Зубодробительная операция

Пробивка тоннеля к объектам чемпионата мира по футболу-2018 идет не без проблем. За первые месяцы проходки отставание составило 180 метров. Между тем до открытия станций на продолжении Невско-Василеостровской линии – «Улица Савушкина» и «Новокрестовская» – осталось меньше двух лет. О том, какие валуны лежат на пути к ЧМ-2018, говорили на заседании штаба по развитию петербургского метрополитена.

Зубодробительная операция | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Задачей года по строительству двух новых станций участники заседания назвали именно проходку. Но это лишь часть огромной разноплановой работы по сооружению линии. И чем быстрее пророют тоннель, тем больше будет времени для всего остального.

Проходческий щит «Надежда» продвигается от Беговой в сторону улицы Савушкина и далее на Крестовский и Васильевский острова крайне медленно. Точно подсчитано, что до станции «Приморская» щиту надо пройти расстояние 5 километров 299 метров, но за три первых месяца проходки не преодолено и километра.

– По контракту, продолжение Невско-Василеостровской линии должно быть сдано в эксплуатацию 28 января 2018-го. Однако пробивка тоннеля идет с отставанием, к началу марта – на 180 метров. На трассе очень сложная геологическая зона, и темп работы заметно снижен. На каждом проходческом кольце в 1,8 погонных метра встречается до 40 – 50 валунов разного размера. Режущий инструмент стачивается, приходится щит останавливать и полностью менять оснащение – это непростая операция с кессонными работами, – доложил заместитель главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры Михаил Цалко.

Хотя работа по проходке ведется без всяких праздников и выходных, как рассказали специалисты, 19 дней в январе щит простоял на операциях по замене его режущих элементов. Буквально через несколько десятков метров машину приходилось останавливать. Щит режет грунт резцами и шарошками, и если на его пути валун, он должен быть раздроблен на куски до 20 – 30 сантиметров в диаметре, чтобы вместе с почвой они прошли сквозь окна на выгрузку. Вот и крутится такой, мягко говоря, камешек перед щитом до измельчения, обойти валун невозможно.

Операция получается зубодробительной и для режущих инструментов щита. Осматриваем шарошки и зубья – те, которые заменили. У резцов края стали гладкими и щербатыми, такими уже путь в грунте не прорежешь, а некоторые шарошки – вертящиеся диски из твердых сплавов – сточены чуть ли не до основания. Чрезвычайно сложна и сама процедура по замене изношенных элементов. Под землей, часто в плывунах, работу приходится вести под повышенным давлением в так называемом кессоне. При этом проходческую поверхность щита сначала надо отмыть, затем провести дефектацию режущих элементов. Лишь после этого приступают к замене сношенных. На все это уходит до двух суток.

– Каждое утро в 8.30 проводим специальное совещание по темпам строительства Невско-Василеостровской линии и обеспечению проектной и рабочей документацией сооружения Лахтинско-Правобережной, Красносельско-Калининской, Фрунзенской линий, – сообщил генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров. – Рассчитываем наверстать темпы проходки в ближайшие месяцы, график будет скорректирован. Кроме того, перешли на одновременное производство некоторых видов работ – ранее эти операции делались последовательно.

Как мы уже рассказывали, сегодня «Метрострой» ведет работы сразу на четырех линиях петербургского метро. При этом продолжение Фрунзенского диаметра с тремя новыми станциями находится в высокой степени готовности. Хотя открытие этих станций отнесено на конец 2018 года, метростроители могли бы их сдать в конце 2017-го. Однако финансирование сооружения этой линии было урезано.

– Строительство метро в приоритете городского правительства, – сказал нам вице-губернатор Петербурга Игорь Албин. – Сейчас особое внимание уделяется, естественно, сооружению станций Невско-Василеостровской линии. На ее строительство в 2016 году выделено 15 миллиардов 170 миллионов рублей. Но мы готовы увеличить объем финансирования до 18 и даже 20 миллиардов. Главное – наращивать темпы, создавать необходимый оперативный запас стройматериалов, чтобы не было угрозы риска приостановки работ. А сроки ввода в строй продолжения Фрунзенского радиуса еще будут обсуждаться.

Вице-губернатор также отметил, что деньги, выделенные правительством страны на строительство продолжения зеленой ветки петербургского метро, перечисляются в срок без задержек. Сооружение двух новых станций обойдется в 36,8 млрд рублей, из которых 14 миллиардов поступят из федерального бюджета.

На заседании штаба по развитию метрополитена также затронули вопрос разработки транспортной модели большого Петербурга в координации с Ленинградской областью – в рамках подготовки нового генерального плана Санкт-Петербурга на 2019 – 2043 годы. Кстати, первый период реализации нового генплана предлагается разбить на 6-летки – с 2019-го по 2024-й и с 2025-го по 2030 год.

Похоже, с разработкой транспортной модели запаздывают. Во всяком случае вице-губернатор выразил недовольство, отметив, что план должен быть основан на прогнозных показателях, в частности, по количеству пассажиров и тому, какими видами транспорта их лучше перевозить. «Пока же у нас все отдельно: метро, наземный транспорт, водные виды», – сказал Игорь Албин. Если судить по истории закрытия станции метро «Елизаровская» на ремонт, так оно и есть. Выезд из Невского района заткнули громадной стройкой и, не дождавшись ее завершения, отправили на капремонт ключевую в районе станцию метро.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 043 (5660) от 15.03.2016.


Комментарии