Главная городская газета

Гость редакции — Екатерина ПОЛУКАРОВА

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Гость редакции

Выпускник ЛНМО: меняет мир только математика

Его изыскания опубликованы на двух языках, его проект получил Grand Award, его интересу к науке уже десять лет. Он - специальный гость редакции, выпускник 564-й школы Александр Сердюков. Читать полностью

Юсиф Эйвазов: о любви, поклонниках и об оперном Олимпе

Сегодня Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов единственный раз выступят на фестивале «Звезды белых ночей» в опере «Макбет» Верди. Читать полностью

Известный офтальмолог Петербурга: отслоение сетчатки лечится

О новейших технологиях в офтальмологии, о том, что полезно и что вредно для глаз, рассказывает читателям сегодняшний гость редакции доктор медицинских наук, профессор, директор Санкт-Петербургского филиала НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика Святослава Федорова» Эрнест БОЙКО. Читать полностью

Что откроешь в море документов. К юбилею государственной архивной службы России

Сегодня ведомство отмечает свое столетие. У нас в гостях - директор Российского государственного архива Военно-морского флота Валентин Смирнов. Читать полностью

В поисках затерянного Петербурга

Наш собеседник много лет занимался раскопками на Охтинском мысу, на котором располагался своего рода «праПетербург». Читать полностью

Песни вечной мерзлоты. Что ждет российскую Арктику?

Усилиями чиновников Cеверной столицы Петербург примерил на себя и корону главного города Арктики. Авансов выдано много, но до сих пор неясно, как именно Россия должна осваивать «севера» - строя в Заполярье города на века или довольствуясь вахтовыми поселками? Читать полностью
Гость редакции — Екатерина ПОЛУКАРОВА | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Академики в 17 лет

Дворец на Каменном острове возле Малой Невки, где Александр I собирал «Негласный комитет» и где узнал о декабристском заговоре, сейчас можно принять за резиденцию какого-нибудь очень небедного человека. Или за штаб-квартиру какого-то статусного учреждения. Узнав, что здесь располагается Академия талантов, можно решить, что это элитная школа для «золотых» детишек. На сайте академии действительно есть традиционная для образовательных учреждений графа «платные услуги» — однако все занятия здесь абсолютно бесплатны.

Студия фото и короткометражных фильмов, занятия по режиссуре и тележурналистике, фотостудия — и оборудование, какого, говорят, нет ни в одном учреждении дополнительного образования.

Сейчас Академия талантов начинает свой третий учебный сезон, а наша собеседница, директор учреждения (по образованию — учитель биологии и психолог), поясняет, чем академия отличается от других учреждений дополнительного образования, так ли просто записаться на занятия и отчисляют ли «талантливых», скажем, за плохое поведение.


— Екатерина Александровна, больше 80 лет назад ленинградским детям подарили Аничков дворец, сейчас таких царских подарков не ожидаешь, но вот Каменноостровский дворец тоже стал «детским».

— Есть указ президента о поддержке талантливой молодежи, это сейчас одно из приоритетных направлений. В 2012 году, когда решалось будущее Каменноостровского дворца, губернатор Георгий Полтавченко принял решение открыть здесь образовательное учреждение. Так и сказал: «Отдадим дворец детям». А комитет по образованию предложил интересный проект нетипового образовательного учреждения.

У дворца очень интересная и насыщенная история. Екатерина II построила его в подарок своему наследнику Павлу I, но Павел, как известно, не любил материнские подарки и редко сюда наведывался. В полной мере дворец использовал как резиденцию внук императрицы — Александр I. Кстати, мы не так давно узнали, что на третьем этаже до сих пор есть его тайный кабинет.

После Александра I дворец сменил немало хозяев, но самый продолжительный промежуток времени в нем располагался военный санаторий. Дворец — памятник федерального значения, и как значимый исторический объект его старались поддерживать в достойном состоянии — тем не менее на реставрацию потребовалось четыре года.

Пожалуй, из всех дворцов Петербурга о Каменноостровском знают меньше всего. И мы изучаем его историю: в академии есть детская Студия хранителей дворца, а два раза в месяц мы проводим экскурсии для горожан. На экскурсию можно записаться прямо на сайте Академии талантов либо позвонить по телефону, тоже указанному на сайте.

— По названию можно подумать, что Академия талантов создана для каких-нибудь вундеркиндов, для изначально выдающихся детей. Так ли это?

