Зона в динамике. В Петербурге расширяется Единое городское парковочное пространство
В течение целого месяца начиная с 1 февраля комитет по транспорту будет собирать обращения и пожелания жителей по включению или исключению улиц из зоны платной парковки (ЗПП). Как утверждают в Смольном, в этом процессе ежегодно участвуют как противники, так и сторонники платности. Правда, сторонники сегодня менее заметны в публичном поле, чем оппоненты: те обсуждают аргументы против ЗПП в своих сетевых сообществах, пишут заявления в инстанции, участвуют в судебных заседаниях, проводят встречи и «круглые столы».

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Судя по всему, у транспортных чиновников есть планы по расширению и развитию ЗПП. Об этом свидетельствуют две новости последних недель. Во-первых, новая комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) до 2039 года, заказанная Смольным взамен предыдущей, изготовленной пять лет назад. Предыдущая КСОДД предполагала появление на улицах Петербурга платных парковок в увязке с развитием общественного транспорта (в том числе с появлением новых станций метро), со строительством многоуровневых паркингов. Вводить платность в Адмиралтейском районе, к примеру, предполагалось после открытия станции «Театральная», а Васильевский остров «дозрел» бы до ЗПП только к 2036 году…
В новой версии КСОДД можно обнаружить предвестие «парковочного завтра» уже для других районов, не относящихся к разряду исторических. На основании анализа плотности населения и «коммерции» авторы схемы подводят нас к пониманию неизбежного: в ЗПП, оказывается, нуждаются северные части Московского, Фрунзенского и Кировского районов (те, что сразу за Обводным каналом), а также юг Выборгского и Калининского (улицы по соседству с Финляндским вокзалом). Под вопросом также южные территории Приморского и Красногвардейского районов и еще ряд участков и муниципалитетов, заселенных так же плотно, как «платный» ныне центр. По мнению экспертов — составителей схемы, зону надо расширять, чтобы положительный эффект от ее внедрения в ближайшие годы не пропал. И еще нужно поработать над тарифами.
Вторая новость, укладывающаяся в эту логику, была обнародована 24 января: повышение максимальных тарифов для автомобилистов, оставляющих свои транспортные средства на платных парковках. Максимальная стоимость часа парковки для легковых автомобилей категории В составляет теперь 391 рубль в час, для двухколесного транспорта категорий А и М — 195 рублей, для остальных габаритных тариф увеличится до 782 рублей. Это еще не сами тарифы, а верхняя планка для них. В комитете по транспорту говорят, что специалисты заняты разработкой методики формирования «прайса», которую предстоит согласовать и утвердить, и уже на базе этой методики рассчитают тарифы. Причем планируют сделать их динамическими — в зависимости от показателей загруженности парковочного пространства. То есть как бы обещают, что пиковые показатели если и будут, то не повсеместно.
Как ставки за пользование ЗПП, так и вопрос ее расширения на данный момент обсуждаются, говорят руководители транспортного блока. Но можно предсказать, какими будут решения. В одном из прежних ответов комтранса на запрос граждан по теме ЗПП было сказано: «Расчетный уровень загрузки парковочного пространства в зоне единого городского парковочного пространства в настоящее время превышен в среднем более чем на 80 %, некоторые участки платной парковки работают в режиме перегрузки и имеют расчетный уровень загрузки от 95 до 100 %». При этом известно, что тарифная политика, по рекомендациям Минстроя, должна обеспечивать загрузку от 70 до 85 %. Это значит, тарифы наверняка будут откорректированы в сторону увеличения.
В транспортной стратегии Петербурга необходимость создания платной парковочной зоны заявлялась как способ снизить трафик личных авто, устранить заторы на дорогах и увеличить пропускную способность улиц. Среди задач было ускорение оборачиваемости парковочных мест, создание предпочтительных условий для совершения поездок на общественном транспорте. Среди ожиданий — снижение количества нарушений ПДД и даже социального напряжения в обществе.
Периодически комтранс выпускал пресс-релизы с информацией, как ЗПП действительно улучшила дорожную ситуацию в центральных районах. Сообщалось, что трафик в зоне снизился на 15 %, перегруженность дорог — на 35,5, заторы на магистралях — на 10,3, а на дорогах — почти на 6, средняя скорость движения транспорта увеличилась на 1,8 – 3,5 %… Сообщали об уменьшении количества ДТП и даже об ускорении прибытия экстренных служб…
Оппоненты, однако, проанализировав выложенные цифры и сравнив их с некоторыми показателями из открытых источников, пришли к другому выводу: по их мнению, в 2024 году средняя скорость в зоне выросла меньше, чем в среднем по Петербургу, а число аварий в ней снизилось меньше, чем в целом по городу.
Кстати, о деньгах. По итогам минувшего года город собрал с автовладельцев за парковку в платной зоне 4,9 млрд рублей (в бюджете на 2025-й запланированы поступления на уровне 5,1 млрд). Только администрирование штрафов за несоблюдение правил парковки в зоне действия запрещающих дорожных знаков 3.27 – 3.30 («Остановка/стоянка запрещена») и неоплату стоянки в зоне платной парковки в прошлом году принесли в бюджет более 3,9 млрд рублей — почти на 37 % больше, чем годом ранее (сравним: общая сумма средств, собранных с пассажиров за проезд и провоз багажа в минувшем году, — около 10,9 млрд рублей).
В 2023 году на платной парковке бюджет заработал около 3,5 млрд рублей. При этом примерно такие же деньги были израсходованы на ее функционирование — это можно понять, ознакомившись с расходной частью бюджета на 2023‑й: почти миллиард — на реализацию проекта «Единое городское парковочное пространство в Санкт-Петербурге» (так стали называть ЗПП в последнее время), чуть больше 1 млрд — на содержание Городского центра управления парковками, сотня миллионов — на информационную систему ЕГПП, 257 млн — на фиксацию административных правонарушений в зоне. Плюс иные расходы, частично связанные с функционированием ЗПП. Ну и плата за парковку государственных и бюджетных организаций. Общая сумма неизвестна, но только СПб ГБАУ «Смольнинское» (гараж Смольного, в котором 815 машин) перечислило нынче комитету по транспорту 103,4 млн рублей за годовое разрешение на парковку в платной парковочной зоне автомобилям чиновников.
…На вопрос, работает ли парковка и какую пользу она принесла городу, депутат ЗакСа Алексей Цивилев (возглавляющий постоянную комиссию по транспорту) в ходе недавней прямой линии с избирателями ответил:
— Я не вижу никакой чудодейственной разгрузки центра — ни днем, ни после 20.00. А вижу, что платная парковка вся загружена. Но, если мы ее отменим, не думаю, что это будет шаг в правильном направлении…
P. S. Как сообщили в комитете по транспорту, в 2025 году зона платной парковки в Петербурге увеличится на 29 участков. Но это, поясняют чиновники, еще не ее расширение — речь о набережных и небольших улицах в Центральном и Адмиралтейском районах города, которые по разным причинам изначально выпали из адресного перечня, когда в этих районах вводили ЗПП.
МЕЖДУ ТЕМ
Предложения о включении частей автомобильных дорог в адресный перечень платных парковок в Петербурге или исключении из него комитет по транспорту просит жителей направлять по адресу: predlozhenia_egpp@transport.gov.spb.ru.
Читайте также:
Ставки сделаны. Полис ОСАГО станет дороже для «убыточных» автомобилей
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 25 (7847) от 13.02.2025 под заголовком «Зона в динамике».
Комментарии