Гость редакции — Алексей Иванович МООР

Гость редакции — Алексей Иванович МООР | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как раскрасить город

Первое интервью в должности главного художника Петербурга Алексей Моор дал нашей газете. Мы говорили с гостем редакции о памятниках выдающимся личностям и рекламе, цвете асфальта и мемориальных досках, декоративной скульптуре и художественном образовании...


- Алексей Иванович, вы заняли должность главного художника, как и положено по конкурсу. Как думаете, почему выиграли?

- Я предложил программу художественного оформления новых районов, насыщения их цветом, которого так не хватает периферии. Если летом появляется зелень, то зимой, а они в последние годы бесснежные, горожане окружены серым асфальтом и высокими бетонными фасадами. Особенно это касается массовой застройки 1960 — 1980-х годов, хотя сейчас архитекторы стали разнообразно решать облик здания, в том числе фактурой и цветом. Мое предложение состоит в том, чтобы расцветить горизонтальные поверхности, например перекрестки, окруженные высокими домами. Из своих квартир люди видят город сверху, а цвет структурирует улицы, обогатит их пластику, скомпонует микрорайоны, что позволит легче выделять места для скверов, благоустройства, скульптур...

- Какие цветные материалы можно использовать?

- Выбор материала огромен - цветные асфальты, плитка, камень, натуральные и искусственные. Палитра большая.

- Было когда-то предложение каждому району «предоставить» свой цвет. Тогда сразу понимаешь, где находишься. Как вам эта идея?

- Эту идею можно обсуждать при условии, что цвета будут ненавязчивыми, соответствовать стилю Петербурга XXI века. Но, на мой взгляд, разнообразие полезно.

- Какой может быть петербургская палитра?

- В каждом цвете есть свой потенциал. Большие пятна должны быть пастельными, они держат пространство, а «рисующие» линии, небольшие акценты могут быть яркими.

- С асфальтом и плиткой разобрались, но им должны отвечать скверы и газоны. Растения должны иметь близкий цвет или контрастировать с цветным асфальтом?

- Конечно, это вопрос комплексного благоустройства, который решается в рамках конкретного проекта оформления территории.

- Ваши идеи превратились в конкретные предложения?

- Сейчас мы собираем идеи, работаем совместно с коллегами из других профильных комитетов. Надеюсь, что в итоге выберем пилотную территорию с позднесоветской застройкой и попробуем оживить ее цветом.

- Вашим предшественникам на протяжении последних примерно 20 лет задавали один и тот же вопрос: как вы боретесь с засильем вывесок и рекламы в историческом центре?

- Существующие нормы размещения информации и рекламы достаточно жесткие. Вы знаете, что в составе Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга приняты эстетические регламенты объектов и элементов благоустройства, в том числе регламенты наружной рекламы и информации. Так, например, установлены максимальная высота букв - 55 см, максимальный выступ внешнего края консольной вывески - 110 см и другие требования. Для вывесок на домах-памятниках требования к габаритам еще жестче, но их регламентирует КГИОП. Необходимо общими усилиями добиваться выполнения всех правил.

- Много отказов выдаете?

- Среди всех обращений примерно 40 процентов отказов, в том числе из-за несоответствия по размерам и цветовым решениям.

- Основная проблема на центральных улицах, особенно на Невском проспекте, состоит в том, что там поселилось множество разных фирм и каждая обязана иметь вывеску. Как быть?

- На мой взгляд, это может быть размещение вывесок (с минимальной информацией) на откосах в арках. Они почти не видны. Консоли же на видовых точках, например у Адмиралтейства, у Александро-Невской лавры должны уйти в прошлое.

- Еще хуже вывесок, особенно для Невского проспекта, широкие веранды с тентами. Согласитесь, что неуместно такое сооружение, да еще с разноцветными лампочками, закрывающее мемориальную доску памяти Сергея Есенина на здании гостиницы «Англетер»?

- В рамках нашего комитета согласованием внешнего вида летних кафе занимается Управление ландшафтной архитектуры. Это же управление занимается колористикой городских фасадов.

Главный художник возглавляет Управление эстетики и монументального искусства и моя зона ответственности - внешний облик информационных и рекламных носителей, памятники. Не редки случаи, когда собственники, получив выделенный участок на этом и останавливаются, забывая о необходимости согласования внешнего вида террас и веранд.

- Теперь про монументальную скульптуру. Как вы оцениваете памятники последних лет, например нашумевший монумент писателю Сергею Довлатову?

- У меня есть свой взгляд на данный вопрос. Я считаю, что установка памятников выдающимся личностям в виде человеческой фигуры, бюста излишня. Это представляется мне глубокой архаикой - созданием идолов для последующего поклонения, ведь выдающаяся личность, творец уже создал себе памятник своими произведениями. Поэтому памятник Довлатову, на мой взгляд, мог быть выражен в виде, например, пишущей машинки - это образ писателя... Но это лишь мой субъективный взгляд на памятники.

- А памятник Чайковскому, об установке которого сейчас много разговоров?

- Это памятник его Музыке...

- «Лебединое озеро» изобразить?

- Совсем необязательно. Необходимо нарисовать множество эскизов, чтобы найти верный образ. Как говорит Александр Валерьевич Шевардин, учивший меня монументальной живописи в Художественно-промышленной академии имени Штиглица, удачно найденный образ диктует выбор техники и способ письма...

- На сегодня есть список из 17 выдающихся деятелей, одобренный прежним составом Общественной палаты Петербурга. Им будут ставить памятники за счет бюджета. Как вам видится взаимодействие по новым памятникам с недавно избранным новым составом Общественной палаты?

- Существующий порядок оптимален. Сначала инициатор установки памятника обращается в КГА, указывая, кому посвящен памятник и предлагаемое место его установки. Данное заявление для рассмотрения рассылается в Общественную палату и профильные комитеты. Если все соглашаются, что памятник нужен, то можно переходить ко второй стадии - рассмотрению проекта.

Эскиз памятника поступает на обсуждение экспертной группы по вопросам монументального искусства (где я также принимаю участие) при Градостроительном совете Петербурга, далее на сам Градсовет, и потом - финальный показ Общественной палате. При ее одобрении инициатор может «выходить» на постановление правительства Петербурга.

Напомню, что экспертная группа при Градостроительном совете, как и сам этот совет, являются независимыми консультативными органами и не подчиняются КГА.

- В чем роль экспертной группы, если принципиальное решение о памятнике принято?

- Экспертная группа рассматривает эскиз комплексно, дает необходимые рекомендации в случае, когда требуется доработка.

- Кстати, если выбирать между предложениями родственников и экспертов. То вы на чьей стороне?

- Эксперты - это профессионалы и их мнение имеет обоснование. Памятники предназначены не для закрытых дворов, а для общедоступных общественных пространств. Однако мнение родственников, безусловно, может учитываться при работе с художником.

- Что думаете о декоративной скульптуре? Кажется, ее не хватает в Петербурге?

- Конечно, особенно новые районы города хочется насытить малыми формами.

- Может, лучше, особенно в условиях ограниченности средств, сосредоточится на урнах и скамейках?

- Урны и скамейки также нужны городу, особенно если это не только удобно, но и красиво. Облик города создают детали.

- Несколько раз, пока хватало средств, в Петербурге проводился симпозиум по городской скульптуре с установкой победивших в конкурсе объектов в парках. Надо возобновить традицию?

- Целью проведения симпозиума по городской скульптуре является поддержание и развитие культурных традиций и профессионального художественного творчества в сфере городской скульптуры, формирование архитектурного облика Петербурга.

Симпозиум - это мероприятие в сфере художественного творчества, на конкурсной основе создаются произведения, которые впоследствии могут быть установлены на территории города.

Отличительной чертой уличной скульптуры является демонстративно подчеркнутое отсутствие монументальности. Такие произведения являются элементами благоустройства городской среды и устанавливаются без постаментов.

Сейчас симпозиум не проводится в связи с отсутствием финансирования. К тому же, творческая подача того или иного произведения не всегда соответствует контексту времени и места, находит понимание у жителей.

- Давайте поговорим о мемориальных досках. Их становится все больше, не девальвирует ли это значимость личности, о которой такая доска напоминает?

- Чем больше мемориальных досок, тем меньше возможностей для установки вывесок и рекламы. А если серьезно, то решающее слово здесь за комитетом по культуре, в зоне ответственности которого находится согласование и установка мемориальных досок.

- Но вы как главный художник голосуете на совете по мемориальным доскам?

- Конечно, я принимаю участие в обсуждении, мы смотрим, прошло ли 30 лет со для смерти отмечаемого мемориальной доской, а также на значимость личности. Сегодня жизнь сильно ускоряется, возможно, такой мораторий скоро станет слишком строгим.

- Сейчас много разговоров о высшем художественном образовании. Каким оно должно быть, чему учить?

- Самое главное - желание студента учится. Когда я учился в Мухинском училище, то 30-летний первокурсник считался нормой. Человек делал сознательный выбор и брал от учебы весь максимум. Я был помоложе, но пришел в вуз после армии и двух лет работы.

В этом случае общение педагога и студента - это разговор взрослых людей. Например, преподаватель предлагает несколько вариантов продолжения и развития того или иного произведения, а студент делает выбор или у него рождается новая идея.

Сейчас первокурсники все моложе и моложе и пока еще не обладают необходимым опытом.

- Что из сделанного вами как художником-монументалистом представляется сегодня самым важным?

- Я бы отметил две очень интересные работы - участие в воссоздании утраченных росписей в Морском соборе в Кронштадте, и в Доме ветеранов сцены.

- Сейчас времени на искусство для себя, не остается?

- Конечно, времени на творчество практически не остается. Вступление в должность, знакомство с городом, его проблемами и потребностями занимает большую часть моего внимания. А художнику необходимо пространство для творчества.

- Не жалеете, что сменили амплуа?

- Некогда жалеть. Надеюсь, моя работа принесет пользу и поможет преобразить город.

Подготовил Лев БЕРЕЗКИН

#главный художник #работа

Комментарии