Гость редакции — Андрей ПЕТРОВ
ФОТО Сергея Грицкова
Мелодия надежды
Андрея Павловича Петрова не нужно представлять читающей публике. Его знают, кажется, все. Он действительно народный композитор. «Если радость на всех одна...», «А я иду, шагаю по Москве», «Снятся людям иногда голубые города» — эти песни охотно поют и за столом, и у костра. Нестареющие мелодии «Служебного романа» и «Мимино» неразрывно связаны с какими-нибудь торжествами — эти и другие фильмы с музыкой Андрея Петрова непременно показывают по телевизору в праздники. Поэтому в предновогодние дни именно Андрея Павловича мы пригласили в гости.
— Андрей Павлович, вы написали музыку ко многим фильмам, которые показывают по телевизору под Новый год. Какая мелодия у этого праздника?
— Светлая, спокойная, возвышенная. Мелодия Нового года — это рождественская музыка. Она звучит при свечах, отражается в елочных игрушках. Она приносит надежду. Ведь чем Новый год ближе, тем дальше отступают проблемы, тем больше хочется верить: что-то очень хорошее обязательно произойдет. И новогодняя музыка должна это отражать. Я помню, когда еще не было CD, привозил из-за границы пластинки с рождественской музыкой — там был и Бах, и современная музыка, но обязательно светлая, спокойная, умиротворяющая.
— Как вы обычно встречаете Новый год?
— Только дома. Обязательно всей семьей. Когда были живы родители, то вместе собиралось четыре поколения, сейчас — три. В прошлом году впервые встретили Новый год на даче, раньше не получалось — дача была летняя, теперь ее наконец утеплили. В этом году тоже будем на даче — с елками, со снегом, с подарками.
— Какие подарки вы любите получать?
— Полезные, нужные. Например, ежедневники. Или блок любимых сигарет. Или бутылку любимого виски.
— А свои песни вы кому-нибудь дарили?
— Когда Эльдару Рязанову исполнилось шестьдесят лет, я на его стихи написал песню и подарил ему. Ее на юбилее спели Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили.
— Уходящий год — год вашего юбилея. А юбилей — это всегда, подарки. Какой из них был самый дорогой, не в смысле денег, конечно?
— Диск, на котором известные исполнители — среди них Юрий Шевчук, Пелагея, Александр Чернецкий и другие — поют мои песни. Они сделали этот диск специально к моему юбилею, и это действительно бесценный подарок. А еще то, что к Инженерному замку, где меня поздравляли друзья и коллеги, пришло очень много людей. Они стояли вдоль канала в течение всей церемонии и явно не из любопытства, а потому что искренне хотели меня поприветствовать. Честно скажу, я этого никак не ждал.
— Чуть раньше вашего был юбилей у Георгия Данелии. Он радовался: «Как хорошо, что я первый, надарят всякой дряни, будет что передарить». Скажите, чем дело кончилось, что вам «передарил» знаменитый кинорежиссер?
— Он не воспользовался такой возможностью.
— В замечательной книге Данелии «Тостуемый пьет до дна» есть смешной рассказ о том, как вы подарили песню итальянской проститутке, которая мечтала стать звездой. Там все правда?
— Элемент художественности присутствует...
— В вашей семье три поколения музыкантов. Конфликты — творческие — бывают?
— Конфликтов нет. Хотя, конечно, вкусы и представления разные. Ольга, моя дочь, училась в Консерватории у Бориса Тищенко и первые годы самостоятельной работы к моей музыке относилась с легкой иронией. Но со временем мы сблизились, даже стали вместе писать — музыку к «Петербургским тайнам», мюзиклы « Капитанская дочка» и «Синяя птица».
Ну а внуки... Петя играет в оркестре Филармонии, Манана поет, окончила Театральную академию. На вступительных экзаменах спела итальянскую арию, а ей говорят: ты не перепутала? У нас не консерватория, тебе, наверное, туда надо.
— Андрей Павлович, было время, когда, музыка, написанная к кинофильму, оказывалась популярнее самого фильма. Уровень киномузыки, песни для кино заметно изменился. С чем это связано?
— Это зависит не от композиторов, а от тенденции. Все самые знаменитые киномелодии — и у нас, и на Западе — написаны в 1970 — 1980-е годы. Сейчас режиссеры увлекаются спецэффектами гораздо больше, чем музыкой. Шумовая партитура заменяет музыкальную. Думаю, это явление временное, музыка обязательно вернется в кино, займет там если не первое, то второе место наверняка.
— Скажите, а насколько режиссер диктует композитору, какая музыка ему нужна? Диктовали ли вам?
— Мне диктуют длительность. Характер музыки я определю сам. Могу сравнить здесь Данелию и Рязанова, с которыми больше всего работал. Данелия всегда точно знает, чего хочет. Для него главная музыкальная тема — визитная карточка фильма. Рязанов изначально дает больше свободы. Для него принципиально важно, что будет звучать в начале и что в финальных титрах.
