2Vtzqv4Hz9U

Екатерина Валерьевна ШАДСКАЯ

Екатерина Валерьевна ШАДСКАЯ | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Куда податься отпускнику?

Летний отпуск все ближе, но определиться, где его провести, для многих остается большой проблемой. Люди, конечно же, помнят катастрофический прошлый сезон, когда десятки тысяч туристов остались без отпуска и без отдыха. Чего ожидать отпускнику нынешним летом, каково состояние туристского рынка и турфирм сегодня, остались ли шансы у пострадавших получить хоть какие-то компенсации – об этом мы беседуем с нашей гостьей.


– Екатерина Валерьевна, каким получился прошлый год для Петербурга по въезду туристов – в период санкций и политической напряженности?

– Названные вами факторы, безусловно, сказались. Число иностранцев, посетивших наш город в прошлом году, по сравнению с 2013-м уменьшилось на 12%, их было около 2 млн 700 тысяч. Зато на 10% увеличилось число российских туристов. В результате общая цифра осталась примерно на прежнем уровне: в 2014 году Петербург принял чуть более 6 млн гостей.


– Выходит, предприятия города ничего не потеряли? Или иностранные туристы богаче?

– Иностранцы в среднем проводят в нашем городе трое суток, а российские больше: 4 – 4,5 суток. А раз их время пребывания больше, значит, для гостиниц, кафе, магазинов они могут быть более интересными.


– Что показало начало года?

– Если говорить о новогодних праздниках, то за последние пять лет для отелей это был лучший зимний сезон – гостиницы были заполнены на 80 – 100 процентов. А для туроператоров это не самые лучшие каникулы, так как многие туристы, в том числе российские, бронировали места в гостиницах самостоятельно.


– Многие до сих пор критикуют туристическую инфраструктуру города... Она улучшается?

– За последнее время в Петербурге открылось три новых крупных отеля – от трех до пяти звезд. Со строительством больших гостиниц все хорошо. Много говорят о нехватке отелей среднего ценового уровня, но они есть, другое дело, что стоимость услуг в нашем городе довольно высока. И пока она не уменьшается. Но если новые гостиницы появляются, то цены не могут расти, а качество должно повышаться. В связи с чемпионатом мира по футболу к 2018 году планируется построить еще пять крупных отелей, так что недостатка гостиничных мест в Петербурге точно не будет.


– Каковы, по-вашему, нынешние ожидания, каким будет сезон? Хочет ли народ все еще ехать за границу?

– Люди хотят путешествовать всегда – если у них есть такая возможность, а это весьма важное уточнение. Ситуация с курсом валют стабилизировалась, и, как сообщают туроператоры, на рынке началось оживление. Традиционно самые востребованные страны европейского направления – Турция, Испания и Греция, хотя последние две, конечно же, дороже. В прошлом году выездной туристический поток суммарно сократился на 30%. Но экономическая ситуация остается сложной, и в этом году прогнозируется сокращение выездного турпотока еще процентов на 15, так что многие останутся на дачах или поедут в путешествия по России...

Да и сами туроператоры сокращают полетные программы, бронируют меньше вылетов.


– Произошла ли какая-то санация рынка – среди туроператоров, турфирм, чтобы не случилось того, что в прошлом году: банкротств, испорченного отдыха для туристов?

– Ни городские государственные структуры, ни РСТ не могут решать, работать или нет какой-либо компании. Это рынок, мы не вправе предъявлять претензии какому-либо из его участников. Но санация рынка действительно произошла. Я даже не говорю о тех крупных компаниях, которые обанкротились, приостановили свою работу в прошлом году. Приведу такие цифры. На начало 2015 года в Петербурге имели лицензии на деятельность 220 туроператоров, которые работали на выезд. К апрелю их осталось порядка 170. Остальные просчитали свои возможности, оценили риски, поняли, что в сложившихся условиях работать будет сложно, и ушли с рынка – цивилизованно, без претензий клиентов.


– Может быть, это и хорошо? То и дело приводят примеры, что в какой-то европейской стране работает с десяток туроператоров, а у нас – сотни.

– Но у нас и страна очень большая. Кроме того, малый и средний бизнес на рынке тоже должен быть представлен. Крупный оператор не всегда может удовлетворить потребности всех туристов: турпакеты им разработаны – и никаких отклонений. Средние и малые предприятия могут работать более гибко. Во всяком случае сокращение количества операторов более чем на треть – это уже очень серьезная чистка рынка.


– В прошлом году, когда произошли эти скандальные банкротства с предполагаемым обманом туристов, говорили о срочном принятии поправок к законодательству в сфере туризма. Намечалось, что они будут разработаны и приняты до конца 2014 года. Это произошло?

– Пока все поправки к законодательству на стадии разработки. Законопроект не проходил даже второго чтения в Государственной думе. И к этому проекту у нас большие претензии. Власти не услышали ни представителей туристического бизнеса, ни страховые компании. Они стремятся усилить механизм финансовых гарантий за счет самого бизнеса. Но события прошлого года показали, что институт финансовых гарантий как защита для туриста не работает. Пострадавшие туристы или получили минимальное возмещение потерянных денежных средств через страховые компании, или не получили ничего. Мы считаем, что если этот механизм не работает, его надо отменять.


– Как же должен быть устроен этот механизм, чтобы права туристов были защищены?

– Есть много различных предложений, и они обсуждаются. Существует организация «Турпомощь», куда вносят взносы туроператоры, и она прекрасно сработала. Все туристы обанкротившихся компаний были вывезены с курортов, причем за счет самого бизнеса, а не государства, как случалось раньше. Теперь выплаты операторов в «Турпомощь» еще больше увеличиваются. Кроме того, по законопроекту, организуется еще один фонд – Фонд персональной ответственности, куда туристические компании тоже должны будут делать отчисления. Остается и страхование. Если страховщик не сможет исполнить свои обязательства, тогда вступает в действие этот фонд. В результате нагрузка на бизнес многократно возрастает.

Мы подсчитали с одним из наших операторов среднего звена: если закон примут в том виде, как он выглядит сейчас, то туристическая компания после выплаты налогов, заключения договора о страховании, отчислений в «Турпомощь» и новый фонд по итогам года получит прибыль в размере 300 тысяч рублей. В таких условиях заниматься бизнесом бессмысленно. При этом дополнительную финансовую нагрузку, естественно, будут нести и туристы, себестоимость путевок вырастет.

Понимаете, турбизнес – это такой же бизнес, как любой другой. Человек идет в магазин и может купить некачественный продукт. С ситуацией участников долевого строительства все тоже хорошо знакомы. Если страховой механизм не работает, то зачем он нужен? Кроме нагрузки на бизнес он ничего не дает, значит, его надо отменять. Турист может добровольно застраховать свою поездку. Честно говоря, мы не видим каких-то других возможностей.


– Теперь о пострадавших в прошлом году от банкротств туристических компаний. Приведу конкретные примеры: один из клиентов «Версы» получил возмещение от страховой компании порядка 20% от суммы, заплаченной за путевку. А недавно был звонок читательницы нашей газеты, и она утверждает, что за путевку от «Невы» не получила вообще никакого возмещения. Такое может быть? И остается ли надежда на компенсацию?

– К сожалению, все это действительно так. Страховые компании заявляют, что перечисленного страхового обеспечения им не хватает на полные выплаты, и они делят их пропорционально, поэтому столь незначительна компенсация за путевки от «Версы».

Если же говорить о «Неве», то финансовая основа у ее страховщика – компании «Восхождение» – была минимальной. Порядка 15% от стоимости тура получили те, кто в момент остановки деятельности компании находился за границей. Это были срочные выплаты. Далее у страховщика средств уже не оставалось, и лицензия у него была отозвана. Таким образом, туристы, купившие путевки, но еще не уехавшие на отдых, от страховой компании компенсации не получили. У них была возможность до марта 2015 года подать другое заявление – внешнему управляющему «Невы», который назначается при проведении процедуры банкротства. И тогда при реализации активов «Невы» туристы, подавшие заявление внешнему управляющему, рассматривались бы наряду с другими ее кредиторами – авиакомпаниями, гостиницами. Впрочем, были ли у туроператора серьезные активы, которые можно реализовать? В этом тоже есть большие сомнения. Боюсь, что рассчитывать на выплаты клиентам «Невы» уже не приходится.


– И опять тот же вопрос: почему туристы оказались столь незащищенными? Есть федеральные органы – Агентство по туризму, в регионах – комитеты по туризму городской или областной администрации, есть Российский союз туриндустрии, а в критической ситуации человек оказывается без всякой защиты – один на один с туроператором.

– Ни государственные органы, ни РСТ повлиять на ситуацию не могут, так как это бизнес, который регулируется законодательством. А оно в этой сфере оказалось несовершенным. Сработала «Турпомощь», вывезла людей. Здесь все нормально. Существует механизм защиты через страхование, но, как мы говорили, он не работает в случае банкротства крупной компании. Есть еще судебный порядок рассмотрения претензий, но если у компании нет средств, то и от него нет результата. Других механизмов, к сожалению, пока нет.


– В таком случае чего вы ожидаете от нынешнего туристического сезона, могут ли быть новые банкротства туроператоров?

– Надеемся, что такого не произойдет. Туроператоры, оставшиеся на рынке, оценили свои возможности, сократили полетные программы, минимизировали расходы на содержание офисов и персонала.

А закон, который возложит новые крупные финансовые нагрузки на компании, как мы рассчитываем, будет принят только осенью, после высокого сезона. Значит, в сезон особого напряжения туроператоры испытывать не будут. Если кто-то уйдет с рынка, то, скорее всего, цивилизованно, как это происходило в начале этого года. Количество туроператоров сократилось на 50 компаний, но о пострадавших мы не слышали. Туриндустрия должна отработать сезон нормально, без потрясений.


– Какие направления в этом году будут востребованы у петербуржцев?

– Все те же – Турция, Египет, Тунис, Израиль, ОАЭ. Хотя сезон пройдет без ажиотажа, число туристов уменьшится. А в Европу сегодня турпакеты довольно дороги, и на стадии раннего бронирования это направление довольно сильно просело. Однако туроператоры говорят, что в связи со стабилизацией курса валют туристы начинают возвращаться и на европейские маршруты. Возможно, к лету эти турпотоки восстановятся.


– Некоторые страны предлагают для российских туристов льготы, Египет, например. Насколько они реальны?

– Заявления от властей Египта были, но на практике они пока не реализованы. Что-то реальное делают турецкие власти: держателям чартеров они выделяют субсидии в размере 6,5 тысячи долларов на каждый рейс – это неплохой шаг навстречу бизнесу. То же самое планирует сделать министерство туризма Израиля – субсидировать чартерные перевозки российских туристов. Еще в Израиле обсуждают программу по снижению на 10% стоимости проживания россиян в отелях Эйлата. Такова государственная политика этих стран, которые ориентированы на прием туристов из России.


– А наши курорты готовы к началу высокого сезона? Имею в виду Краснодарский край, Сочи, Крым. Вам приходилось там недавно бывать?

– В Крыму была недавно. Обновление и создание туристической инфраструктуры идет, но это долгий процесс – за один год всего не сделаешь. Наверное, сложно предполагать, что в этом сезоне количество туристов там сильно вырастет, но увеличения на 10 – 15% можно ожидать. Инфраструктура пока оставляет желать лучшего, хотя перспективы этого направления огромны. А в Сочи, похоже, народу на пляжах будет так же много, как в советское время. Значительная часть мест в отелях уже выкуплена. Я была в Красной Поляне перед Новым годом, зимой там все переполнено, и условия для горнолыжного отдыха, альтернативного европейскому, там прекрасные.


– Екатерина Валерьевна, каковы ваши пожелания туристу: понимаю, что вы за путешествие с путевкой от турфирмы, но можно же отправиться в индивидуальное плавание по Интернету.

– Это выбор каждого. В бронировании тура по Интернету тоже много рисков. И не раз случалось, что заявка не исполняется или оказывается некачественная услуга. Просто там каждый случай индивидуален, и резонанса от происшествия нет. А отстаивать свои права перед иностранной компанией еще сложнее, этого никто и не делает, себе дороже. С турфирмой все же надежнее, хотя бы механизм «Турпомощи» в экстренном случае сработает и человека доставят домой.

Подготовил Олег РОГОЗИН




Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 085 (5458) от 15.05.2015.


Комментарии