Звонок из пустоты

Любой впервые взявший в руки мобильный телефон прекрасно знает: для покупки SIM-карты к нему требуется паспорт. Объясняется это требованиями безопасности: так проще бороться с преступностью. Засекли опера звонок с места преступления, установили номер мобильника, вычислили его хозяина, и вот уже на его руках стальные браслеты. Но вот беда: преступники наловчились пользоваться «бесхозными» картами. Коих, как оказалось, на рынке просто море.

Звонок из пустоты |

Невский проспект, выход со станции метро «Маяковская». Напротив, прямо у дорожного ограждения – маленький столик, за которым сидит небритый гражданин средних лет. Он продает SIM-карты. Представлены все ведущие мобильные операторы, установлены выгодные тарифы. Цена божеская – всего 200 рублей.

– Должен ли покупатель предъявлять какие-нибудь документы? – интересуюсь я.

– Ничего не должен, – продавец пожимает плечами.

– А вы уверены, что все это законно? – спрашиваю осторожно.

– Абсолютно уверен, – заявляет он.

А как ему не быть уверенным – главная городская магистраль, на каждом метре видеокамера, полно полиции, и никто ему руки не крутит, в «воронок» не бросает. Полиция у нас, видать, какая-то неграмотная. Открыла бы Кодекс об административных правонарушениях, а там – целых две статьи: 13.29 («заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом») и 13.30 («невыполнение предусмотренных законом требований лицом, действующим от имени оператора связи»). По обеим предусмотрены штрафы: для граждан – до 5 тысяч, для должностных лиц – до 50, для юрлиц – до 200.

Возможно, однако, стражи порядка кодекс знают, но им просто невдомек, что данный небритый гражданин никак не может действовать от имени оператора связи. Потому что SIM-карты тот имеет право продавать только в специализированных офисах либо через уполномоченных дилеров. Последние занимаются оптовыми поставками – продают так называемые корпоративные пакеты и на улицах не работают. Но, судя по всему, именно от них и отщипывают свою долю уличные торговцы.

Подобных столиков по городу – десятки, если не сотни. Однако отовариваться с них нормальному человеку себе дороже.

Владелец незарегистрированной «симки» не сможет, к примеру, поинтересоваться балансом на ней, предъявить какие-либо претензии оператору, а в случае потери карты – блокировать ее, восстановить номер или вернуть положенные на телефон деньги.

Зато криминалу уличный торговец «симками» – лучший друг. Тот, кто хочет беседовать по мобильнику анонимно (например, сделать единственный звонок для приведения в действие взрывного устройства), не имеет к этому никаких препятствий. Таким образом, все попытки обеспечить нашу с вами безопасность путем персонификации SIM-карт оказались пустыми хлопотами в казенном доме.

Впрочем, не исключено, что в ближайшем будущем наша полиция повысит свою правовую грамотность и данной темой займется вплотную. Подтолкнуло ее к этому управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Северо-Западному федеральному округу.

В течение 2015-го и первого квартала 2016-го полиция совместно с Роскомнадзором провели 35 рейдов, в ходе которых изъято около 6 тысяч предназначенных к продаже «ничьих» SIM-карт. Составлено 63 административных протокола, наложены штрафы. Правда, в основном лишь на продавцов («выше» подняться удается очень редко), да и те почти поголовно от оплаты уклоняются. Люди они, как правило, «не местные», денег у них мало, и делиться ими они желанием не горят.

Зато недавно удалось поймать «крупную рыбу» – была накрыта точка, торговавшая оптом через Интернет. Выглядела она скромно: несколько квадратных метров, арендованные в одном из фирменных магазинов в центре города, на них – шкаф с полками и столик с тумбочкой. И все это буквально набито новенькими, в фирменных упаковках, SIM-картами разных операторов связи. Судя по всему, здесь и отоваривались мелкие дилеры, которых мы встречаем на улицах. Посчитали – оказалась 1851 карта! В месяц продавалось 2,5 тысячи штук, в год – более 20 тысяч! Торговцы явно имели стабильный источник поступлений. Как он образовался, сейчас пытается понять полиция.

Казалось бы, дело простое – возьми номера карт, запроси выпустившего их оператора, кому он их продавал, и спроси этого нерадивого покупателя: «Ты что же, гад, творишь?! Почему товар пустил налево?» Но... жизнь показывает, что такими «корпоративными клиентами» (якобы обеспечивающими служебной мобильной связью сотрудников своего ведомства) обычно являются некие фирмы-однодневки, специально созданные для проведения этой единственной операции и потом растворившиеся без следа.

Впрочем, представители операторов, занимающиеся борьбой с мошенничеством (есть там, оказывается, такие специальные должности), честно признаются: их дилеры порой тоже не без греха. Заранее знают, кому продают и зачем. Имеют от этого свой маленький процент, ну а что работают на преступников и террористов, о том не думают. Таких людей всеми возможными способами выявляют. Более того, выстраивают систему дилерского вознаграждения таким образом, чтобы заниматься левыми продажами было просто невыгодно.

Результат, правда, судя по наличию столика у «Маяковской», пока не очень заметен. Но оптимизма терять не надо. Здравый смысл рано или поздно должен побеждать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 084 (5701) от 16.05.2016.


Комментарии