Главная городская газета

Галина Михайловна СЕДОВА

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Гость редакции

Юсиф Эйвазов: о любви, поклонниках и об оперном Олимпе

Сегодня Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов единственный раз выступят на фестивале «Звезды белых ночей» в опере «Макбет» Верди. Читать полностью

Известный офтальмолог Петербурга: отслоение сетчатки лечится

О новейших технологиях в офтальмологии, о том, что полезно и что вредно для глаз, рассказывает читателям сегодняшний гость редакции доктор медицинских наук, профессор, директор Санкт-Петербургского филиала НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика Святослава Федорова» Эрнест БОЙКО. Читать полностью

Что откроешь в море документов. К юбилею государственной архивной службы России

Сегодня ведомство отмечает свое столетие. У нас в гостях - директор Российского государственного архива Военно-морского флота Валентин Смирнов. Читать полностью

В поисках затерянного Петербурга

Наш собеседник много лет занимался раскопками на Охтинском мысу, на котором располагался своего рода «праПетербург». Читать полностью

Песни вечной мерзлоты. Что ждет российскую Арктику?

Усилиями чиновников Cеверной столицы Петербург примерил на себя и корону главного города Арктики. Авансов выдано много, но до сих пор неясно, как именно Россия должна осваивать «севера» - строя в Заполярье города на века или довольствуясь вахтовыми поселками? Читать полностью

Юность, красота и дипломатия: Моника София Сорочинова из Словакии о жизни в России и борьбе за панславянский мир

Молодой и яркий дипломат, аспирант СПбГУ из Словакии Моника София Сорочинова в откровенном интервью рассказала нашей газете, почему Россия лучше Европы, как быстро выучить русский язык с помощью музыки и почему она не боится последствий за свою пророссийскую позицию. Беседу вёл Борис Грумбков. Читать полностью
 Галина Михайловна СЕДОВА | Фото предоставлено пресс-службой музея

Фото предоставлено пресс-службой музея

Он жить хотел...

Весь минувший год на сайте Всероссийского музея А. С. Пушкина разворачивалась хроника последних месяцев земного пути поэта. Следуя ей, можно было погрузиться в его жизнь и узнать, как шла работа над «Петром Великим» и о том, как переживал поэт уход матери, о вселении пушкинской семьи в дом на Мойке, 12...

И, наконец, с удивлением осознать, что дети Пушкина стали свидетелями первой русской революции. Накануне дня памяти Пушкина мы узнали у одного из авторов проекта доктора филологических наук Галины СЕДОВОЙ, какого Пушкина хотят видеть сегодня.


- Галина Михайловна, какова была главная идея проекта «Последний год жизни Пушкина»?

- Оттолкнувшись от даты гибели, мы оглядели весь 1836 год. Этому времени была посвящена и моя докторская, и мои книги, одна из которых называлась по пушкинской строке «Я жить хочу...». Дело в том, что у специалистов было ощущение, что Пушкин весь этот год подспудно готовился к смерти. Но на самом деле это лишь версия барона Геккерна, одного из участников травли поэта. Он первый сказал, что Пушкину надоело жить и с помощью руки «моего несчастного Жоржа» он решил отправиться в мир иной. Геккерн был дипломатом, он сумел пронизать этой идеей сознание общества. И мои книги о последнем периоде жизни поэта, и этот проект «Последний год жизни Пушкина» доказывают, что все было не так.

Летом 1836 года Пушкин находился в потрясающем творческом состоянии. Лето было очень холодным, сырым, все пишут: «Это невыносимо. Холод, как в октябре!». А у Пушкина, как известно, самое плодотворное время - осень. И, наверное, лето 1836 года для него - как очередная Болдинская осень. И вот когда он находится в таком состоянии, на горизонте его жизни появляется Жорж Дантес, для которого Наталья Николаевна была лишь «ширмой», скрывающей его отношения с бароном Геккерном. Один из близких друзей Пушкина, князь Вяземский, сокрушаясь, что не сумел предугадать трагедию, попытался разобраться в ее предыстории. То, что ему удалось узнать, потрясло его не меньше, чем сама гибель Пушкина. «Адские сети, адские козни были устроены против Пушкина и жены его, - писал Вяземский. - Супружеское счастье и согласие Пушкиных было целью развратнейших и коварнейших покушений двух людей, готовых на все, чтобы опозорить Пушкину». И вот мы в своем проекте хотели распутать эту невероятную запутанную, полную страстей, домыслов, откровенной лжи историю, по поводу которой Анна Ахматова заметила: «На правду не похожа только сама правда».

- На Мойку, 12, приходят много людей. Их привлекают в первую очередь интимные подробности жизни Пушкина?

- Их манят и тайна, связанная с его гибелью, и ощущение родного человека, который здесь погиб. Ведь люди настолько привыкли с детства, что Пушкин - «наше все», что, безусловно, хочется узнать обстоятельства его жизни и смерти. И каждому хочется быть детективом. Нередко в конце экскурсии люди подходят к экскурсоводу и говорят: «А вот мне кажется, что все было не так».

- Вас не печалит, что людей интересует не столько творчество, сколько хитросплетения судьбы поэта?

- Сама личность Пушкина неоднозначна, он не дает составить единое мнение по поводу его пристрастий, его веры, и так далее. Каждый, исходя из своего мировоззрения, образования, воспитания, может придумать «своего» Пушкина. Конечно, печально, когда жизнь гения превращается в некий комикс, наполненный какими-то глупостями, домыслами, фантазиями. Но, с другой стороны, то, что Пушкин оброс мифами, которые продолжают жить, означает, что он нужен.

- Какой Пушкин востребован сегодня? В советское время из него сделали жертву и врага самодержавия.

- Любопытно, что менялся не только взгляд на Пушкина, но, соответственно, и его квартира, ставшая музеем. Действительно, в 1930-е годы, хотя был восстановлен кабинет поэта, со щитов, установленных на стенах других комнат, нам рассказывали о Пушкине и самодержавии, Пушкине и крестьянах, Пушкине и декабристах, Пушкине и Арине Родионовне. В начале 1960-х появилось понятие «мемориализация пространства», но в духе своего времени, все было условно. Вспомните, тогда Высоцкий выходил в спортивном трико, играя Гамлета, и этого было достаточно. Так и здесь: столовую обозначал стол, несколько стульев, буфетную - самовар. Тогда, в 1960-е годы, возник интерес к частной жизни поэта, к самой личности: заговорили о его самодостаточности, о том, что он пытался защитить свой дом. В начале 1990-х несчастные учителя едва ли не насильно 10 февраля приводили к нам свои классы. Дети бегали, играли в снежки и мечтали, чтобы поскорее все это закончилось. В середине 1990-х стали появляться люди, которые оглядывались со словами: «Мда, бедненько Пушкин-то жил». Этим людям надо было показать что-то другое, им условности 1960-х годов не хватало. И музей снова меняется...

- Многие помнят, каким событием стала экспертиза дивана, подтверждающая, что на нем умер Пушкин. А что сейчас?

- Диван по-прежнему интересует как чудо. Но на экскурсиях часто задают вопросы: «Чем он жил?», «Какие у него были взаимоотношения в семье?», «Как он вел себя накануне и после поединка?».

- Это все о человеческом достоинстве. В отсутствие современных безусловных кумиров ищем их в прошлом.

- Да, наверное, вы правы - ищут эталон, на который можно ориентироваться. Сейчас очень много молодых приходят, приносят цветы. Ведут детей. Иногда просят провести индивидуальную экскурсию: «Мы уже все прочитали, все знаем, можно, ребенок в кабинете Пушкина прочитает выученные стихи?».

«На ура» принимается экскурсия-игра в литературной экспозиции «Путешествие с котом ученым по пушкинскому Петербургу» для школьников первых классов. Кот ученый - наш сотрудник, доктор наук, между прочим. Этот проект мы запустили в сентябре. И вначале не все его приняли. А сейчас такой спрос, что уже два «ученых кота» ведут экскурсии...

- Эльдар Рязанов сетовал на то, что в музее Андерсена выставлена вставная челюсть сказочника. Все ли надо делать достоянием публики?

- Не думаю. Одно дело хранить какие-то артефакты в архивах музея, исследовать их, а другое - выставлять. Не обо всем всем надо знать. «Толпа... в подлости своей радуется унижению высокого... При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок - не так, как вы - иначе», - писал Пушкин. Ко мне как-то обратились генетики из Италии: «Дайте нам кусочек волоска Пушкина и мы определим все его болезни». Но зачем надо это знать? Что изменится для нас в восприятии Пушкина?

- А вдруг подтвердится версия, что он потомок вовсе не Ганнибала, а цыганского князя Визапура?

- Да нет, с этим-то все ясно. Непонятно, откуда родом сам Ганнибал - из Северной Африки или Южной, негроидной он или арабской крови. Но так или иначе, я думаю, что нам не нужны эти подробности - к чему ворошить бельишко гения? Для того чтобы мы могли измерять Пушкина по своей системе координат?

Вот тут недавно мне как консультанту ваши коллеги прислали текст, который начинается с такой фразы: «Даже друзья утверждали: «Невозможно быть некрасивее его: это смесь наружности обезьяны и тигра». Зачем начинать с такой фразы? Ее написала однажды внучка Кутузова Дарья Фикельмон, увидев Пушкина впервые у себя в салоне.

- Говорили, что он был очень обаятелен.

- Да, есть море свидетельств об этом. И, кстати, у Фикельмон дальше в той же записи мы читаем: «Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым...». Но ведь в памяти остается негативное.

В начале 1990-х в музее-квартире снимали сцену музыкального фильма «Романс о поэте». Пушкина играл Николай Караченцов, а Наталью Николаевну - Ольга Кабо. Когда я увидела Караченцова - Пушкина, я немного отпрянула, и актер сразу понял: «Что-то не так?». У этого кинематографического Пушкина были всклокоченные бакенбарды, широченный нос, яростное выражение лица.

