Георгий Сергеевич ВАСЮТОЧКИН

Депутат Ленсовета 21-го созыва

 Георгий Сергеевич ВАСЮТОЧКИН |


«Пожарная команда»
из романтиков

Четверть века назад, в начале апреля 1990 года, в нашем городе начал свою работу легендарный Ленсовет, впервые сформированный в результате свободных выборов и открывший путь в политику для новых людей, не имевших прежде опыта государственной и законотворческой деятельности.

Но их огромным достоинством было то, что они пришли во власть не за привилегиями, должностями и выгодами. Они были настоящими романтиками и верили в быстрые перемены к лучшему.


– Георгий Сергеевич, напомните, пожалуйста, как проходили те, действительно судьбоносные, выборы.

– Первый тур голосования во всех четырехстах округах, прошедший 3 марта, завершился избранием депутатов всего в 31 округе. Для победы требовалось получить максимум голосов по округу, но не менее 50% от списочного состава избирателей плюс 1 голос и при явке избирателей не менее 50%. Впервые коммунистам пришлось реально бороться за мандаты. Увидев столь неожиданную осечку партвыдвиженцев, избиратели во втором туре, состоявшемся 18 марта, отдали большинство голосов кандидатам демократического лагеря – членам ленинградского Народного фронта, клуба «Перестройка» и коммунистам, открыто критиковавшим внутреннюю политику КПСС.

Пятидесятипроцентная явка оставалась обязательной и во втором туре, и горожане обеспечили массовость участия, выполнив эту норму еще в 332 округах из 400, что в нынешнее время – чистая утопия.

Лидерство в Ленсовете 21-го созыва перешло к демократам, занявшим в нем ключевые позиции. Это Андрей Болтянский и Николай Гиренко, Анатолий Голов и Михаил Горный, Глеб Лебедев и Юрий Нестеров, Марина Салье и Петр Филиппов, Юлий Рыбаков и Владислав Щербаков, Алексей Ковалев и Николай Журавский. Многие из них сошли с политической сцены еще в 1990-х годах, имена некоторых из них и вовсе забыты. Из всех названных только Алексей Ковалев – уникальный политический долгожитель: он до сих пор является депутатом городского парламента...

А председателем Ленсовета в конце мая того же, 1990-го, года стал снискавший себе симпатии избирателей своими яркими выступлениями в Верховном Совете СССР профессор-юрист Анатолий Собчак.


– Выборы в Ленсовет, как никакие другие, совершенно неожиданно привели к власти значительное число представителей научно-технической и творческой интеллигенции...

– Да, многие в первый и, пожалуй, единственный раз оказались избранниками горожан. Многие узнавали о своем выдвижении по результатам прошедших без их участия собраний в производственных коллективах, НИИ, творческих союзах Ленинграда. Такой активизации населения способствовал сам генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев, призвавший граждан смелее выдвигать своих кандидатов в представительные органы власти.


– Какие лозунги прежде всего объединяли большинство новых депутатов?

– Главным было требование исключить из Конституции СССР шестую статью, закреплявшую за КПСС роль «руководящей и направляющей силы общества».

Далее – децентрализация управления с передачей Ленинграду большей самостоятельности в решении городских проблем, участие в формировании бюджета. То есть всего того, что всегда находилось в исключительной компетенции обкома и горкома КПСС. Только обладание данными о городских ресурсах являлось необходимым условием для реализации социальных программ, направленных на улучшение жизни горожан.

В экономической сфере большинство депутатских предвыборных программ предусматривало разгосударствление (но вовсе не приватизацию!) собственности и реальную многоукладность экономической деятельности.


– Горожане ожидали от избранного Ленсовета немедленных перемен к лучшему. Мечтали о квартирах очередникам, заполнении пустых полок прилавков и ликвидации дефицита, ремонте обветшавшего жилфонда, качественной медицинской помощи...

– Ленинград был неотделим от всей страны, и планы создания оазиса процветания на просторах стремительно беднеющей страны относились к разряду «бессмысленных мечтаний».

Сегодня, когда на руководящие позиции выходит поколение, которое в 1990 году только садилось за школьные парты, не обойтись без сведений, напоминающих о том, в каком положении тогда находились страна и Ленинград. Обвал экономики начался еще при Брежневе; в частности, за десять лет бюджет страны из профицитного (+1,3% ВВП в 1980 году) стал угрожающе дефицитным (-10,3% ВВП в 1990-м). И чуть позже, в апреле 1991-го глава советского правительства Валентин Павлов на сессии Верховного Совета СССР открыто заявил, что ситуация в стране может быть охарактеризована только как всеобщий кризис.


– Тем не менее в те годы, особенно среди представителей старшего поколения, бытовало мнение, будто в стране все было нормально и только прорвавшиеся во власть «дерьмократы» все испортили...

– Оно легко опровергается документальными сведениями, соотнесенными с временем, когда ни Борис Ельцин, ни Анатолий Собчак еще не встали за штурвалы управления Россией и Ленинградом.

Сошлюсь на некогда секретный документ за подписью начальника 6-го управления КГБ СССР генерал-майора Н. А. Савенкова, датированный 2 сентября 1991 года. Там говорится, что на 1 июня 1991 года в Ленинграде оставалось мяса на 6 дней, масла животного на 20 дней, рыбы на 22 дня, муки на 25 дней, крупы на 84 дня. Особо тяжелое положение с обеспечением населения продовольствием, товарами первой необходимости складывалось прежде всего в промышленных регионах Российской Федерации.

В Ленинграде поставки продовольствия в город обеспечивались на 60 – 70%, ожидалось снижение на 25 – 30% закладки плодоовощной продукции на зиму. Резко сокращалось поголовье всех видов скота и птицы в отдельных районах из-за отсутствия закупаемых по импорту комбикормов; падеж скота и птицы составлял 40%.

Аналогичная безрадостная картина была и на всем Северо-Западе. К примеру, на Череповецком металлургическом комбинате, согласно тому же документу, не было запасов угля, в Вологодской области беда была с хлебом. Там пришлось даже установить норму – 250 граммов в день на человека. Запасов муки оставалось максимум на 3 – 6 суток.

Таким образом, без внешнего нашествия, без природных катаклизмов налицо была потрясающая картина фиаско плановой социалистической экономики. И то, что отчетливо видели лидеры ленинградских демократов, избранные в Ленсовет, ныне признает даже Николай Иванович Рыжков – убежденный коммунист, тридцать лет назад отстаивавший догмы плановой экономики. Тогда, в 1990 году, он был председателем Совета министров СССР. А теперь заявляет, что его жизненный опыт и работа на заводе, в министерстве и ЦК партии показали, что возможности той экономической модели, по которой жили до войны, в войну и после войны, к концу 1980-х годов были исчерпаны...


– С чего же начал Ленсовет свою деятельность?

– С подсчета материальных и продовольственных ресурсов города. В числе первых была сформирована депутатская комиссия по приему-передаче полномочий от горисполкома 20-го созыва горисполкому 21-го созыва, которую возглавил избранный в Ленсовет от ЦКБ морского приборостроения «Алмаз» Олег Гапанович.

После трехмесячной работы комиссия подготовила 157-страничный отчет, основные выводы которого были опубликованы в газете «Вечерний Ленинград». По агропромышленному комплексу выяснилось следующее: 80% оборудования ленинградских молокозаводов морально и технически устарело. От 30 до 49% сыворотки просто сливалось в канализацию. В Ленинграде наблюдался дефицит сметаны и творога. К приему урожая 1990 года не были отремонтированы и подготовлены тара и транспорт; не отлажен сбыт скоропортящейся продукции.

Тяжелая ситуация оказалась в транспортно-энергетическом комплексе. Отсутствовала собственная база техобслуживания и ремонта автобусов; из выходящих на линию машин более четверти подлежало списанию. Не лучше было положение и в ЖКХ. Из тысячи домов, требующих ремонта, средства были только на 40 – 50. Учет нежилого фонда в большинстве управлений не вели. Кроме того, и без материалов, собранных комиссией, было известно, что городская очередь на жилье замерла в еще в 1978 году.

Избранным депутатам демократического Ленсовета вместо планомерной реализации заявленной ими экономической программы весь первый год пришлось выполнять функции «пожарной команды». Город надо было спасать от раздачи его имущества ухватистым «рыцарям наживы». Ведь, предчувствуя неминуемую потерю власти, в январе – апреле 1990 года Ленгорисполком поспешно раздавал городские здания «своим» – в частные руки за бесценок в долгосрочную аренду. Ленсовет успел предупредить уход из собственности города пятидесяти уже отданных зданий и сооружений.


– Как вы считаете, какова главная заслуга того, демократического, Ленсовета?

– Он стал первым органом власти, представляющим свободно выраженные интересы населения города, и перехватил инициативу управления городом у всесильного обкома КПСС. Именно на сессии Ленсовета был избран (а не назначен решением обкома, как прежде) председателем горисполкома народный депутат СССР офицер Александр Щелканов. Год спустя он передал свои полномочия также демократически избранному мэру Ленинграда.

«Указания», которые обком поначалу направлял депутатам-коммунистам, большинство игнорировали. А после разгрома путча и сначала приостановки (в августе 1991-го) деятельности КПСС на территории РСФСР, а позже и прекращения ее существования, власть полностью перешла к избранным органам власти – Ленсовету и мэру города.

Кроме того, с первых же дней своей работы Ленсовет стал флагманом, определявшим принципы самоорганизации для представительных органов власти других регионов. В секретариат сессий шли многочисленные обращения с просьбой прислать образец регламента, посоветовать, как структурировать новоизбранные Советы: какие комиссии и комитеты считать постоянными, а какие действующими под определенную задачу. Звонили с Украины, Урала и даже из далекого Биробиджана...

Однако в рамках действовавшего законодательства, союзного и республиканского, возможности принятия радикальных экономических решений были незначительны. Это показала неудачная попытка сформировать в Ленинграде «зону благоденствия» – свободную экономическую зону.

Анатолий Собчак считал ее «ленинградским вариантом перехода к рыночной экономике». По его словам, чтобы она могла функционировать, необходимо было получить от союзной и республиканской властей права создавать на городском уровне совместные предприятия, акционерные общества, компании и банки; ввести собственный налоговый, таможенный и валютный режимы. Кроме того, определять арендные ставки на землю и недвижимость, распоряжаться материальными ресурсами города без согласования с центром. Плюс освобождение от общесоюзных налогов на пять лет. Иными словами, свободная зона в границах Ленобласти представлялась ее теоретикам как своего рода государство в государстве.

Скажу честно, я и тогда, и сегодня считаю всю затею с той свободной экономической зоной абсолютно ненаучной. Потому что ее суть – себе выторговать преференции, а все неудобное свалить на союзный бюджет.

На мой взгляд, главной заслугой Ленсовета стала его деятельность, направленная на изменение политической системы в государстве. В первый день путча, 19 августа 1991 года, именно из Ленсовета на всю страну был подан мобилизующий импульс не признавать ГКЧП. Причем это было сделано утром, еще за несколько часов до прибытия Собчака в Ленсовет. А проходило экстренное заседание президиума Ленсовета под руководством тогдашнего заместителя Собчака – Александра Беляева. Напомню, впоследствии, после избрания Собчака мэром, именно Беляев почти два с половиной года был председателем городского парламента...

Важную роль сыграл Ленсовет и в преодолении конституционного тупика в 1992 – 1993 годах, когда хасбулатовский Верховный Совет сознательно тормозил работу по принятию новой Конституции России. В январе 1993 года Малый совет провел в Петербурге всероссийскую конференцию, на которой обсуждалась возможность созыва учредительного собрания для выработки новой Конституции. Именно Малый совет в марте 1993 года выступил с законодательной инициативой, завершившейся созывом конституционного совещания. Оно выработало проект Конституции РФ, принятой на референдуме в декабре того же года.


– Общаются ли сейчас бывшие депутаты Ленсовета?

– Конечно. Кроме того, каждые пять лет бывшие депутаты отмечали годовщину созыва демократического Ленсовета юбилейными чтениями в Большом зале Мариинского дворца, а в 2011 – 2014 годах группа экс-депутатов издавала газету «Мысль XXI». Правда, многие депутаты, бывшие прежде демократами-единомышленниками, нынче расходятся в оценке сегодняшнего политического момента и политического истеблишмента.

Подготовил Сергей ГЛЕЗЕРОВ


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 058 (5431) от 03.04.2015.


Комментарии