Анатолий Иванович ЗАБРОДИН

Анатолий Иванович ЗАБРОДИН | ФОТО предоставлено пресс-службой ПУ ФСБ по СПб и ЛО

ФОТО предоставлено пресс-службой ПУ ФСБ по СПб и ЛО

Забор на границе не нужен

Граница на замке – для нескольких поколений жителей нашей страны это было очевидной и с детства известной истиной.

И хотя теперь миллионы россиян ежегодно пересекают рубежи родины, трепет от встречи с пограничниками все равно остался. Наш сегодняшний гость рассказал о том, как сейчас охраняется Государственная граница и для кого она по-прежнему на замке.


– Анатолий Иванович, тема границы всегда была и остается полузакрытой для освещения в СМИ. От этого для читателей она только интереснее. Ближайшие от Петербурга границы – с Финляндией и Эстонией. Расскажите в связи с этим, как структурируется работа вашего управления, и напомните о задачах пограничной службы.

– Задачи состава пограничного управления – защита и охрана Государственной границы, а также защита экономических интересов страны на приграничной территории. Структура нашего управления сложилась в соответствии с задачей по защите, как вы и отметили, границ с двумя странами: с Финляндией охраняется подразделениями службы, размещенными в Выборге, с Эстонией – в Сосновом Бору. Разумеется, в наших функциях и охрана морских рубежей, этим занимаются силы береговой охраны. На подведомственном нашему пограничному управлению участке действует 19 пунктов пропуска Государственной границы практически всех видов – автомобильных, пешеходных, пограничного контроля в морских и речных портах, в аэропорту.


– Больше трудностей доставляет работа на пунктах пропуска или непосредственно по охране пограничной полосы?

– Везде свои сложности. Если говорить о сухопутном участке границы, достаточно протяженном, то это лесисто-болотистая местность, непростые климатические условия. Даже городу бури и снегопады приносят немало бед, а на границе те же катаклизмы. Если ураган нарушает электроснабжение, переходим на резервные источники. Но независимо от погоды в любое время суток пограничные наряды выходят на охрану Государственной границы. Это не железный занавес советского периода, строить на всем протяжении забор сегодня необходимости нет. Используются современные технические средства – навигационные, радиолокационные комплексы, тепловизоры. Получаем беспилотные летательные аппараты, пока их не так много, но они уже есть как на финской, так и на эстонской границе.

Однако существует и контрольно-следовая полоса. Она может быть естественной – когда выпал снег, а также на участках, где мох или нетронутый грунт, или искусственной – распаханной тракторами. Все это контролируется, исследуется личным составом пограничных застав, которые расположены непосредственно на приграничной территории. Условия службы, конечно, непростые.


– Как вы считаете, романтика службы на границе сохранилась? Раньше призыв в пограничные войска считался одним из самых почетных.

– С 1999 года на охрану Государственной границы призывников срочной службы не направляют, у нас несут службу только военнослужащие-контрактники. Благодаря этому количество подразделений на границе значительно сократили.

Но романтика осталась. До сих пор к нам нередко приходят заключать контракт те, кто когда-то проходил срочную службу в пограничных войсках, кто еще помнит зеленую фуражку и зеленые погоны на гимнастерке, в которых служил. Хотя требования достаточно жесткие – по возрасту, физическим данным, психологическим качествам. Не каждый человек может служить в отрыве от городов, поселков, ведь на заставах небольшие коллективы. Так же как на кораблях, уходящих в плавание. Часть подразделений несет службу на заставах вахтовым методом.


– Кроме тех нарядов, которые задействованы непосредственно на охране границы, в пунктах пропуска, какие еще структуры входят в пограничное управление?

– Есть оперативные подразделения, от них тоже зависит очень многое. Они работают с информацией, получаемой из различных источников, что позволяет успешно пресечь или предотвратить нарушение на границе. Оперативная составляющая у нас достаточно развита. В штате управления также следственные подразделения и дознания, которые работают уже непосредственно с задержанными нарушителями.


– Какие нарушения наиболее распространенные?

– Пожалуй, нарушения пограничного режима – попытки перейти границу в малодоступных местах. Как правило, нарушители – граждане третьих стран, из дальнего зарубежья, которые пытаются использовать территорию России как транзитную. Много случаев, когда утром в «Пулково» прилетает гражданин под видом туриста, через пару часов он уже на Финляндском вокзале, а еще через два часа мы его задерживаем в Выборге.


– И как часто подобное случается?

– Особенно много таких «туристов» прибывают к нам, когда в той или иной стране возникают межэтнические или религиозные конфликты. И, конечно, чаще они пытаются перейти нашу границу летом. Ежегодно мы задерживаем на приграничных территориях порядка 1000 – 1200 нарушителей. Большинство из них выдворяются из нашей страны. В определенной степени мы помогаем финским пограничникам, ведь именно на территорию их страны пытаются незаконно проникнуть эти граждане.


– С коллегами из соседних стран поддерживаете контакты? У вас ведь, по сути, одно общее дело.

– У нас очень хорошие отношения на уровне пограничных представительств, где решаются все текущие вопросы. Кроме того, на региональном уровне созданы совместные рабочие группы – российско-финляндская и российско-эстонская. Существует также рабочая группа трех стран по безопасности в Финском заливе. Я являюсь сопредседателем этих групп. Мы регулярно встречаемся с коллегами, обсуждаем вопросы сотрудничества, делимся информацией. Могу утверждать, что с зарубежными коллегами у нас полное взаимопонимание, основанное на отношениях профессионального сотрудничества.


– Охрана морских рубежей столь же надежна, как и сухопутных?

– Для этого существуют службы береговой охраны. К примеру, на реке Нарве дислоцируется подразделение пограничных сторожевых катеров. Хочу отметить, что в последние годы работе пограничных служб уделяется большое внимание. В распоряжение береговых служб практически каждый год поступают новые корабли, катера. В советское время корабли были большими и с многочисленными экипажами, что приводило к большим затратам на их содержание. Сегодня они скоростные, удобные и эргономичные. У нас в штате есть самый скоростной корабль из всех, что работают в Финском заливе, так что догоним любого нарушителя.


– К счастью, наши читатели встречаются с пограничниками только на пунктах пропуска – автомобильных, пешеходных. И не всегда удается пройти границу без потерь времени, нередко приходится выжидать в очереди. Существуют ли планы по переоборудованию пограничных переходов, увеличению их пропускной способности?

– Мы с финскими коллегами постоянно анализируем ситуацию. Все последние годы происходил рост числа пересечений границы, причем ощутимый, на миллион – миллион двести тысяч. Ожидали, что и в прошлом году будет увеличение поездок за рубеж, но в силу известных событий этого не произошло, напротив, последовало сокращение до уровня 2012 года.

Тем не менее если говорить о пунктах пропуска, то пропускная способность многих из них не соответствует нынешнему положению дел. К примеру, автомобильный пункт «Торфяновка» рассчитан на пропуск 5200 машин в сутки, фактически проезжают около 10 тысяч. Так же и на других. «Брусничное», по проекту, должно пропускать 6000 машин, на самом деле – более 10 тысяч. Светогорск спроектирован на 2,5 тысячи пересечений, переходят более 6 тысяч. Ивангород рассчитан на 3 тысячи, пропускаем более 10 тысяч в сутки.

Реконструкция всех названных пограничных пунктов запланирована. Согласно федеральной адресной инвестиционной программе, окончание реконструкции пункта в Торфяновке должно произойти к концу нынешнего года. По программе приграничного сотрудничества совместно с Европейским сообществом подготовлен план развития автомобильного пропускного пункта «Брусничное», но финансирование этого проекта временно приостановлено.

В рамках федеральной программы продолжаются работы по реконструкции пунктов пропуска в Светогорске. По программе приграничного сотрудничества трех стран – Эстонии, Латвии и России – подготовлен проект комплексной реконструкции пунктов пропуска в Ивангороде и Нарве. В Нарве работа уже ведется. И с российской стороны планируется реализовать проект по модернизации автомобильного и пешеходного пунктов пропуска в Ивангороде, в том числе и на «Парусинке», это еще один пешеходный переход границы в Ивангороде. Сегодня план реконструкции проходит Главгосэкспертизу.

Кроме того, будет строиться дополнительный пункт пропуска в районе Брусничного – для работы в зоне Сайменского канала. Предусмотрено техническое перевооружение пограничного пункта в порту «Усть-Луга», это необходимо, так как порт развивается, количество заходящих судов увеличивается. В нынешнем году планируется открытие нового морского пункта пропуска в Ломоносовском районе – в Бронке. Так что граница благоустраивается, будем рассчитывать, что произойдет увеличение пропускной способности и граждане не будут терять времени при поездках за рубеж.


– Насколько сегодня сложно проехать в приграничную зону, чтобы навестить друзей, скажем, в Ивангороде? Есть ли какие-то отличия в правилах по сравнению с советским периодом?

– В свое время особый режим вводился во всех районах, примыкающих к границе. Сегодня приграничная зона, как правило, составляет 5 километров либо ограничивается рубежом основных технических пограничных сооружений. И пропуск граждан значительно облегчен, с правилами можно ознакомиться на сайте нашего ведомства. Если говорить об Ивангороде, то все жители, имеющие штамп о регистрации здесь, проезжают беспрепятственно. Так же и жители Кингисеппа, если они имеют вблизи границы недвижимость или дачу. Остальным необходимо оформлять допуск.


– Отличается ли российский режим пропуска от европейских правил? У нас еще при подъезде к границе начинают проверять паспорта. Иногда при пересечении границы с нашей стороны документы показываешь трижды.

– К примеру, в Финляндии понятие «пограничная зона» тоже имеется, у вас могут проверить документы как при въезде в нее, так и внутри – в любом месте. Их пограничники обладают таким правом, и никто не видит в этом проблемы. К сожалению, законопослушность наших граждан оставляет желать лучшего в отличие от жителей европейских стран.

Кроме того, мы уже говорили о проблеме с гражданами третьих стран. В некоторых случаях наши соотечественники провозят их в пограничную зону на определенных условиях. Поэтому считаю, что контрольные пограничные пункты на основных магистралях не только полезны, но и необходимы. Я бы с удовольствием снял эти дополнительные наряды, но слишком много граждан пытаются проникнуть на режимную территорию, а в последующем и за Государственную границу незаконным способом.


– Достаточно ли хорошо жители Петербурга, россияне информированы о правилах пересечения границы? Например, при выезде с детьми.

– Не скажу, что это системная проблема, но случается, что граждане не имеют всех необходимых документов, в том числе когда едут с детьми. Поэтому, готовясь к поездке, лучше еще раз ознакомиться с правилами на сайте нашего ведомства. Это важно, так как вопрос с нехваткой того или иного документа на границе не решается. Нередко возникают проблемы и у людей, на которых заведено исполнительное дело в Службе судебных приставов по поводу невозвращенных долгов или неоплаченных штрафов.


– Припомните какие-то необычные случаи нарушений границы? Как часто приходится разбирать жалобы на пограничников?

– Не буду говорить, что все мои сотрудники «золотые», но и жалобы бывают от незнания правил. В одной из последних женщина возмущалась, что пограничник поинтересовался у нее целью приезда. Но это обычная форма пограничного контроля, сотрудник имеет право задавать такие вопросы. Это международная практика, при пересечении границ других стран она тоже применяется довольно часто.

Что же касается необычных случаев... В прошлом году, например жительница Финляндии пыталась вывезти в багажнике автомобиля турка по национальности. Якобы своего мужа, но без соответствующих документов. Турок был извлечен из машины при досмотре автомобиля. Кстати, некоторые граждане путают пограничный досмотр с досмотром, осуществляемым в ходе следственных действий. Заявляют, мол, должны быть понятые. Но пограничный досмотр проводится по другим правилам.

А вот совсем недавний случай. В феврале в аэропорту «Пулково» была задержана пассажирка рейса Санкт-Петербург – Барселона. Она предъявила паспорт гражданки Нигерии, однако пограничный наряд усомнился в сходстве ее с женщиной, чья фотография была в документе. После проведенного разбирательства выяснилось, что паспорт принадлежал ее умершей двоюродной сестре. Причем с этим паспортом она умудрилась получить шенгенскую визу в Генеральном консульстве Испании в Санкт-Петербурге. Африканка была задержана, в отношении нее возбуждено уголовное дело по статье «покушение на пересечение госграницы без действительных документов». По данной статье предусматривается наказание в виде лишения свободы до 2 лет или штрафа в размере до 200 тысяч рублей.


– Вы проходили службу на многих границах – в Дальневосточном, Северо-Западном, Северо-Кавказском регионах, Республике Таджикистан, а в июне 2011-го назначены начальником Пограничного управления ФСБ России по Петербургу и Ленинградской области. По прошествии стольких лет и событий как теперь оцениваете годы службы?

– Профессию – родину защищать – я выбрал сознательно. И ни разу об этом не пожалел.

Подготовил Олег РОГОЗИН


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 043(5416) от 13.03.2015.


Комментарии