Главная городская газета

Евгений Кириллович ВОЛКОВ

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Гость редакции

Юсиф Эйвазов: о любви, поклонниках и об оперном Олимпе

Сегодня Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов единственный раз выступят на фестивале «Звезды белых ночей» в опере «Макбет» Верди. Читать полностью

Известный офтальмолог Петербурга: отслоение сетчатки лечится

О новейших технологиях в офтальмологии, о том, что полезно и что вредно для глаз, рассказывает читателям сегодняшний гость редакции доктор медицинских наук, профессор, директор Санкт-Петербургского филиала НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика Святослава Федорова» Эрнест БОЙКО. Читать полностью

Что откроешь в море документов. К юбилею государственной архивной службы России

Сегодня ведомство отмечает свое столетие. У нас в гостях - директор Российского государственного архива Военно-морского флота Валентин Смирнов. Читать полностью

В поисках затерянного Петербурга

Наш собеседник много лет занимался раскопками на Охтинском мысу, на котором располагался своего рода «праПетербург». Читать полностью

Песни вечной мерзлоты. Что ждет российскую Арктику?

Усилиями чиновников Cеверной столицы Петербург примерил на себя и корону главного города Арктики. Авансов выдано много, но до сих пор неясно, как именно Россия должна осваивать «севера» - строя в Заполярье города на века или довольствуясь вахтовыми поселками? Читать полностью

Юность, красота и дипломатия: Моника София Сорочинова из Словакии о жизни в России и борьбе за панславянский мир

Молодой и яркий дипломат, аспирант СПбГУ из Словакии Моника София Сорочинова в откровенном интервью рассказала нашей газете, почему Россия лучше Европы, как быстро выучить русский язык с помощью музыки и почему она не боится последствий за свою пророссийскую позицию. Беседу вёл Борис Грумбков. Читать полностью
Евгений Кириллович ВОЛКОВ | ФОТО из архива Е. ВОЛКОВА

ФОТО из архива Е. ВОЛКОВА

Музыка народная и царская

12 июня по инициативе благотворительного фонда «Классика» состоится беспрецедентная акция «День России в мире». Одновременно в пяти странах на четырех континентах выступят пять известных российских коллективов:
ЗКР Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под руководством Николая Алексеева в «Карнеги-холле» в Нью-Йорке,
Государственная академическая капелла им. Глинки под управлением Александра Чернушенко в Национальном центре исполнительских искусств Пекина,
Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого в Международном конференц-центре Иерусалима,
ансамбль «Солисты Санкт-Петербурга» под управлением Михаила Гантварга в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро.

В Европе нашу страну представит Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова. Музыканты выступят в престижном Зале Гаво в Париже.


– Евгений Кириллович, расскажите, пожалуйста, о программе, которую вы выбрали, чтобы ознакомить французов, как сказано в релизе, «с истинным обликом России».

– Идея фестиваля состоит в том, чтобы коллективы исполняли русскую музыку, знакомили людей с подлинным обликом России. Это разговор от сердца к сердцу вне идеологических и политических рамок.

С нами в качестве вокалиста будет выступать великолепный баритон, солист Мариинского театра, народный артист России Юрий Лаптев. В программе хора широкая палитра отечественной музыки – от времен Ивана Грозного до современности, а также различные пласты русского фольклора. Будут сочинения, особенно интересные для зарубежного слушателя, например, музыка русских царей: Ивана Грозного и Феодора Алексеевича, старшего единокровного брата Петра I. Мы покажем этапы развития нашей хоровой культуры: классицизм – Дмитрий Бортнянский, зарождение национальной школы – Михаил Глинка. Разумеется, представим шедевры Чайковского, Танеева, Рахманинова.

В этом году исполнилось и 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского, и 100 лет со дня премьеры рахманиновской «Всенощной». А ведь известно, что вторую жизнь этой вершине русской музыки дали именно Свешников и Госхор – их историческая запись получила все мыслимые и немыслимые призы, в том числе французские. Кроме Рахманинова исполним хоровой диптих «Христос», относящийся к той же эпохе. Он составлен нами из духовных концертов Павла Толстякова и Михаила Шорина, которые объединены «прямой речью» Христа, вложенной в уста солиста, и представляют «пограничный жанр» между церковной миниатюрой и мини-оперой. Второе отделение – это в основном фольклор. Свешниковские обработки народных песен для нас остаются эталоном, они прошли с хором всю его историю, доныне звучат свежо и ярко; само собой, французские слушатели смогут с ними ознакомиться.


– На Западе большой интерес к русскому фольклору?

– Нормальный человек, как мне кажется, не может не тянуться к фольклору, причем не только к своему, на каком-то подсознательном уровне. Когда ты слышишь народную песню, в душе начинают шевелиться струны, связанные с детством, и даже не столько с ним, сколько с всечеловеческой генетической памятью. Поэтому обращение к искусству народа очень важно. И «авторская» музыка самая интересная, на мой взгляд, – та, которая основана на фольклорных интонациях. Мы покажем песни разных жанров: и плясовые, и эпические, и философские. Есть в программе воинские песни, которые во многом связаны с эмиграцией, с «русским Парижем». У нас будет подарок – надеюсь, приятный – для французов: в архивах мы нашли неизвестную обработку «Партизанской песни» французского Сопротивления. В нашей стране ее знают по репертуару Ива Монтана. Le chant des partisans, ее в 1945 году даже хотели, кажется, сделать новым гимном Франции.

Музыку и слова написала русская эмигрантка Анна Смирнова-Марли, французский текст – Жозеф Кессель и Морис Дрюон, в будущем знаменитый писатель. Это все факты достаточно известные, а вот обработка, принадлежащая перу Арама Ильича Хачатуряна, никогда раньше не исполнялась и вообще не известна фактически никому. Состоится мировая премьера! Думаю, получится чудесное напоминание о дружбе и боевом братстве наших великих народов в год 70-летия Победы.


– А как отразите современную эпоху?

– В данной программе современность будет представлена произведениями московских композиторов Кирилла Волкова и Владимира Довганя. В их творчестве органично совмещены традиции русской музыки: искренность высказывания, связь с интонационной сокровищницей народного искусства – и множество новаторских приемов, технических элементов.


– Какие традиции в хоровом искусстве связаны с именем Свешникова?

– Понятие «традиция» в исполнительстве я рассматриваю исключительно в духовном плане. Боже упаси пытаться законсервировать некое звучание, некую стилистику, найденные великими музыкантами прошлого, и бездумно называть это «традицией». Если говорить о традициях подлинно ценных и всегда актуальных, это фанатичная преданность музыке, это верность русской классике и народной песне, это работа с современными авторами. Напомню, что в свое время Свешников дал дорогу в хоровой музыке и Евгению Голубеву, и его ученику Альфреду Шнитке, и Георгию Свиридову, и целой плеяде своих воспитанников-композиторов: Родиону Щедрину, Владиславу Агафонникову, Александру Флярковскому и многим другим. Осуществил премьеры Шостаковича, Шебалина, Эшпая... Список можно продолжать до бесконечности. Александр Васильевич, со всей своей внешней репутацией «классика», не боялся работать со смелой новаторской музыкой, и мы это вслед за ним делаем.


– Кто из современников пишет самые, на ваш взгляд, достойные произведения для хора?

– Слава богу, даровитых композиторов сейчас очень много – и в Москве, и в Петербурге, и по всей России. Можно выбирать из разноцветья стилей и манер: от ультраконсервативных композиций до крайнего авангарда. И везде встречается искренняя, убедительная музыка. На мой взгляд, каждый может для себя выбрать что-то самое близкое, самое волнующее. Но, чтобы этот выбор мог происходить, новой музыке надо давать возможность звучать, надо чаще осуществлять премьеры. Следуя примеру своего дорогого учителя великого дирижера Бориса Григорьевича Тевлина, я активно пропагандирую искусство современников, стараюсь вовлечь в орбиту Госхора максимальное количество композиторских имен.


– Вы согласны, что сейчас в России наблюдается всплеск внимания к хоровому искусству?

– Знаменательное событие – возрождение Всероссийского хорового общества. Думаю, прежде всего оно благотворно отразилось на самодеятельном и студенческом хоровом движении. Ведь никакое другое искусство не несет столько просветительского потенциала. В хоре могут петь абсолютно все. Еще Ушинский говорил: «Запоет школа – запоет страна». Пение, особенно совместное, развивает людей нравственно, помогает усвоить мысли, содержащиеся в текстах. Напомню, что ведь в древней Спарте распевались даже законы.


– Ваши ученики в Московской консерватории сильно отличаются от людей вашего поколения?

– Проблема отцов и детей – явление и реальное, и надуманное. Реальное – потому, что разные поколения видят мир по-разному; надуманное – потому, что надо просто быть мудрым, признавая сей факт. Мы обязаны понять тех, кто идет за нами, и дать им дорогу в мир, найти точки соприкосновения. Поколения соединяют нравственные основы, или, как сейчас принято говорить, «базовые ценности». Их и надо привить поколению «детей», а они, как эстафету, передадут полученное от нас дальше. Иначе народ перестает существовать.

В Московской консерватории сейчас две кафедры выпускают хоровых дирижеров; я преподаю на кафедре современного хорового искусства, которую основал мой учитель Борис Тевлин, а сейчас ею заведует профессор Лев Конторович. Там ведется очень интересная научная и творческая работа.


– Существует ли разница между петербургской и московской исполнительскими школами?

– Об этом нет смысла говорить. Слава богу, сейчас нет антагонизма школ в нашей специальности, мы крепко дружим и делаем одно дело. Обе школы великие и значимые, а из их различий происходит «цветущая сложность» российского хорового искусства. И это прекрасно!


– Хор им. Свешникова часто выступает в Петербурге...

– Я счастливый человек, потому что в период моего руководства Хором им. Свешникова мы стали здесь часто появляться и нас уже полюбила петербургская публика. Мне довелось привезти сюда коллектив в сентябре 2014 года в Большой зал Филармонии на концерт «Ленинградцы. 900 дней военной жизни», посвященный юбилею полного освобождения города от блокады; в годовщину начала блокады мы с Юрием Лаптевым пели в Спасе-на-Крови. 1 апреля этого года исполнили «Всенощное бдение» Рахманинова в Исаакиевском соборе. А в конце сентября вновь в Большом зале Филармонии совместно с оркестром под управлением Александра Титова споем произведения российских композиторов, посвященные Великой Отечественной войне. В программе – Дмитрий Шостакович, Александр Мосолов, Арам Хачатурян и Гавриил Попов. Некоторые сочинения будут звучать впервые с военных лет. Например, симфония-поэма «Украина» Мосолова, увертюра-кантата «К Победе» Гавриила Попова – скорее всего, в основе фрагмент его неоконченной оперы «Александр Невский», создававшейся в блокаду. Мы сейчас разбираемся в авторских рукописях. Я люблю этот архивный поиск, и для меня важно воскрешать незаслуженно забытую музыку.


– Чем из воскрешенных шедевров особенно гордитесь?

– Всей программой «Ленинградцы. 900 дней военной жизни». Эта удивительная программа настолько сильно затронула меня, что я с огромной радостью прошел бы заново весь процесс ее подготовки, начиная «с нулевого цикла».

Подготовила Полина ВИНОГРАДОВА



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook