Зона раздора. Платная парковка в центре Петербурга жителям не нравится
Этот этап власти называют первым (видимо, исходят из того, что это первое расширение в нынешнем году). Однако кое‑какой опыт у жителей района и «посторонних» автовладельцев на сей счет уже есть: небольшая пилотная зона на 28 улицах работает с 2015 года, а в декабре 2021‑го она была расширена еще на 71 улицу. Корреспондент «СПб ведомостей» постаралась сравнить поведение и впечатления пользователей «старой» зоны и новой, заработавшей с 1 июля 2022‑го.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Опрос водителей, подъезжающих к обочине с синей полосой или отъезжающих от нее, конечно же, не назовешь профессиональным, но кое‑какие выводы он позволяет сделать. И эти выводы не всегда совпадают с тем, что нам транслируют организаторы проекта — чиновники транспортных подразделений Смольного.
Напомним, в рамках так называемого первого этапа (который, повторим, вовсе не первый) в дополнение к 8 тысячам машино-мест у обочин было организовано еще 4,5 тыс. на 56 улицах (в том числе 448 мест для инвалидов). Итого мы имеем почти 13 тысяч участков для парковки на 155 улицах Центрального района по цене 100 рублей в час за штуку для легкового автомобиля. В перечне положительных результатов проекта от комтранса — ускорение движения общественного и личного транспорта в центре (правда, не всегда ощутимое для горожан), безопасные условия для пассажиров при высадке и посадке из троллейбусов-автобусов на остановках, ускорение прибытия экстренных служб и общее уменьшение трафика на 15 %.
— Мы получаем положительные отзывы местных жителей, — заверил недавно заместитель главы комтранса Дмитрий Ваньчков. — Платное парковочное пространство — это важнейший элемент транспортной реформы. Будем зону системно развивать, открывая новые парковки на территории Петербурга.
Темпы этого развития уже обозначены: с 1 сентября платность распространится на оставшиеся 56 улиц Центрального района, с 1 ноября — на 153 улицы Адмиралтейского.
В итоге с ноября емкость платного пространства составит 28 тыс. машино-мест на 364 улицах. На очереди в 2023 году — Василеостровский и Петроградский районы…
Для кого такие планы — сугубо позитивная новость? Для тех, у кого нет личного автомобиля, а также для тех жителей центра, кто не пользуется услугами мастеров, приезжающих по вызову на машинах (стоимость парковки они теперь закладывают в свои тарифы).
Молодой человек по имени Тимур вытаскивает увесистый кофр с инструментами из багажника видавшей виды «четверки», припаркованной на Тележной улице, — ему с напарником предстоят серьезные строительные работы в одной из квартир. Спрашиваю ребят, как они будут оплачивать стоянку и знает ли об этом заказчица.
— Конечно, знает, — отвечает Тимур. — Мы сразу говорим, что не поедем по адресу, если заказчик не возьмет на себя эту плату. Сейчас поднимемся, и хозяйка сама при нас закинет 300 рублей за три часа, если не уложимся — придется продлевать. Ну или она нам даст наличкой, а мы оплатим через приложение. Мы давно работаем в этом районе, даже живем недалеко, но прописки нет, так что не считаемся местными жителями.
— А я вообще несколько дней не замечала этой платной парковки, ставила машину возле работы, как и все последние шесть лет, — говорит автоледи, не пожелавшая назвать себя, с Социалистической улицы. — Сейчас, конечно, я подала заявление на разрешение местного жителя, жду его со дня на день. Но в любом случае для меня эта платная парковка — проблема. Я ведь работаю по два дня в неделю 10‑часовыми сменами в трех парикмахерских, и одна из них в Адмиралтейском районе. Получается, мне надо будет ее бросать к концу года, ведь если вычесть из дневного заработка тысячу рублей, то и работать особого смысла не будет.
Пенсионер Петр Семенович, владелец немолодой «Киа», припаркованной на Большой Московской, на вопрос, как он оплачивает стоянку, только рукой махнул:
— Как-как — никак! Я сам живу в Приморском районе, сюда к теще неходячей и к тестю через день езжу, еду привожу, всякое другое… Пока одно сделаешь по хозяйству, пока другое, всяко выходит час-два.
Секрет «оплаты никак» открывается тут же: Петр Семенович обходит свою ласточку и снимает с заднего номера бумажную наклейку.
Заклеивание номеров — достаточно распространенное сегодня явление, особенно в новой части зоны. Пока такой фокус срабатывает, но власти обещают в скором времени это зло победить.
«Объективно говоря, автомобиль без номерных знаков подлежит и эвакуации, и штрафу — и мы к этому скоро придем, — говорит Дмитрий Ваньчков. — Планируем машины недобросовестных водителей, которые заклеивают номера, перемещать на специализированные стоянки. Ведь сокрытие номера может иметь и иное значение — важное прежде всего с точки зрения безопасности, поэтому такую машину следует переместить на удаленную от застройки площадку. Чтобы владельцу найти такой автомобиль, нужно обращаться в комитет по транспорту. Но сразу скажу: найти его будет сложно — номер‑то заклеен… Так что рекомендую горожанам ради экономии этого не делать».
Новое платное пространство в Центральном районе, появившееся с 1 июля, разделено на четыре парковочные зоны в соответствии с границами муниципальных округов: № 7801 «Смольнинское», № 7802 «Литейный округ», № 7804 «Лиговка-Ямская», № 7805 «Владимирский округ». Комитет по транспорту просит водителей быть очень внимательными, указывая зону при оплате парковочных сессий: в случае ошибки автомобилисту светит такой же штраф, как всякому не оплатившему — 3 тысячи рублей. Очевидно: раз появилось такое обращение, ошибки добросовестных плательщиков — явление нередкое (найти номер нужной зоны можно на информационных табличках, на сайте СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга»: http://gcup.spb.ru/zona-platnoj-parkovki/granicy-zony-platnoj-parkovkii/ или на карте, размещенной на сайте: http://www.parking.spb.ru/).
Порядка 220 млн рублей поступило в бюджет от платных парковок к середине июля 2022‑го.
— Два месяца назад парковались на платной стоянке — не работал ни один паркомат, — сетует петербурженка Светлана. — О том, что можно оплатить онлайн, мы даже и не знали. Когда узнали, все оплатили. В итоге вчера получили штраф.
Пушкинская улица — узенькая, уютная, зеленая — раньше была плотно заставлена машинами по обеим обочинам, теперь железные кони выстроились только с одной, напротив — запрещающие остановку знаки. На одно из мест заруливает автоледи. Вопросы о перспективах оплаты парковки она встречает со смехом:
— Я как вставала тут каждый день, так и встаю. Платить не собираюсь. Ну и что, что я живу на Васильевском, — мне уже нельзя в центре бывать?
На вопрос, что будет делать, когда к ней полетят «письма счастья», блондинка за рулем пожимает плечами:
— Да с чего они полетят? Этих машин, которые ездят и нарушителей фиксируют, на весь центр, может, десять — двадцать, а парковка уже на сотнях улиц. Вряд ли они сюда на Пушкинскую завернут…
— А вон он — «Паркон», — показываю девушке на медленно проезжающий мимо в направлении к Невскому проспекту черный автомобиль с темно-серыми косыми полосами на капоте и бортах, яркими кругами с буквой P и номером 22 на дверце.
У петербурженки улыбки как не бывало. Она раздосадованно хлопает дверцей и уезжает. Наверное, другое место искать — такое, где ее точно не «зафиксируют».
По данным на середину июля, в городе оформлено 25 тысяч парковочных разрешений — на сегодняшние 13 тысяч машино-мест. В основном это разрешения местных жителей и многодетных семей плюс 560 штук — на электромобили. Для новой зоны выдано более 1,5 тыс. разрешений. В дальнейшем улиц с платной парковкой и льготных разрешений будет существенно больше, мест, где можно поставить машину, — меньше. А значит, больше проблем и недовольства автовладельцев.
Здравую мысль высказал житель Мытнинской улицы Кирилл, которому частенько приходится ставить машину на улице. У него нет льготного разрешения стоять на Мытнинской, потому что прописан он на Петроградской стороне.
— Мне не жалко будет денег, — говорит он, — если они пойдут на улучшение инфраструктуры. То есть на реальное создание парковочных мест: строительство недорогих вертикальных стоянок для армии офисных работников в центре, организацию перехватывающих — у всех станций метро… Вот тогда это будет решение проблемы, а не поборы.
Справедливости ради отметим: создание двух перехватывающих парковок — в Шушарах и в Рыбацком — предусмотрено. Всего же сейчас действуют 20 «перехватов» примерно на 2 тысячи парковочных мест. При этом шесть автостоянок (одна перехватывающая и 5 городских) с 1 августа прекратят свою работу: на проспекте Маршала Жукова, Толмачевской ул., Витебском пр., в Шушарах, на пр. Народного Ополчения и на Синопской набережной. В платную зону, заметим, входит лишь Синопская набережная.
— А я перед 1 июля вообще ничего не слышал про расширение зоны платной парковки, — заявил спортивного вида моложавый гражданин, назвавший себя «просто пенсионером», с которым мы побеседовали на улице Марата. — Знаки увидел — удивился, но почему‑то всерьез не принял. Штрафы пришли пачкой, сразу три за разные дни… Хоть и оплатил сразу — по 50 %, но все равно неприятно, сами понимаете. Теперь получил «разрешение резидента» — живу недалеко. Хорошо еще, что местным разрешили бесплатно парковаться во всем Центральном районе, а не только в своем муниципальном образовании. Но вот когда введут плату в Адмиралтейском районе, огорчусь — я туда часто езжу по делам, в район верфей. Еще хуже станет, когда к этому же делу подключат Василеостровский и Петроградский районы — у меня там много родных и друзей живут. Выходит, ездить к ним на машине будет сплошным разорением.
КСТАТИ
Парковку нужно оплатить в течение 15 минут после размещения автомобиля на парковочном месте. Сделать это без комиссии можно через мобильное приложение «Парковки Санкт-Петербурга», паркомат, SMS на номер 5303 (оплата доступна для абонентов МТС, «Мегафон» и «Билайн»), сайт парковочного пространства www.parking.spb.ru, с помощью Telegram-бота @MyParking_bot или банкоматов и личного кабинета банка ВТБ. Также оплатить парковку можно через сервисы Сбербанка, банка ПСКБ и через приложение «Парковки России». При оплате данными способами взимается комиссия по тарифу банка.
С подробной информацией о порядке и правилах пользования платной парковкой можно ознакомиться на официальных сайтах комитета по транспорту и СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Петербурга», а также на сайте парковочного пространства www.parking.spb.ru или в тематическом чат-боте в мессенджере Telegram @SPBParkingBot.
Информацию также можно получить в круглосуточном контактном центре по телефону 417‑50‑00.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (7216) от 22.07.2022 под заголовком «Судьба резидента».
Комментарии