— Нет. Мы принимаем абсолютно всех. Мы исходим из того, что каждый ребенок талантлив, а академия помогает раскрыть его потенциал.

В работе академии можно выделить два основных образовательных маршрута. Первый — это проектная деятельность. У каждого школьника есть возможность попробовать себя в разных направлениях: от создания своего туристического объекта до проведения экспериментов в Лаборатории занимательных наук. Программы рассчитаны на посещения как разовые, так и на систематические в течение учебного года. Ознакомившись с основными предложениями академии, ребенок может выбрать себе программу по душе и заняться ее изучением уже в рамках дополнительного образования — это наш второй образовательный маршрут. Наше учреждение молодое, но уже около 20 тысяч детей участвовали в различных проектных программах. Однако для меня как директора важна и другая статистика, хотя она кажется скромнее: 350. Именно столько детей выбрали для себя различные предложения дополнительного образования.

Особенно отмечу успех Студии визуальных искусств: четыре ее выпускника в этом году поступили в Институт кино и телевидения, то есть Академия талантов помогла ребятам в выборе своего профессионального пути. В этом я вижу одну из наших основных задач. И Студия визуальных искусств вызывает интерес не только у детей, но и у их родителей: я часто слышу вопрос, можно ли и им тоже позаниматься в студии, просят открыть семейные занятия выходного дня по фотомастерству.

В этом году спектр программ дополнительного образования существенно расширится. Во многом это связано со спросом. В частности, интерес вызывает изучение традиционных школьных предметов в неожиданном ракурсе: так появились «Математика классицизма», «Медиатеатр», «Поколение 2030». Разработана программа «Петербургский этикет» для детей с ограниченными возможностями здоровья. С необычной стороны можно соприкоснуться с музыкальным искусством — на занятиях диджеингом, компьютерной музыкой, в оркестре электронной музыки.

Студия визуальных искусств, как и прежде, создает короткометражное кино, «Медиатеатр» — голографические спектакли (технология позволяет совместить на сцене реальных персонажей и компьютерных. — Ред.), продолжается программа тележурналистики и ораторского мастерства. Для ребят из Совета старшеклассников при комитете по образованию ключевые аспекты во всех программах — культура речи, навыки участия в дебатах.

Сейчас в академии разрабатываются программы специально для тех целеустремленных и мотивированных школьников, которые прошли подготовку в знаменитом образовательном центре «Сириус» в Сочи.

— В академии (в отличии, к примеру, от Дворца творчества юных) нет привычных для учреждений дополнительного образования танцевальных студий, музыкальных — в их традиционном виде...

— К Дворцу творчества юных мы относимся с огромным уважением, а с директором Аничкова дворца Марией Катуновой нередко советуемся, помогаем друг другу. Наши дворцы самобытны: у каждого свои направления работы.

Действительно, в Академии талантов нет традиционных танцевальных студий, изостудий, поскольку дворец имеет статус памятника, что накладывает ответственность за сохранение интерьеров. Тем не менее в академии есть художественно-эстетическое направление, и в рамках программ выходного дня или праздничных городских мероприятий мы с мольбертами выходим в наш прекрасный парк, а с этого года будем развивать направление «Скульптура».

Привычный для домов творчества оркестр тоже недоступная для нас роскошь. Однако в стенах дворца мы можем позволить себе использовать инновационные технологии как хорошую альтернативу традиционным музыкальным инструментам: электронную арфу, синтезаторы, реак-тейбл (электронная музыкальная установка. — Ред.).

Но, будучи современным образовательным учреждением, дворец сохраняет историческую преемственность и продолжает традиции балов — бал Совета старшеклассников, приуроченный к новогодним праздникам, и весенний бал Ассоциации классных руководителей.

— Сюда можно прийти со стороны — или запись только через школу? И начиная с какого возраста?

— Год назад мы говорили: начиная с седьмого класса. Сейчас в Академии талантов охвачен весь школьный период: с первого по одиннадцатый классы. И, забегая вперед, скажу, что на данный момент разрабатываются программы для работы с дошкольниками.

Я уже говорила, что образовательная деятельность академии реализуется в двух основных направлениях: проектные программы первой половины дня и предложения дополнительного образования. Как правило, в рамках проектных программ мы работаем с организованными школьными коллективами, заключено 68 соглашений с образовательными учреждениями города из самых разных районов, в том числе достаточно удаленных — Красносельским, Пушкинским, Колпинским.

Программы дополнительного образования доступны всем желающим. Записаться можно по телефону Академии талантов через администратора либо на нашем сайте.

— А сроки зачисления? На сайте написано — до 6 сентября...

— Это нестрогие сроки. Записаться можно в любой день. Все зависит от наличия мест в детских коллективах, работающих по той или иной программе.

— Могут ли отчислить за неуспеваемость или плохое поведение?

— Подобных прецедентов в академии не случалось. Сама атмосфера дворца располагает к уважительному корректному поведению. Мне часто задают вопрос: как удается при таком количестве детей поддерживать дворец в такой чистоте и красоте. Но дети ведут себя здесь по-особенному. У них ровные спинки, они улыбаются... А уж когда получают значок «стажера» Академии талантов, им точно не приходит в голову что-нибудь нацарапать на стене.

— Значок стажера?..

— Да, такой знак причастности, принадлежности. Начинают со стажерской ступени, а оканчивают академию «академиками», с соответствующим знаком отличия. У каждого ребенка есть так называемый дневник успеха, чтобы достижения были нагляднее.

— Говорят, вы принципиально не берете преподавателей на полставки: только полная занятость.

— Да, педагог академии работает только в академии. У нас довольно молодой коллектив: возраст большинства педагогов — 25 — 30 лет. И у всех горят глаза. Для меня это самое главное. Всему остальному, в том числе работе с нашей современной техникой, можно научиться.

И еще для меня принципиально важно то, что у всех высшее педагогическое образование. А у многих и второе образование — психолога.

— Как вы оценили бы осведомленность школ и родителей в том, что в Петербурге есть академия?

— Мы на слуху. Дважды в год проходит День открытых дверей, мы приглашаем родителей (у нас даже проводится общегородское родительское собрание) и детей, участвуем в методических семинарах и совещаниях в разных районах Петербурга. В академии проводятся педагогические конкурсы, нас навещают ветераны, приезжают гости из других регионов и других стран. И, кстати, абсолютно все признают: такие возможности, тем более предоставляемые бесплатно, они видят впервые.

Что касается осведомленности родителей, я заметила, что все больше тех, кто очень активно использует потенциал города, чтобы развивать своего ребенка. Поток родителей и детей к нам большой, особенно на программы выходного дня. Например, на игры в формате «Что? Где? Когда?», «Умницы и умники», «Брейн-ринг». Иногда на викторины записываются целыми семьями: папа, мама, двое детей и соседи или друзья, тоже всей семьей, и соревнуются. Вот так люди проводят свой выходной день.

— И все-таки: в Петербурге 700 школ, почти полмиллиона школьников. И каждый, как провозглашает академия, талантлив. Даже дворца не хватит.

— Мы работаем с понедельника по субботу с девяти утра до восьми вечера. Одновременно можем принять 200 человек. Пока нашего потенциала хватает, но мы, конечно, думаем о будущем, есть программа развития.

За два прошедших года у нас уже произошли изменения. В ноябре 2016 года ансамбль дворца пополнился гостиницей «Каменноостровская» на 30 номеров. Гостиница особенная. Она предназначена для детей из других регионов и стран, прибывающих в Петербург в образовательных целях.

Большие возможности даст дистанционный формат: в настоящий момент разрабатываются дистанционные курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, а с сентября в рамках дополнительного образования и школьники смогут общаться с нашими педагогами не только очно, но и дистанционно.

Кроме того, вот уже в третий раз в Академии талантов пройдут новогодние елки для учащихся 1 — 9-х классов — пользуясь случаем, приглашаю всех к нам во дворец.

— Вы подмечаете, кто из детей «далеко пойдет»? Или это неочевидно?

— По ребятам, которые занимаются в академии уже третий год, видно, что они особенные, целеустремленные и большие молодцы!

Дополнительное образование до недавних пор воспринималось как что-то отдельное, второстепенное по отношению к образованию основному. Но мне кажется, каждый ребенок... не «должен», это неправильное слово... каждому дополнительное образование необходимо как часть полноценного образования.

— Дополнительное образование — это дополнительное время на образование?

— Мне нравится фраза «обучение с увлечением». Посещение школы — это наша обязанность, а дополнительное образование — это личностный выбор, и у каждого он свой. Для кого-то это отдушина, для кого-то — хобби, для кого-то — встреча с интересными увлеченными людьми, а для кого-то — начало пути в будущую профессию.

Подготовила Анна БОРИСОВА

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook