Главная городская газета

Антон Юрьевич ПЕТРОВ

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Гость редакции

Юсиф Эйвазов: о любви, поклонниках и об оперном Олимпе

Сегодня Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов единственный раз выступят на фестивале «Звезды белых ночей» в опере «Макбет» Верди. Читать полностью

Известный офтальмолог Петербурга: отслоение сетчатки лечится

О новейших технологиях в офтальмологии, о том, что полезно и что вредно для глаз, рассказывает читателям сегодняшний гость редакции доктор медицинских наук, профессор, директор Санкт-Петербургского филиала НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика Святослава Федорова» Эрнест БОЙКО. Читать полностью

Что откроешь в море документов. К юбилею государственной архивной службы России

Сегодня ведомство отмечает свое столетие. У нас в гостях - директор Российского государственного архива Военно-морского флота Валентин Смирнов. Читать полностью

В поисках затерянного Петербурга

Наш собеседник много лет занимался раскопками на Охтинском мысу, на котором располагался своего рода «праПетербург». Читать полностью

Песни вечной мерзлоты. Что ждет российскую Арктику?

Усилиями чиновников Cеверной столицы Петербург примерил на себя и корону главного города Арктики. Авансов выдано много, но до сих пор неясно, как именно Россия должна осваивать «севера» - строя в Заполярье города на века или довольствуясь вахтовыми поселками? Читать полностью

Юность, красота и дипломатия: Моника София Сорочинова из Словакии о жизни в России и борьбе за панславянский мир

Молодой и яркий дипломат, аспирант СПбГУ из Словакии Моника София Сорочинова в откровенном интервью рассказала нашей газете, почему Россия лучше Европы, как быстро выучить русский язык с помощью музыки и почему она не боится последствий за свою пророссийскую позицию. Беседу вёл Борис Грумбков. Читать полностью
Антон Юрьевич ПЕТРОВ |

Когда поезд
быстрей самолета

На исходе 1871 года «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали своим читателям: «С субботы 18 сего декабря ежедневно будет отправляем из Петербурга в Москву и обратно скорый поезд для пассажиров 1-го и 2-го классов. Время в пути 15 часов 45 минут». Для той поры это была настоящая сенсация. Ровно через 138 лет наша же газета писала: «Сегодня новый поезд «Сапсан» совершит свой первый официальный рейс из Москвы в Петербург. Завтра начнется регулярное движение «Сапсанов» между столицами. Время в пути составит всего 3 часа 45 минут». О том, как скоростные поезда изменили облик пассажирских перевозок и почему на «Сапсане» можно доехать до столицы быстрее, чем долететь, рассказывает наш сегодняшний гость.


- Антон Юрьевич, 17 декабря железнодорожники считают своим праздником - Днем высоких скоростей. Вы помните, как зарождался проект «Сапсанов» и «Аллегро»?

- Завтра праздник не только железнодорожников, а, по сути, всей страны. Россия присоединилась к странам, имеющим высокоскоростное движение, и теперь люди ездят в поездах XXI века.

Первый шаг на этом пути был сделан в апреле 2005 года на Ганноверской ярмарке, когда в присутствии президента РФ Владимира Путина и федерального канцлера ФРГ Герхарда Шредера между ОАО «РЖД» (президентом компании тогда был Геннадий Фадеев) и фирмой «Сименс АГ» был подписан договор о первом этапе проектирования высокоскоростных и скоростных поездов для России. Основной документ - контракт на разработку, изготовление и поставку восьми высокоскоростных поездов - был подписан в Сочи 18 мая 2006 года. Позже был заключен дополнительный договор на изготовление еще восьми «Сапсанов». Сейчас у нас их шестнадцать.

Конечно, поезд спроектировали немцы, но при участии и под контролем наших ученых, специалистов. Непосредственно реализацией проекта занимались начальник депо «Металлострой» Дмитрий Пегов (ныне - начальник Московского метрополитена) и первый заместитель начальника департамента технической политики РЖД Владимир Андреев. Роль первой скрипки исполнял главный инженер РЖД Валентин Гапанович. И если птица сапсан занесена в Красную книгу, то его тезка - высокоскоростной сдвоенный состав длиной 500,8 метра - в «Книгу рекордов России» как самый длинный скоростной поезд.

- За семь лет «Сапсан» заметно «повзрослел». Как проходит его дальнейшая адаптация к российским железным дорогам?

- Я бы сказал, что очень хорошо. Поезда по-прежнему ходят с установленной скоростью, плавно и бесшумно. На сегодня «Сапсан» - это самый современный пассажирский поезд на наших магистралях. Кроме того что в Германии произвели надежный в эксплуатации высокоскоростной экспресс, «Сапсаны» в течение 30 лет будут обслуживаться компанией «Сименс».

Успешной адаптации немецких экспрессов в России способствовала реконструкция депо «Металлострой», которую провели совместно наши и немецкие специалисты. Теперь по степени оснащенности в Европе равных ему нет.

- Время бежит быстро, и вслед за «Сапсанами» устремились «Аллегро» и «Ласточки». Парк вагонов скоростных поездов вырос значительно. Хватает ли производственных мощностей для его обслуживания и ремонта?

- Для технического обслуживания поездов «Сапсан» и «Ласточка» компанией «Сименс» построен специальный цех, который открылся в июне. Теперь мы имеем мощную производственную базу для проведения серьезных ремонтов, включая покраску, замену крупных отдельных узлов. Все это делается на производственной площадке «Сименс» в депо «Металлострой».

Цех, о котором уже рассказывала ваша газета, оснащен самым современным оборудованием. Там есть покрасочные камеры, четырехуровневый доступ к поездам: на нулевой уровень, в подвагонное пространство, в сами вагоны и на крышу, где тоже много технических элементов.

Кроме того, сервисная площадка имеет инновационный цех по ремонту колесных пар и тележек. Здесь есть даже лаборатория неразрушающего контроля, где оборудование поездов исследуется ультразвуком и магнитным порошком. И хотя работают там наши специалисты, качество ее контролируют представители «Сименс».

- Сейчас муссируется вопрос о производстве колес для «Сапсанов» в России. Насколько это реально?

- Безусловно, все колесные пары должны соответствовать российским стандартам. Однако немцы еще не приняли окончательного решения об установке на свои экспрессы колес российского производства. Сейчас вопрос находится в стадии переговоров.

- Кстати, о технических системах и их работе. Почему «Сапсаны» и «Аллегро» иногда останавливаются в пути?

- Любой поезд - это живой организм. И хотя, повторюсь, «Сапсаны» очень надежны, но, как любое транспортное средство, могут иногда выходить из строя. По сравнению с прошлым годом количество отказов на «Сапсанах» уменьшилось на 70%. Каждый подобный факт мы разбираем вместе со специалистами компании «Сименс», которая является подрядчиком технического обслуживания таких поездов. Этот подвижной состав, хотя и адаптирован для нашего климата, но испытывает значительные нагрузки из-за природных катаклизмов - например, частых переходов через нулевую температуру, когда то снег, то наледь. В Западной Европе, кстати, в сильный снегопад железнодорожное движение останавливается, а мы ездим.

«Аллегро» большую часть пути мчится по территории Финляндии. Там тоже непростые климатические условия: то сильное похолодание, то деревья падают, а иногда и лось прыгнет под колеса. Последний случай был 11 августа в этом году, когда деревья перекрыли пути и поезд встал. И все же главное, ради чего затевался этот проект, - ускорение, комфорт и сервис. И пассажиры это имеют. Теперь из северной столицы России в столицу Финляндии поезд идет всего 3 часа 27 минут.

- Насколько сейчас востребованы скоростные поезда?

- Сегодня «Сапсан» - в лучшей форме. За 11 месяцев текущего года мы перевезли более 4 млн пассажиров (на 37,3% больше, чем в январе - ноябре прошлого года). Со дня начала движения высокоскоростных поездов на них проехали 22,3 млн человек. В этом году мы увеличили периодичность курсирования «Сапсанов», теперь по рабочим дням между Петербургом и Москвой ходят 13 пар поездов, по выходным - 15 пар.

Полюбился россиянам и финнам поезд «Аллегро». В среднем за год в нем проезжают 380 тыс. пассажиров. Большой спрос на этот поезд как раз в новогодние праздники, когда мы увеличиваем число рейсов.

- Можно сказать, что железная дорога стала серьезным конкурентом авиации?

- Приведу факты: в октябре этого года 68% всех пассажиров проехали между Петербургом и Москвой по железной дороге. Из них 40% - в высокоскоростных поездах, и этот поток постоянно растет. «Сапсан» приносит хорошую прибыль компании «РЖД». Наш поезд опережает авиаторов не только по объемам перевозки пассажиров, но и по высокому качеству услуг. Подтверждает это такой факт: по итогам всероссийского конкурса «100 лучших товаров России», в преддверии Дня высоких скоростей нашей дирекции был вручен диплом победителя.

- У вас появилось еще одно доходное направление - Московское центральное кольцо...

- Да, здесь мы являемся перевозчиками с нашим подвижным составом «Ласточка». Это проект-рекордсмен. По кольцу в сутки проезжают более 300 тысяч пассажиров. Важно, что москвичи и гости столицы довольны. Пассажиры пересаживаются с автомобилей на «Ласточки», которых в нашей дирекции уже 100 составов. Из них 54 немецких и 46 российских, сделанных в Верхней Пышме. К 2021 году парк наших «Ласточек» должен увеличиться до 1200 вагонов. У этих электропоездов кроме комфорта и скорости есть и другие преимущества: у обычной электрички срок службы 28 лет, а у «Ласточки» - 40. Этот электропоезд реже заходит в депо, он менее затратный в обслуживании и уже сегодня по цене сопоставим с привычной для нас электричкой.

- Наши журналисты были на презентации МЦК и позавидовали москвичам, ведь в Петербурге ничего подобного нет. Может быть, такой проект осуществится в нашем городе?

- Как петербуржец, я хочу, чтобы здесь была создана хорошая транспортная система для людей. Но нашего с вами желания мало: к этому должна стремиться администрация города, ведь потребуются очень приличные средства.

- А чем помимо скорости вы привлекаете пассажиров?

- Прежде всего надо создать благоприятную, дружелюбную атмосферу в нашей дирекции, чтобы люди с радостью работали и передавали настроение в коллективы. Я благодарен Дмитрию Владимировичу Пегову, который стоял у истоков создания дирекции скоростного сообщения. Несмотря на то что наша дирекция самая молодая структура в ОАО «РЖД», атмосфера в коллективе товарищеская. Иначе нельзя достичь тех амбициозных целей, которые перед нами стоят. И люди живут этой работой.

У проводника есть две главные обязанности - организовать посадку пассажиров, окружить вниманием и, конечно же, улыбаться. Конечно, главные составляющие спроса - скорость, комфорт, цена. Пассажиру надо создать такую атмосферу, чтобы он понимал: его здесь ждут, и тогда он обязательно вернется на «Сапсан». Климат в вагоне создают начальник поезда, стюард и проводник. Поэтому на борт нашего поезда попасть непросто. В течение года мы проводим дополнительную подготовку персонала, работающего с пассажирами на борту. Сегодня в вагоне первого класса задействован только отобранный персонал, который прошел специальную подготовку. И люди стараются не потерять свое место.

- Значит, завлекаете пассажиров комфортом и скоростью. А ценой?

- Гибкая тарифная политика - одна из основных составляющих успеха. Смысл такой ценовой политики в том, что на каждый поезд в зависимости от спроса регулируется цена. Для поездки на дневных поездах, которые пользуются меньшим спросом, тарифы растут медленнее. Человек, у которого нет необходимости ехать в утренние часы или в вечерние, имеет возможность проехать в «Сапсане» по более доступной цене. 50% билетов на высокоскоростные поезда продаются ниже базового тарифа.

Базовый тариф (средний, экономкласс) - 3250 рублей. Это вполне доступное ценовое предложение, которое и позволило нам достичь населенности поездов на уровне 80%. Но если купить билет за 60 суток до поездки, он может стоить от 990 рублей. Чем раньше пассажир спланирует поездку, тем дешевле она обойдется.

- Что изменилось в сервисе на «Сапсане» за семь лет?

- Прежде чем что-то менять, мы детально изучаем мнение пассажиров. Для получения информации создали несколько каналов, включая электронную почту генерального директора. Адрес размещен на борту каждого состава, и люди напрямую пишут, а я отвечаю. Все в дирекции знают: если пассажир обращается ко мне, ответить должен я. Клиент должен знать, что его мнение для нас важно. Пожелания можно передать и с помощью сканирования электронных QR-кодов. Обобщаем всю обратную связь, вырабатываем свою маркетинговую политику. Поэтому платформа наших услуг постоянно расширяется. Стараемся идти в ногу со временем.

Допустим, клиентам не понравился кофе. Теперь в наших кофемашинах есть кофе на любой вкус. Пассажир нажимает кнопочку, приглашает стюарда, заказывает кофе, и через некоторое время стюард выполняет заказ. А вот совсем свежая новость. Завтра наши гости смогут первыми оценить предлагаемый ассортимент питания в «Сапсане», вкус, дизайн блюд и качество. Их мнение и будет учтено в утверждении бортового питания. Приглашаю вас на День высоких скоростей, где будет представлено новое меню.

- Какие торжества пройдут завтра?

- В рамках празднования Дня высоких скоростей на Ленинградском вокзале Москвы, а также на Московском и Финляндском вокзалах Санкт-Петербурга для пассажиров будет организована развлекательная программа. Пассажиры получат сувениры с символикой мероприятия.

Подготовила Надежда КОНОВАЛОВА


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook