Зона отчуждения

Законность порядка оплаты парковок в центре Петербурга подтвердил Верховный суд. Но Смольный все же смягчил правила выдачи разрешений, добавив льготы для блокадников и упростив формальности для местных жителей. Пока пять полных месяцев, которые действует зона стоянок, позволяют сделать вывод о том, что спрос на эти парковки нестабилен.

Зона отчуждения | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Как мы уже рассказывали, минувшей весной с заявлением в суд обратился Кирилл Саськов – житель центра, многодетный отец, по профессии – юрист. «В рамках спора в суде оспариваются отдельные положения о взимании платы за парковки, которые, на наш взгляд, противоречат федеральному и региональному законодательству в части установления обременений для жителей и отдельных социальных групп. Для многодетных семей, инвалидов», – объяснял «Санкт-Петербургским ведомостям» Саськов. С тех пор разбирательство дошло до высшей инстанции.

На днях апелляционная жалоба петербуржца по вопросу порядка внесения платы за пользование парковками в Центральном районе была отклонена, сообщили в комитете по развитию транспортной инфраструктуры. Резолютивная часть решения еще не готова. В КРТИ же отметили: истец так и не смог убедить Фемиду, что ограничения прав граждан в получении льготных парковочных мест, а также сложности в получении льготного места при наличии неоплаченных штрафов являются неправомерными. В комитете удивились: заявитель обратился в суд, несмотря на то что сам относится к льготной категории граждан и успешно оформил себе парковку на особых условиях.

Несмотря на формальный отказ, усилия истца, похоже, не были безрезультатными. Кирилл Саськов рассказал, что параллельно с судебными заседаниями петербургское правительство не раз в добровольном порядке вносило в систему некоторые из требуемых им изменений. Например, была исключена возможность лишения автовладельца места без его уведомления. «Что же, не мытьем, так катаньем! НПА (нормативно-правовой акт. – Ред.) приведем в соответствие, пусть формально суд и дистанцируется!» – написал адвокат на своей страничке в социальной сети.

Сегодня легковую машину можно оставить на парковке за 60 рублей в час либо купить для нее годовой абонемент за 108 тысяч рублей. Платить нужно только днем, а с 20.01 до 7.59 стоянка превращается в бесплатную. Ветераны Великой Отечественной, инвалиды I и II групп, родители многодетных семей (выдается одно разрешение на семью) и бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и других фашистских тюрем могут оформить бесплатные разрешения. А собственники и арендаторы помещений по социальному найму вправе воспользоваться льготным тарифом (1800 рублей в год).

Теперь же, по сообщению КРТИ, за оформлением льготного парковочного разрешения могут также обращаться проживающие в зоне платной парковки граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Кроме того, изменились некоторые формальности. Инвалидам придется лично подавать заявление на выделение парковки. Но если человек считает, что у него есть противопоказания к управлению автомобилем, он может оформить разрешение на другое лицо. Справка о наличии противопоказаний при этом не требуется. Главное, чтобы машина не использовалась для коммерческих перевозок.

При оформлении парковочного разрешения жителя, инвалида или многодетной семьи номер СНИЛС отныне требуется только в том случае, если у заявителя он есть. Кроме того, при подаче документов в электронном виде отныне необходимо заверять их электронной подписью либо в учреждениях, где получены справки, либо у нотариуса. Зато наносить визит в Городской центр управления парковками для подтверждения подлинности бумаг теперь не придется.

Также отменен трехмесячный срок приостановки парковочного разрешения за нарушение правил пользования платной стоянкой. Теперь достаточно оплатить штрафы – и можно парковаться снова. Наконец, уточнена процедура возврата денег в случае аннулирования парковочного разрешения жителя.

Напомним, Смольный утвердил постановление о платных парковках на дорогах общего пользования в декабре 2014 года. А в сентябре 2015-го система взимания платы была введена в эксплуатацию. За 5 месяцев парковка принесла в бюджет 55 миллионов рублей. За весь период ее работы было зафиксировано 3,5 миллиона парковочных сессий.

Статистика использования системы не позволяет сделать однозначный вывод о ее эффективности. По итогам первых трех месяцев число парковочных сессий упало примерно на 20% (в то время суток, когда взимается плата). Декабрь принес хорошие результаты, в последнюю его неделю петербуржцы даже поставили рекорд по числу парковочных сессий. А затем вновь начался спад.

Общее число случаев пользования платной парковкой за январь снизилось на 30% днем и на 80% вечером и ночью (всего за месяц было зарегистрировано около 373 тысяч сессий). Суммарная загруженность парковочного пространства снизилась до 33,2%. В январе платной парковкой по выходным пользовались чаще, чем в будни, что может противоречить ее концепции (если считать, что все задумывалось из-за горожан, которые ездят в центр на работу).

В КРТИ связывают снижение активности водителей с «аномальным снегопадом», который начался сразу после новогодних праздников и существенно сократил уровень автомобильных потоков в городе, а также с новогодними праздниками. Возможно, с непогодой было связано также падение популярности паркоматов. Они удерживали лидерство предыдущие месяцы, так что 45% от всего объема транзакций проводилось посредством банковской карты. В январе этот показатель снизился, и на первое место по популярности вышла оплата через SMS (43%). Подросла и доля мобильного приложения (чуть более 14%).

Со времени запуска системы снижается доля коротких парковочных сессий (продолжительностью менее 15 минут). В КРТИ считают, что это свидетельствует о «более рациональном и осознанном подходе водителей к использованию платного парковочного пространства». При этом лишь менее 9% парковочных сессий имеют продолжительность более трех часов. Водители отдают себе отчет в том, что на весь день оставлять машину на такой парковке крайне затратно.

На сегодня в систему платной парковки входят около 2900 мест на 27 улицах, расположенных на территории между набережной Фонтанки, Кирочной улицей, Лиговским и

Невским проспектами. При этом, по данным банка-партнера (он проводит финансовые операции по оплате парковки), наиболее популярные участки парковочной зоны – начало улицы Восстания, пересечение Литейного проспекта и улицы Жуковского, а также начало улицы Маяковского. Любопытно также (приводятся данные КРТИ), что наибольшее число людей пользуется парковками днем по средам и в ночь с пятницы на субботу.

Власти считают, что платные стоянки помогают разгрузить центр. В частности, они должны уменьшать «блуждающий трафик» – число машин, которые наворачивают круги по кварталу в поисках места. В интересах автовладельцев, которым парковка в центре не по карману, развивают перехватывающие стоянки возле станций метро. Так, недавно было завершено проектирование новой автоматизированной стоянки у «Бухарестской». Весной запланировано проведение конкурса на строительство, а ввод в эксплуатацию намечен на осень.

Как ранее сообщали в Смольном, вторую очередь платной парковки примерно на 9 тысяч мест планируется запустить к концу нынешнего или в начале следующего года. А к концу 2020-го в зону войдет до 60 тысяч мест в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (5641) от 11.02.2016.


Комментарии