Зубодробительная операция
Пробивка тоннеля к объектам чемпионата мира по футболу-2018 идет не без проблем. За первые месяцы проходки отставание составило 180 метров. Между тем до открытия станций на продолжении Невско-Василеостровской линии – «Улица Савушкина» и «Новокрестовская» – осталось меньше двух лет. О том, какие валуны лежат на пути к ЧМ-2018, говорили на заседании штаба по развитию петербургского метрополитена.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Задачей года по строительству двух новых станций участники заседания назвали именно проходку. Но это лишь часть огромной разноплановой работы по сооружению линии. И чем быстрее пророют тоннель, тем больше будет времени для всего остального.
Проходческий щит «Надежда» продвигается от Беговой в сторону улицы Савушкина и далее на Крестовский и Васильевский острова крайне медленно. Точно подсчитано, что до станции «Приморская» щиту надо пройти расстояние 5 километров 299 метров, но за три первых месяца проходки не преодолено и километра.
– По контракту, продолжение Невско-Василеостровской линии должно быть сдано в эксплуатацию 28 января 2018-го. Однако пробивка тоннеля идет с отставанием, к началу марта – на 180 метров. На трассе очень сложная геологическая зона, и темп работы заметно снижен. На каждом проходческом кольце в 1,8 погонных метра встречается до 40 – 50 валунов разного размера. Режущий инструмент стачивается, приходится щит останавливать и полностью менять оснащение – это непростая операция с кессонными работами, – доложил заместитель главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры Михаил Цалко.
Хотя работа по проходке ведется без всяких праздников и выходных, как рассказали специалисты, 19 дней в январе щит простоял на операциях по замене его режущих элементов. Буквально через несколько десятков метров машину приходилось останавливать. Щит режет грунт резцами и шарошками, и если на его пути валун, он должен быть раздроблен на куски до 20 – 30 сантиметров в диаметре, чтобы вместе с почвой они прошли сквозь окна на выгрузку. Вот и крутится такой, мягко говоря, камешек перед щитом до измельчения, обойти валун невозможно.
Операция получается зубодробительной и для режущих инструментов щита. Осматриваем шарошки и зубья – те, которые заменили. У резцов края стали гладкими и щербатыми, такими уже путь в грунте не прорежешь, а некоторые шарошки – вертящиеся диски из твердых сплавов – сточены чуть ли не до основания. Чрезвычайно сложна и сама процедура по замене изношенных элементов. Под землей, часто в плывунах, работу приходится вести под повышенным давлением в так называемом кессоне. При этом проходческую поверхность щита сначала надо отмыть, затем провести дефектацию режущих элементов. Лишь после этого приступают к замене сношенных. На все это уходит до двух суток.
– Каждое утро в 8.30 проводим специальное совещание по темпам строительства Невско-Василеостровской линии и обеспечению проектной и рабочей документацией сооружения Лахтинско-Правобережной, Красносельско-Калининской, Фрунзенской линий, – сообщил генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров. – Рассчитываем наверстать темпы проходки в ближайшие месяцы, график будет скорректирован. Кроме того, перешли на одновременное производство некоторых видов работ – ранее эти операции делались последовательно.
Как мы уже рассказывали, сегодня «Метрострой» ведет работы сразу на четырех линиях петербургского метро. При этом продолжение Фрунзенского диаметра с тремя новыми станциями находится в высокой степени готовности. Хотя открытие этих станций отнесено на конец 2018 года, метростроители могли бы их сдать в конце 2017-го. Однако финансирование сооружения этой линии было урезано.
– Строительство метро в приоритете городского правительства, – сказал нам вице-губернатор Петербурга Игорь Албин. – Сейчас особое внимание уделяется, естественно, сооружению станций Невско-Василеостровской линии. На ее строительство в 2016 году выделено 15 миллиардов 170 миллионов рублей. Но мы готовы увеличить объем финансирования до 18 и даже 20 миллиардов. Главное – наращивать темпы, создавать необходимый оперативный запас стройматериалов, чтобы не было угрозы риска приостановки работ. А сроки ввода в строй продолжения Фрунзенского радиуса еще будут обсуждаться.
Вице-губернатор также отметил, что деньги, выделенные правительством страны на строительство продолжения зеленой ветки петербургского метро, перечисляются в срок без задержек. Сооружение двух новых станций обойдется в 36,8 млрд рублей, из которых 14 миллиардов поступят из федерального бюджета.
На заседании штаба по развитию метрополитена также затронули вопрос разработки транспортной модели большого Петербурга в координации с Ленинградской областью – в рамках подготовки нового генерального плана Санкт-Петербурга на 2019 – 2043 годы. Кстати, первый период реализации нового генплана предлагается разбить на 6-летки – с 2019-го по 2024-й и с 2025-го по 2030 год.
Похоже, с разработкой транспортной модели запаздывают. Во всяком случае вице-губернатор выразил недовольство, отметив, что план должен быть основан на прогнозных показателях, в частности, по количеству пассажиров и тому, какими видами транспорта их лучше перевозить. «Пока же у нас все отдельно: метро, наземный транспорт, водные виды», – сказал Игорь Албин. Если судить по истории закрытия станции метро «Елизаровская» на ремонт, так оно и есть. Выезд из Невского района заткнули громадной стройкой и, не дождавшись ее завершения, отправили на капремонт ключевую в районе станцию метро.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 043 (5660) от 15.03.2016.
Комментарии