Звуки музыки и торговли. Как и почему мы покупаем

Рядом с домом закрылся круглосуточный магазинчик. И через пару дней открылся вновь. Большинство покупателей даже не заметили, что его название слегка изменилось - удлинилось на три буквы. Как был магазин шаговой доступности, так и остался. Ну разве что поменялись местами товары на полках. Но уже через неделю разница стала очевидна.

Звуки музыки и торговли. Как и почему мы покупаем | Фото: 5427905 / pixabay

Фото: 5427905 / pixabay

В магазине теперь все время играла музыка. Постоянно. Очень громко.

- Покажите мне этот кусочек мяса!

- Что? Не услышала, простите!

- Мясо, говорю, дайте глянуть!

Мы с продавцом дружелюбно орали друг на друга, стараясь перекричать басы.

«Подождите, я на секундочку», - она скрылась в подсобке, и музыка стихла. Это был миг блаженства.

«Как вы это терпите? - посочувствовала я. - Это же какой удар по нервам и по ушам!»

«Руководство, - продавщица показала пальцем вверх, - обязывает нас включать громкую динамичную музыку. Приходится подчиняться».

Я направилась к кассе, а за спиной уже вновь заорало. Приказ руководства свыше выполнялся неукоснительно.

На кассе произошел похожий разговор. На сей раз, правда, сотрудница магазина не была столь дружелюбна и на попытку посочувствовать, как говорится, выставила иголки: «Ко мне какие претензии?».

Примерно через две недели, когда уши вроде бы привыкли к громким звукам, случилось познакомиться с заведующей новым магазином (она называла себя менеджером). Разговорились.

В отличие от пожилой улыбчивой продавщицы мясного отдела и юной хмурой кассирши заведующая была стильной и продвинутой. Слова «мерчандайзер», «ретейлер» и «супервайзер» она выговаривала без запинки. И, как выяснилось, прошла курс подготовки, прежде чем получить назначение.

Она с удовольствием (даже, похоже, с гордостью) рассказала, что в числе прочих торговых премудростей менеджерам говорили о значении звуков в торговом зале: «Нас учили, что музыка повышает лояльность покупателей, что отражается и на продажах». Поняв, что загнула, она продолжала уже проще, но в том же духе. Мол, такова установка руководства торговой сети: использование музыки увеличивает продажи.

Спорить со специалистом, прошедшим курс, было бесполезно. Тем более что такой разговор потребовал бы больших усилий: не так уж просто было перекрикивать «концерт».

С тех пор в любом торгово-общепитовском заведении обращаю внимание на звуки, интересуюсь мнением сотрудников и, если получается, руководителей - простите - менеджеров. Любопытная и забавная вырисовывается картинка.

В магазине женской одежды, как заметила молоденькая продавщица, она лично включает музыку на свой вкус. И при этом начинает пританцовывать: «Покупателям нравится. Они улыбаются и сами раскрепощаются. А это полезно».

В крупном сетевом супермаркете музыки не слышно, пока не прислушаешься. Просто шелестящий фон, на котором время от времени звучат объявления: мол, в отделе таком-то началась распродажа того-то.

Знакомый бармен поставил в тупик, спросив меня, какая музыка - громкая или тихая - повышает выручку. Хотелось, разумеется, сказать, что тихая: мол, клиенты в спокойствии засиживаются за приятным разговором с пивком... «Вот именно - засиживаются! - весело подтвердил бармен. - А должны не приятно общаться друг с другом, а пить пиво и платить за него. А для этого требуется, чтобы музыка звучала чуть громче, чем нужно для милой беседы».

Вот это уже было похоже на профессиональную барменскую подготовку.

Еще интереснее оказался разговор с администратором хорошего недешевого кафе: «Мы меняем музыкальный фон в зависимости от ситуации. Если гостей в кафе мало - музыка медленная, расслабленная, негромкая. Если намечается некоторый наплыв и надо освободить места, то включаем что-то более динамичное. Не выгоняем, нет... Просто быстрая музыка заставляет людей и двигаться быстрее, в том числе шевелить ложкой и глотать».

И совсем уж откровением стал разговор с одним из топ-менеджеров торговой сети, к которой принадлежит скромный магазинчик у дома. Он поведал, что громкая и несколько истеричная музыка заставляет покупателя быстро пробежаться мимо полок, похватать все, что он запланировал или успел углядеть, и бегом к кассе.

«Наши заведения низкой ценовой категории для не слишком состоятельного населения, - мой собеседник был несколько циничен, а потому до тошноты правдив. - Давайте без иллюзий: товар у нас соответствующий. Поэтому лучше всего, если у покупателя не будет слишком много времени и настроения его разглядывать. Быстрота и натиск: схватил, заплатил, беги дальше».

Сначала хотелось обидеться. Но передумала и... рассмеялась. Наша торговля изучает нас, присматривается к нам, учитывает нашу психологию. Разве не лестно?

#музыка #магазины #кафе

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (6349) от 24.12.2018 под заголовком «Звуки музыки и торговли».


Комментарии