- Совершеннейший африканец.

- Карикатурный африканец. Оказалось, что художник фильма делал грим с одного апокрифического портрета, написанного спустя два десятилетия после гибели Пушкина. А ведь чего проще - хотите знать, как выглядел Пушкин на самом деле, подойдите к его посмертной маске. Слишком много домыслов вокруг личности поэта, но лицо-то его мы можем увидеть.

- В вашем проекте есть свидетельство, что Белинский весной 1836 года критиковал Пушкина: мол, он уже не тот, «былой поэт»... Если бы не случилась дуэль, был бы Пушкин кумиром молодежи?

- Иван Тургенев в зрелом возрасте сокрушался, что был увлечен Нестором Кукольником, а не Пушкиным. Для него, как и многих его ровесников, Пушкин хоть и был кумиром, но принадлежал уже другой эпохе, на смену которой пришло время противостояния имперской России. Пушкин видел все недостатки общественной жизни России, так и не получившей конституцию. Но именно он написал о русском бунте, «бессмысленном и беспощадном». Позиция Пушкина была позицией дворянина. Он мечтал о парламенте, но не о том, чтобы в процесс управления государством включался народ. Как бы Пушкин ни относился к монарху, он никогда не был против самой монархии. Тем не менее большую роль в том, чтобы Пушкина не забыли современники, сыграл поэт-демократ Николай Некрасов.

- Известно, что Лев Толстой писал: «Все лучшее - это Пушкин», а Некрасова не признавал как поэта и вообще он ему был неприятен за некую «серединную журнальную либеральность»...

- Некрасов был сложным человеком. Мы же помним, как он измучил Добролюбова, довел его до смерти, а потом написал: «Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало».

- И вообще проигрывал своих крестьян в карты...

- С одной стороны, да. Но с другой - его отношение к крепостным не было чем-то из ряда вон выходящим. Вот все помнят пушкинское «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей», а ведь Александр Сергеевич даже не знал, где могила Арины Родионовны, хотя был в Петербурге, когда ее хоронили. Она была крепостной, если можно так сказать - частью его повседневной жизни.

Ну, так или иначе, благодаря Некрасову демократическая молодежь обратила внимание на Пушкина, выбрав его вольнолюбивые стихи «Кинжал», оду «Вольность». А после революции в этом смысле огромную роль сыграла Надежда Константиновна Крупская, очень любившая Пушкина.

- Если бы Крупская любила Некрасова, «нашим всем» стал бы автор «Кому на Руси жить хорошо?»

- Не уверена. Еще Ходасевич говорил: «Имя Пушкина - то имя, каким мы будем аукаться в грядущем мраке». Вот и Крупская заметила, что Пушкина нельзя изымать из школьной программы, потому что через его поэзию можно давать нравственные уроки.

- Удивительно: Пушкин оказался культовой фигурой одновременно и советской России, и белой эмиграции.

- Эмиграция парадоксальным образом помогла сохранению памяти Пушкина на родине, пусть и косвенно. Во многом к ее спасению причастен Павел Милюков, который в 1922 году в парижской газете напечатал статью о том, в каком ужасном состоянии квартира гения.

- На которую нарком просвещения Луначарский отреагировал моментально...

- Да, он тогда ответил: «Мы должны избегать таких демонстративных глупостей», и велел срочно принять меры. В итоге коммуналку расселили и отдали вначале Пушкинскому кружку, а потом Академии наук. Эмиграция и в другом смысле способствовала признанию значения Пушкина в Советском Союзе. В 1937 году отмечали 100-летие со дня роковой дуэли. Было известно, что в Европе наши бывшие соотечественники очень серьезно готовятся к этой дате. И сталинское окружение, конечно, не хотело отдавать Пушкина белой эмиграции.

- Как заметил еще в 1899 году епископ Антоний, «все литературные, философские и политические лагери стараются привлечь к себе имя Пушкина». Галина Михайловна, проект, посвященный последнему году Пушкина, завершается?

- Да, мы его завершаем интернет-викториной. Будут заданы вопросы, и победит тот, кто внимательно изучил не только хронику 1837 года, но и музейные экспонаты, которыми мы «проиллюстрировали» страницы хроники.

- Кстати, об экспонатах - можно ли ожидать чего-то нового или уже все найдено и остается лишь сохранять?

- У нас есть список вещей, принадлежавших Пушкину, которые мы ищем. Всего несколько лет назад мы смогли купить одеяло, которое сейчас представлено в комнате детей Пушкина. Его связала крючком для своих внуков Наталья Николаевна. Кто знает, может быть, из небытия выплывет еще какая-нибудь реликвия. Например, знаменитый перстень, украденный в конце XIX века из сейфа библиотеки Александровского лицея. Во всяком случае мы не теряем надежды когда-нибудь его найти.

Подготовила Елена БОБРОВА



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook