Главная городская газета

Гость редакции — Екатерина ПОЛУКАРОВА

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Гость редакции

Гость редакции - Иван СЕРЕБРИЦКИЙ

Кандидат геолого-минералогических наук Читать полностью

Гость редакции - Вадим (Билли) НОВИК

В преддверии новогодних праздников в гостях у редакции газеты побывал Билли Новик, который рассказал, каково это - играть концерты 1 января Читать полностью

Гость редакции — Павел Пригара

Директор ЦВЗ «Манеж» рассказал о его деятельности и далеко идущих планах Читать полностью

Гость редакции - Алексей ЯГУДИН

Олимпийский чемпион по фигурному катанию Читать полностью

Гость редакции - Алексей КАРАБАНОВ

Заслуженный артист России, капитан 1-го ранга Читать полностью

Гость редакции - Валерий ПАРФЕНОВ

Директор НИИ Скорой помощи имени И. И. Джанелидзе, профессор Читать полностью
Гость редакции — Екатерина ПОЛУКАРОВА | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Академики в 17 лет

Дворец на Каменном острове возле Малой Невки, где Александр I собирал «Негласный комитет» и где узнал о декабристском заговоре, сейчас можно принять за резиденцию какого-нибудь очень небедного человека. Или за штаб-квартиру какого-то статусного учреждения. Узнав, что здесь располагается Академия талантов, можно решить, что это элитная школа для «золотых» детишек. На сайте академии действительно есть традиционная для образовательных учреждений графа «платные услуги» — однако все занятия здесь абсолютно бесплатны.

Студия фото и короткометражных фильмов, занятия по режиссуре и тележурналистике, фотостудия — и оборудование, какого, говорят, нет ни в одном учреждении дополнительного образования.

Сейчас Академия талантов начинает свой третий учебный сезон, а наша собеседница, директор учреждения (по образованию — учитель биологии и психолог), поясняет, чем академия отличается от других учреждений дополнительного образования, так ли просто записаться на занятия и отчисляют ли «талантливых», скажем, за плохое поведение.


— Екатерина Александровна, больше 80 лет назад ленинградским детям подарили Аничков дворец, сейчас таких царских подарков не ожидаешь, но вот Каменноостровский дворец тоже стал «детским».

— Есть указ президента о поддержке талантливой молодежи, это сейчас одно из приоритетных направлений. В 2012 году, когда решалось будущее Каменноостровского дворца, губернатор Георгий Полтавченко принял решение открыть здесь образовательное учреждение. Так и сказал: «Отдадим дворец детям». А комитет по образованию предложил интересный проект нетипового образовательного учреждения.

У дворца очень интересная и насыщенная история. Екатерина II построила его в подарок своему наследнику Павлу I, но Павел, как известно, не любил материнские подарки и редко сюда наведывался. В полной мере дворец использовал как резиденцию внук императрицы — Александр I. Кстати, мы не так давно узнали, что на третьем этаже до сих пор есть его тайный кабинет.

После Александра I дворец сменил немало хозяев, но самый продолжительный промежуток времени в нем располагался военный санаторий. Дворец — памятник федерального значения, и как значимый исторический объект его старались поддерживать в достойном состоянии — тем не менее на реставрацию потребовалось четыре года.

Пожалуй, из всех дворцов Петербурга о Каменноостровском знают меньше всего. И мы изучаем его историю: в академии есть детская Студия хранителей дворца, а два раза в месяц мы проводим экскурсии для горожан. На экскурсию можно записаться прямо на сайте Академии талантов либо позвонить по телефону, тоже указанному на сайте.

— По названию можно подумать, что Академия талантов создана для каких-нибудь вундеркиндов, для изначально выдающихся детей. Так ли это?

— Нет. Мы принимаем абсолютно всех. Мы исходим из того, что каждый ребенок талантлив, а академия помогает раскрыть его потенциал.

В работе академии можно выделить два основных образовательных маршрута. Первый — это проектная деятельность. У каждого школьника есть возможность попробовать себя в разных направлениях: от создания своего туристического объекта до проведения экспериментов в Лаборатории занимательных наук. Программы рассчитаны на посещения как разовые, так и на систематические в течение учебного года. Ознакомившись с основными предложениями академии, ребенок может выбрать себе программу по душе и заняться ее изучением уже в рамках дополнительного образования — это наш второй образовательный маршрут. Наше учреждение молодое, но уже около 20 тысяч детей участвовали в различных проектных программах. Однако для меня как директора важна и другая статистика, хотя она кажется скромнее: 350. Именно столько детей выбрали для себя различные предложения дополнительного образования.

Особенно отмечу успех Студии визуальных искусств: четыре ее выпускника в этом году поступили в Институт кино и телевидения, то есть Академия талантов помогла ребятам в выборе своего профессионального пути. В этом я вижу одну из наших основных задач. И Студия визуальных искусств вызывает интерес не только у детей, но и у их родителей: я часто слышу вопрос, можно ли и им тоже позаниматься в студии, просят открыть семейные занятия выходного дня по фотомастерству.

В этом году спектр программ дополнительного образования существенно расширится. Во многом это связано со спросом. В частности, интерес вызывает изучение традиционных школьных предметов в неожиданном ракурсе: так появились «Математика классицизма», «Медиатеатр», «Поколение 2030». Разработана программа «Петербургский этикет» для детей с ограниченными возможностями здоровья. С необычной стороны можно соприкоснуться с музыкальным искусством — на занятиях диджеингом, компьютерной музыкой, в оркестре электронной музыки.

Студия визуальных искусств, как и прежде, создает короткометражное кино, «Медиатеатр» — голографические спектакли (технология позволяет совместить на сцене реальных персонажей и компьютерных. — Ред.), продолжается программа тележурналистики и ораторского мастерства. Для ребят из Совета старшеклассников при комитете по образованию ключевые аспекты во всех программах — культура речи, навыки участия в дебатах.

Сейчас в академии разрабатываются программы специально для тех целеустремленных и мотивированных школьников, которые прошли подготовку в знаменитом образовательном центре «Сириус» в Сочи.

— В академии (в отличии, к примеру, от Дворца творчества юных) нет привычных для учреждений дополнительного образования танцевальных студий, музыкальных — в их традиционном виде...

— К Дворцу творчества юных мы относимся с огромным уважением, а с директором Аничкова дворца Марией Катуновой нередко советуемся, помогаем друг другу. Наши дворцы самобытны: у каждого свои направления работы.

Действительно, в Академии талантов нет традиционных танцевальных студий, изостудий, поскольку дворец имеет статус памятника, что накладывает ответственность за сохранение интерьеров. Тем не менее в академии есть художественно-эстетическое направление, и в рамках программ выходного дня или праздничных городских мероприятий мы с мольбертами выходим в наш прекрасный парк, а с этого года будем развивать направление «Скульптура».

Привычный для домов творчества оркестр тоже недоступная для нас роскошь. Однако в стенах дворца мы можем позволить себе использовать инновационные технологии как хорошую альтернативу традиционным музыкальным инструментам: электронную арфу, синтезаторы, реак-тейбл (электронная музыкальная установка. — Ред.).

Но, будучи современным образовательным учреждением, дворец сохраняет историческую преемственность и продолжает традиции балов — бал Совета старшеклассников, приуроченный к новогодним праздникам, и весенний бал Ассоциации классных руководителей.

— Сюда можно прийти со стороны — или запись только через школу? И начиная с какого возраста?

— Год назад мы говорили: начиная с седьмого класса. Сейчас в Академии талантов охвачен весь школьный период: с первого по одиннадцатый классы. И, забегая вперед, скажу, что на данный момент разрабатываются программы для работы с дошкольниками.

Я уже говорила, что образовательная деятельность академии реализуется в двух основных направлениях: проектные программы первой половины дня и предложения дополнительного образования. Как правило, в рамках проектных программ мы работаем с организованными школьными коллективами, заключено 68 соглашений с образовательными учреждениями города из самых разных районов, в том числе достаточно удаленных — Красносельским, Пушкинским, Колпинским.

Программы дополнительного образования доступны всем желающим. Записаться можно по телефону Академии талантов через администратора либо на нашем сайте.

— А сроки зачисления? На сайте написано — до 6 сентября...

— Это нестрогие сроки. Записаться можно в любой день. Все зависит от наличия мест в детских коллективах, работающих по той или иной программе.

— Могут ли отчислить за неуспеваемость или плохое поведение?

— Подобных прецедентов в академии не случалось. Сама атмосфера дворца располагает к уважительному корректному поведению. Мне часто задают вопрос: как удается при таком количестве детей поддерживать дворец в такой чистоте и красоте. Но дети ведут себя здесь по-особенному. У них ровные спинки, они улыбаются... А уж когда получают значок «стажера» Академии талантов, им точно не приходит в голову что-нибудь нацарапать на стене.

— Значок стажера?..

— Да, такой знак причастности, принадлежности. Начинают со стажерской ступени, а оканчивают академию «академиками», с соответствующим знаком отличия. У каждого ребенка есть так называемый дневник успеха, чтобы достижения были нагляднее.

— Говорят, вы принципиально не берете преподавателей на полставки: только полная занятость.

— Да, педагог академии работает только в академии. У нас довольно молодой коллектив: возраст большинства педагогов — 25 — 30 лет. И у всех горят глаза. Для меня это самое главное. Всему остальному, в том числе работе с нашей современной техникой, можно научиться.

И еще для меня принципиально важно то, что у всех высшее педагогическое образование. А у многих и второе образование — психолога.

— Как вы оценили бы осведомленность школ и родителей в том, что в Петербурге есть академия?

— Мы на слуху. Дважды в год проходит День открытых дверей, мы приглашаем родителей (у нас даже проводится общегородское родительское собрание) и детей, участвуем в методических семинарах и совещаниях в разных районах Петербурга. В академии проводятся педагогические конкурсы, нас навещают ветераны, приезжают гости из других регионов и других стран. И, кстати, абсолютно все признают: такие возможности, тем более предоставляемые бесплатно, они видят впервые.

Что касается осведомленности родителей, я заметила, что все больше тех, кто очень активно использует потенциал города, чтобы развивать своего ребенка. Поток родителей и детей к нам большой, особенно на программы выходного дня. Например, на игры в формате «Что? Где? Когда?», «Умницы и умники», «Брейн-ринг». Иногда на викторины записываются целыми семьями: папа, мама, двое детей и соседи или друзья, тоже всей семьей, и соревнуются. Вот так люди проводят свой выходной день.

— И все-таки: в Петербурге 700 школ, почти полмиллиона школьников. И каждый, как провозглашает академия, талантлив. Даже дворца не хватит.

— Мы работаем с понедельника по субботу с девяти утра до восьми вечера. Одновременно можем принять 200 человек. Пока нашего потенциала хватает, но мы, конечно, думаем о будущем, есть программа развития.

За два прошедших года у нас уже произошли изменения. В ноябре 2016 года ансамбль дворца пополнился гостиницей «Каменноостровская» на 30 номеров. Гостиница особенная. Она предназначена для детей из других регионов и стран, прибывающих в Петербург в образовательных целях.

Большие возможности даст дистанционный формат: в настоящий момент разрабатываются дистанционные курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, а с сентября в рамках дополнительного образования и школьники смогут общаться с нашими педагогами не только очно, но и дистанционно.

Кроме того, вот уже в третий раз в Академии талантов пройдут новогодние елки для учащихся 1 — 9-х классов — пользуясь случаем, приглашаю всех к нам во дворец.

— Вы подмечаете, кто из детей «далеко пойдет»? Или это неочевидно?

— По ребятам, которые занимаются в академии уже третий год, видно, что они особенные, целеустремленные и большие молодцы!

Дополнительное образование до недавних пор воспринималось как что-то отдельное, второстепенное по отношению к образованию основному. Но мне кажется, каждый ребенок... не «должен», это неправильное слово... каждому дополнительное образование необходимо как часть полноценного образования.

— Дополнительное образование — это дополнительное время на образование?

— Мне нравится фраза «обучение с увлечением». Посещение школы — это наша обязанность, а дополнительное образование — это личностный выбор, и у каждого он свой. Для кого-то это отдушина, для кого-то — хобби, для кого-то — встреча с интересными увлеченными людьми, а для кого-то — начало пути в будущую профессию.

Подготовила Анна БОРИСОВА

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook