в Пхенчхан. Обидно за Катю, она у нас с 2000 года - были взлеты, были падения, травмы, она терпела. Девушка немногословная, не любит себя пиарить, что хорошо, на мой взгляд, - не отвлекает от тренировочного процесса. Ей 33, и это был, наверное, последний ее олимпийский шанс.

- Как ваши нынешние воспитанники реагируют на ситуацию вокруг российских спортсменов, руки у них не опускаются?

- Ни в коем случае. Происходящее их, судя по последним результатам, только стимулирует - молодежь выступает даже лучше обычного. Очень жаль, что сейчас много лишнего ажиотажа вокруг спорта, это вредит делу. Вы не замечали, что у нас в стране нынче каждый специалист в двух областях - в медицине и в спорте. Я с ужасом читаю комментарии и обсуждения в Интернете, спортсменов считают хапугами, которые тренируются только для того, чтобы хорошо заработать. Да они просто не видят себя ни в чем другом и полностью погружены в спорт. И именно такие нам прежде всего и нужны.

- А их, похоже, все меньше становится. Раньше зимой какая спортивная жизнь во дворах и парках была! Хоккей, коньки, лыжи... Теперь только если на массовые соревнования народ собирается, да и то порой принудительно...

- Вы ошибаетесь, в те времена, о которых вы вспоминаете, просто не было столько спортивных учреждений и возможностей для занятий спортом. А сейчас их очень много - и бесплатных секций, клубов, просто не все знают об этом, плюс всевозможные фитнес-клубы. Поэтому вы и не видите занимающихся спортом на улице, им теперь есть куда пойти. И вообще быть здоровым становится модно. Другое дело, кто следит за качеством услуг, которые предоставляются частными клубами, есть ли у тренеров соответствующее образование и имеют ли сами учреждения необходимые лицензии?

- Так вы в этих спортивных клубах тоже находите себе талантливых ребят, как это раньше делали тренеры, посещавшие уроки физкультуры в общеобразовательных школах?

- Не надо путать наше училище со спортивной школой, куда может прийти практически любой желающий, если нет противопоказаний для занятий спортом. Мы имеем дело исключительно с теми, кто уже проявил себя в спорте, показал определенные результаты. Но даже им необходимо пройти очень жесткий отбор, чтобы учиться у нас.

К нам поступают на конкурсной основе, летом на стадионе проходят вступительные испытания, и только те, кто с ними справился, получают шанс. В зависимости от возраста могут поступить в 9 - 11-е классы или на первый курс. Но есть действительно ребята, за которыми мы сами гоняемся, чуть ли не по всей России, которых отслеживаем на всевозможных соревнованиях. Наша задача готовить резерв для сборных России, и если видим звездочку, приглашаем к себе. У нас бешеная конкуренция с училищем олимпийского резерва № 1, по некоторым видам спорта мы пересекаемся с Москвой, Московской областью, Челябинском, с другими регионами. Конкуренция всегда была, есть и будет. И это хорошо!

- Чем берете в первую очередь?

- Безусловно, наш главный козырь - Петербург. Мы предоставляем учащимся временную регистрацию, да и диплом, полученный в нашем городе, дорогого стоит. Имена наших выпускников тоже говорят сами за себя - Светлана Журова, Иван Скобрев, Антон Сихарулидзе, Елена Бережная, другие фигуристы.

- Среди ваших воспитанников и петербурженка Мария Комиссарова, которая на тренировке перед соревнованиями по фристайлу в олимпийском Сочи неудачно упала и серьезно повредила позвоночник. Как ее самочувствие четыре года спустя?

- Мы на связи. Город выделил ей квартиру, есть хороший тренажер. Она поддерживает себя в форме, хотя и не может передвигаться самостоятельно. Зато в личной жизни все счастливо складывается - вышла замуж, подрастает ребенок. Не сомневаюсь, что со временем Маша начнет себя реализовывать снова. Например, как тренер по адаптивной физической культуре.

- Кого у вас в училище больше - питерских ребят или приезжих?

- В процентах где-то поровну будет - 50 на 50.

- Те, кто приехал к вам учиться из других городов, на соревнованиях выступают потом по двойному зачету? Систему, позволяющую спортсменам выступать одновременно за несколько регионов, часто критикуют - возникают конфликты, путаница...

- Что же тут поделаешь, это реалии сегодняшнего дня. Как правило, один из регионов предоставляет спортсмену условия для тренировок, другой - поддерживает его финансово. Все происходит в рамках договора между двумя субъектами, документы подписывает комитет по спорту. Мы со своей стороны стараемся, чтобы Петербург шел в документах первым номером, тогда результат идет нам, престиж в конце концов. Но бывает, что и от нас уходят, как Артем Кузнецов после Сочи. Отработал, отбегал, решил вернуться домой. Бывает, условия лучше предлагают, тоска по родному дому сказывается. Кто-то задумывается о скором завершении карьеры, выбирает, где бы якорь бросить.

- Два региона представляет и фигурист Дмитрий Алиев, не так давно переехавший к нам из Ухты?

- Нет, он выступает только за Петербург. С фигурным катанием в училище особая история. Это единственное отделение, где у нас нет своих тренеров. Все лучшие работают в Академии фигурного катания, в нескольких спортшколах. Но вот условий для организации быта и учебы у них как раз нет. Мы с ними сотрудничаем.

- Евгений Плющенко действительно часто с грустью вспоминает, как мыкался с мамой по съемным квартирам, еще школьником попав в Петербург.

- Вот и Дима Алиев недавно приехал из Ухты. Фигуристы нашли его, привезли, а мы организуем быт и создаем уют. Тренируется он в Академии фигурного катания, все остальное - у нас.

- Городским труднее приходится, более изнеженные, наверное?

- Да бывает и из регионов приезжают такие, будто их всегда на руках носили. А есть наши питерские с характером - упертые в хорошем смысле слова. Катя Константинова, например, которая сейчас участвует в соревнованиях по шорт-треку в Пхенчхане. Целеустремленнее трудно найти. Но мы всех стараемся окружить теплом, иначе результата не будет. И если не мы, то кто поможет ребятам, которые пришли в девятый класс, тем более когда они приезжают из другого города - только оторвались от дома, всего боятся. Воспитатели наши, как мамы, контролируют вплоть до того, кто как одет и где задержался.

- А что с учебным процессом?

- Наши выпускники получают среднее специальное образование, оно котируется. Есть у нашего педагогического коллектива свои ноу-хау, с учетом нашей специфики. Ребята много времени находятся на соревнованиях и на сборах, поэтому мы создаем для них особые условия. Преподаватели терпеливы к тому, что учащиеся пропускают занятия, у нас есть возможности дистанционного обучения, причем преподаватель своего ученика выискивает сам, а не ученики бегают за учителями. Преподаватель даст задание и проконтролирует, чтобы все было сделано, благо современные средства связи и технические возможности облегчают задачу.

- Большой спорт и учеба понятия трудносовместимые, без поблажек, видимо, не обходится...

- У нас все серьезно, ЕГЭ на общих основаниях сдаем, хотя к нам приходят ребята с очень разным уровнем подготовки. После техникума желающие поступают в институт, совсем необязательно что в физкультурный, и легко учатся. Таких училищ, как наше, должно быть больше, пока в городе их только два, это очень мало для такого мегаполиса, как Петербург. Давно назрела необходимость открыть третье училище, считаю, оно должно специализироваться на борьбе, сейчас ее и мы культивируем, и другие. А концентрация одного вида спорта в одном месте неизбежно ведет к росту мастерства за счет конкуренции.

- Но тренеры из других учебных заведений, наверное, без особого желания отдают вам своих воспитанников?

- Ну чего жадничать, держать талантливых ребят у себя, если от нас через год-два они уже в сборную России попадают, Действительно, приходится коллег порой убеждать, объяснять, что таких условий, как мы, они ребятам не смогут предоставить: быт организован, учебный процесс продуман, питание - и все в одном месте. Помогает и созданная в городе специальная система оплаты труда, которая стимулирует тренеров при передаче спортсмена в училище олимпийского резерва. Еще несколько лет бывшему тренеру полагается надбавка. А ребят мы и экипируем, пусть не в том объеме, как хотелось бы, и не всегда это лучшие модели. Но здесь идеала не достичь, поскольку индустрия спорта растет так, что за ней просто не успеть. А успевать надо, иначе будем в хвосте плестись. Так что если покупаем комбинезоны для конькобежцев, то в Голландии. Не все понимают это наше стремление, говорят, мол, какая разница, где сделано. Но в спорте мелочей не бывает. Да и чисто психологически это важно. Если ребята бегут на таких же лыжах, как у Бьорндалена, у них и настрой совсем другой.

- А какой смысл везти тех же конькобежцев с Урала или как Шихову в свое время из Кирова, чтобы потом тренироваться под Москвой, раз в Петербурге нет необходимого льда?

- Зато у нас есть тренеры, есть спортивный дух. Да и искусственный лед теперь появился, дорожка на улице Демьяна Бедного соответствует всем стандартам. Надо этот стадион обустраивать, пока он только укрыт сверху, но с сентября по апрель уже можно кататься. Лед в Подмосковье все равно арендуем, выезжаем туда на сборы. У нас есть государственное задание, в нем четко прописано, сколько и каких сборов мы должны провести. Отделение фристайла, например, на первый снег уезжает в Швейцарию, позже используем трассу на Красном озере. Биатлонисты пользуются федеральной базой в Токсове, там специальная «труба» со снегом, стрельбище хорошее, так что можно круглый год заниматься. Для шорт-трека арендуем лед, но очень рассчитываем на физкультурно-оздоровительный комплекс с катком, что недалеко от нас на Ириновском проспекте строит «Газпром». Шорт-трек это перспектива - красивый, увлекательный вид спорта, динамичный. В этом все убедились еще на сочинской Олимпиаде.

- А сами ничего построить не пробовали, у вас ведь рядом с училищем столько неосвоенных территорий?

- Действительно, есть куда развиваться, настоящий спортивный городок здесь на улице Коммуны при определенных усилиях мог бы получиться - газпромовский ФОК уже есть, наш стадион для хоккея на траве, здание училища, дальше можно было бы построить керлинг-холл. Я в Финляндии такие видела - хоккейная коробка, рядом ледовые дорожки для керлинга. Этот вид спорта хочется развивать, он перспективен. К нам приезжал президент Федерации керлинга России Дмитрий Свищев, говорили о том, что необходима база, это наше будущее.

- Идея с керлинг-холлом пойдет на ура после того, как ваша воспитанница Анастасия Брызгалова в паре с супругом Ильей Крушельницким выиграла для России первую олимпийскую медаль в керлинге...

- Все зависит от города и района, мне эта идея кажется интересной во всех отношениях: утром и днем у нас тренировки, вечером местные жители приходили бы ознакомиться с этим видом спорта, сами попробовали свои силы. Керлинг очень увлекательное времяпрепровождение, скажу я вам - и физическая нагрузка, и для ума разминка. Не зря этот вид спорта шахматами на льду называют. И сейчас после телетрансляций из Пхенчхана, после олимпийского успеха наших ребят народ, я уверена, просто из любопытства побежал бы практиковаться.

- Брызгаловой за олимпийскую «бронзу» теперь полагается полтора миллиона рублей от Смольного, будет премия от Олимпийского комитета России и спонсоров сборной, а как отметят ваше училище?

- Будем купаться в лучах славы Анастасии, но ее личный тренер Светлана Николаевна Яковлева, как показывает практика прошлых лет, тоже вправе рассчитывать на материальное вознаграждение.

Подготовил Сергей ЛОПАТЕНОК

НАША СПРАВКА

Училище олимпийского резерва № 2 основано в 1987 году решением Ленинградского городского Совета народных депутатов на базе школы-интерната № 545 спортивного профиля. Основная задача училища - подготовка спортивного резерва для сборных команд России и национальной олимпийской сборной. Подготовлены 7 победителей зимних Олимпийских игр, 10 призеров и 67 участников Олимпийских игр, 14 заслуженных мастеров спорта, 73 мастера международного класса, 411 мастеров спорта.

В настоящее время в училище обучаются 247 человек и работают 11 отделений по видам спорта.

#Галина Курова #олимпийский резерв #спортивное училище

Комментарии