Как «Самара» очищала воды Петербурга

«Стоп машина! На горизонте бутылка!» Такова морская романтика. Но ее, конечно, нет и в помине. И бутылка отнюдь не с запиской от потерпевшего крушение моряка. Все просто: Алексей стоит на носу катера и внимательно смотрит вокруг. Видит: что-то плавает. Поворачивается к Александру, сидящему за штурвалом, и молча показывает, куда идти.

Как «Самара» очищала воды Петербурга  |

Алексей Гущин и Александр Жолобов - сотрудники ГУП «Экострой», команда катера «Самара»: ассенизатора и мусоровоза, мобилизованного на уборку акватории. Идут по утвержденному маршруту и собирают все, что свалилось, слетело или было сброшено гражданами в воду.

«Самара» - из новых судов, имеющихся у «Экостроя»: КС100Д - катер служебный дизельный, построен в Костроме, быстр, маневрен, экономичен. Вот только мусор сам собирать не умеет. Приходится это делать вручную, используя два орудия труда: сачок на длинной ручке (его еще называют зюзьгой) да багор. Бутылки и банки без проблем выхватываются из воды и легко вытряхиваются из сачка в бочку. А мокрый полиэтиленовый пакет приходится вытаскивать из сетки руками. Бррр!

В тот день, когда журналисту было позволено прогуляться на «Самаре», в каналах было почти чисто. За два часа не набрали и трети бочки. Впрочем, Алексею все равно досталось. Пришлось вытаскивать из воды несколько огрызков бревен, полугнилых, пропитанных водой. Тут уж пришлось отложить сачок и взять в руки багор.

Капитан катера - Александр Жолобов. И в самом деле капитан, без преувеличений. Мусор плавает по каналам беспорядочно. Нужно подвести катер к каждой бумажке. Да так, чтобы Алексею удобно было выхватить ее из воды. Ювелирная работа.

Сейчас еще хорошо. На воде просторно, катер ходит, где хочет и как хочет. А в разгар туристского сезона, когда на каналах не протолкнуться, катеру-ассенизатору приходится ждать «окна» между прогулочными корабликами, чтобы почистить акваторию.

- Мы знаем, где наверняка соберется мусор, - рассказал Алексей Безруков, руководитель участка в «Экострое», начальник для экипажа «Самары», - причина не только и не столько в том, что в тех местах люди как-то особенно мусорят, а в скорости и направлении течения. Традиционно грязен канал Грибоедова. Самый замусоренный.

Не было сил удержаться от любимого журналистами вопроса: вылавливали ли что-нибудь эдакое, необычное? Ответ потрясающий: биотуалет. Не мусор, конечно, но дрянь порядочная. А главное, кроме команды катера-ассенизатора вытащить из воды эту штуку все равно некому.

Это только на первый взгляд все просто и даже иногда смешно. На самом деле уборка акватории, как и все в «мусорной» индустрии, имеет множество деталей, нюансов, тайн, замешано на юридических и финансовых тонкостях.

«Экострой» лишь недавно выиграл этот подряд. До того мусор с воды собирало другое госпредприятие - «Ленводхоз». Но в прошлом году комитет по природопользованию внезапно вовсе не допустил «Ленводхоз» к конкурсу. А бюджетные деньги - около 90 миллионов рублей - достались «Экострою». Вослед за деньгами переместились и работники. Почти все, кто ныне чистит воду от имени «Экостроя», до недавнего времени делали это от имени «Ленводхоза».

Еще один нюанс - собственность на воду. Реки и каналы - городские водные артерии. Нева - федеральная. Чья вода, тот и платит за вылов мусора. Хотя, говорят, кое-кто не желает платить, так что городу приходится брать часть расходов на себя.

Кроме того, «Экострой» все настойчивее призывает ресторанчики, расположенные на судах и дебаркадерах, заключать отдельные договоры на уборку воды вокруг себя.

Алексей Безруков работает на акватории уже 15 лет. И знает все особенности уборки, которые постороннему не видны.

- В недавнем прошлом в каналы сбрасывали снег, - рассказывает Алексей. - Вместе с мусором. Нетрудно представить себе, что было, когда снег начинал таять... Сейчас это запрещено. И сразу стало чище. Зато теперь на повестке дня другое: нередко уборщики сметают мусор с набережных прямо в воду. Крутых разговоров в районных администрациях хватает на несколько дней. А потом - все по новой.

Чей мусор, когда и откуда он появился - вопросы не праздные. От каждого ответа зависит, перечислит комитет по природопользованию «Экострою» всю означенную в договоре сумму или удержит часть за некачественную работу. Кстати, тот же принцип культивирует и комитет по благоустройству по отношению к своим службам.

- У нас и без смета с набережных проблем хватает, - рассказывает Безруков. - Ветер или подъем воды увеличивают количество мусора в каналах. Понятно, почему. Наши люди любят оставлять бутылки, банки и упаковку от еды на спусках к воде. Эдак аккуратненько в уголок поставят. А волна подхватит все это и понесет... пока «Самара» не подберет.

Наступит лето, и «Экострой» займется покосом. У них это называется кошением водной растительности. На «Самару» и «Вегу» (второй катер участка) нацепят соответствующее снаряжение, способное работать на полуметровой глубине, и пойдут они вдоль набережных убирать наросшие за месяц-полтора водоросли. Тоже ювелирная работа для капитанов.

«Осторожно, утенок!» - крик Алексея прервал беседу о технологиях чистки рек и каналов. И правда, у самого борта «Самары» бултыхался настоящий утенок - желтизна еще не сошла. Катер вильнул в сторону и обошел малыша.

«Почему-то один», - заметил Алексей, вытаскивая из воды очередную бумажку. Мимо борта проплывали странные предметы: десяток-полтора чего-то, похожего на белые колесики. «Это просфорки», - в голосе Алексея ни тени удивления. Хотя зрелище эпичное: церковные хлеба на темной воде канала (поэты могут взять на заметку!).

Но на «Самаре» поэтов не было. А были люди, которые обеспечивают поэтам (и прочим людям) возможность любоваться северной Венецией, а не пластиковыми бутылками. 

Материал был опубликован в газете под № 095 (6204) от 30.05.2018 под заголовком «Зюзьга в акватории».

#экология #водоемы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (6204) от 30.05.2018.


Комментарии