Почему раньше песни из кинофильмов были необыкновенно популярны? Да потому, что фильм выходил сразу в двадцати кинотеатрах. И это был мощный способ донести песню до миллионов.
— Да, но сейчас фильм покажут по телевизору, и его тоже увидят миллионы.
— Это несравнимо. Фильм покажут один раз, а клипы, которыми заполнен телевизор, десятки раз в день. Кино конкуренции с клипами не выдерживает.
— Как вы относитесь к тому, что в мобильниках звучат ваши мелодии?
— Мне приятно.
— Как вам кажется, есть сегодня интерес к современной серьезной музыке? Или она — удел очень узкого круга?
— Интерес есть. Но действительно у узкого круга. Надо признать, к сожалению, что в среде обитания серьезная музыка практически не звучит. Ни по одному телевизионному каналу ее не услышишь. Что такое современная музыка для молодежи? Это попса, в лучшем случае — рок. Даже джаз не входит в этот круг. В книге о судьбах музыки московский композитор Владимир Мартынов говорит о том, что композитор — умирающая профессия.
— Режиссеры говорят о том же. Наступил век самодеятельности — профессионалам предлагают посторониться. Ледовый дворец, например, собирает команда реалити-шоу «Дом-2». Настоящий бум возникает вокруг «Фабрики звезд».
— И все забывают, что профессия актера или музыканта — это марафонский бег. Сначала ты интересен, а через пять минут тебя забудут, если нет мастерства, нет осмысления того, что делаешь. В этом смысле судьба тех, о ком мы сейчас говорим, очень печальна. У них у всех обманное впечатление, что они творцы. Но о настоящем творчестве они не имеют представления. Свое хобби они принимают за профессию.
— Разовая литература, бесконечный телевизионный мусор, убогая бездарная реклама — порой создается впечатление огромной всеобщей помойки. И под ней оказываются не только исполнители, но и слушатели. Скажите, творческие союзы и творческие вузы осознают эту проблему?
— Про вузы ничего не могу сказать — не преподаю. Союз эту проблему специально не обсуждал, хотя между собой все, конечно, об этом говорят. Но в организации наших фестивалей — а их у Союза композиторов три — ориентируемся на остаток интеллигенции и на молодежь, которая еще к чему-то стремится. Заметили: в названные государством приоритеты (образование, здравоохранение, жилье, сельское хозяйство) культура не входит. А пока государство к ней подобным образом относится, все будет так, как есть.
— Вы полагаете, для серьезного искусства молодое поколение потеряно?
— Да нет, на самом деле среди молодых ученых, врачей, учителей совсем не мало людей, слушающих и любящих серьезную музыку. Но если наше поколение — как бы мы ни ругали советскую власть — воспитывали на высоком искусстве, то сейчас, когда все стало возможным, хлынул поток серости и бессмысленности. А для тех, кто еще хочет общаться с настоящим, создаются барьеры, не позволяющие это общение.
— Недавно в редакцию обратилась семейная пара, привыкшая проводить новогодний вечер в Филармонии. Они много лет подряд перед праздничным застольем слушали музыку, это было их традицией. В этом году, зайдя в кассу, они узнали, что каждый билет стоит 1800 рублей. Разумеется, позволить себе такое они не смогли. Как вы относитесь к этому нововведению?
— Резко отрицательно. Как будто специально вымывается все доступное нормальному человеку. Это серьезная ошибка филармонического руководства. Бывают, конечно, концерты, на которые пойдет богатая публика — на Спивакова, например. Но при этом будут спрашивать: «Филармония, это где?». Уверен, пройдет время, и от нынешней ценовой политики придется отказаться. Надо четко понимать, кто и зачем ходит в Филармонию. Вот закончится фестиваль «Площадь искусств», начнутся суровые зимние будни, и кто будет в зале?
— Андрей Павлович, вы в магазины ходите, подарки к Новому году покупаете?
— К Новому году подарки всей семье покупают жена и дочка. А к дню рождения жены подарок покупаю сам. В магазины, конечно же, хожу.
— Вас узнают?
— То поколение, которое выросло на «Человеке-амфибии», узнает. А у молодых иные кумиры, это естественно. Однажды ехали с женой в такси, разговаривали, называли друг друга по имени. Водитель смотрел, смотрел на нас и говорит: «Все, вспомнил! Вы — Андрей Ростропович и Наташа Вишневская». Вот это популярность! Не моя, конечно.
— Что бы вы хотели пожелать своим близким, нашим читателям и всем петербуржцам в новом году?
— Чтобы хуже не было…
Подготовила Татьяна Отюгова.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (3547) от 30.12.2005 года.
Комментарии