Зодчий творил водой и камнем

Важным событием для архитектурного сообщества Петербурга стал недавний приезд относительно молодого, но уже известного американского архитектора Майкла Арада. В его портфолио – национальный мемориал жертвам трагедии 11 сентября 2001 г. Право воплотить этот замысел он получил, победив в представительном конкурсе. Из 5201 эскиза, представленного анонимно, комиссия отобрала 8, а потом остался один.

Зодчий творил водой и камнем | Фото algemeiner.com

Фото algemeiner.com

Мемориал был официально открыт в десятилетнюю годовщину террористической атаки, с мая прошлого года в составе комплекса работает Музей памяти жертв. С его вводом замысел считается полностью воплощенным. Основная часть музея находится на глубине 20 метров. В экспозиции представлены фрагменты зданий, пожарная машина, личные вещи погибших. Только за три первых месяца существования музея его посетили более 1 миллиона человек.

Майкл Арад говорит, что с крыши своего дома видел, как второй самолет врезался в башню Всемирного торгового центра (ВТЦ). Его супруга работает в двух шагах от места трагедии. И вот от гигантского делового центра остались лишь обломки высотой с шестиэтажный дом.

«У меня тогда было свободное время – сидел без работы, – сказал зодчий. – Я размышлял, в голове родился образ: зеркало воды и два черных квадрата бассейнов (форма напоминает о взорванных зданиях и их колоннах – элементах, что сохранились под землей), как две квадратные пропасти. Получилась зримая пустота, невосполнимая потеря, символ разрыва. Сколько бы воды ни вливалось в пропасть – ее никогда не заполнить. Поток циркулирует в контуре, падает и вновь поднимается».

Он создал модель еще за год до того, как был объявлен конкурс на генплан застройки территории, где стоял ВТЦ. Архитектор сумел объяснить, что надо не отрезать мемориал от мегаполиса, а сделать его частью городского пространства. Это в том числе воспоминание о силе единства горожан, которые сплотились в том сентябре. Средства для выражения чувств скромны (например, нет скульптур или религиозных символов). Струящаяся вода. Парапет. Имена жертв. Деревья. Сам автор считает, что его проект «не похож» ни на один конкурсный вариант или существующий мемориал.

Пришлось продумывать технические элементы. Места сбора туристических групп, туалеты, технология водозабора. В канадском Торонто была выстроена модель водотоков. В лаборатории задали идеальные профили струй. Решили сделать так, чтобы течение не замерзало даже в самые суровые холода (в этом случае камень подогревают).

Очень долго шла дискуссия, как представить имена погибших: по алфавиту (а если муж и жена имели разные фамилии?), по профессиональной принадлежности (отдельно ли указывать пожарных-спасателей от гражданских жертв), по месту смерти... Расположение имен вообще не архитектурный вопрос, но им занимались два года. Даже шрифт имеет значение.

«Очень сложно было сделать парапет удобным для инвалидов. Первоначально на стыке граней бассейна был прямой угол, его решили срезать, чтобы можно было подъехать ближе на кресле-каталке. Потом парапет пришлось еще и наклонить, так как не все люди могут сидеть вертикально. Но в итоге получилось только лучше. Каждый шаг по преодолению трудностей и технических требований продвигал наш проект», – вспомнил Майкл Арад.

Сегодня бассейны стоят в зеленой зоне. Так было задумано изначально. Но даже выбор породы деревьев был непрост. В конце концов остановились на болотном дубе (североамериканский вид, родственен нашему, но с большими глубоко вырезанными листьями, прекрасно выдерживает атмосферу городов).

Первоначально смета была полмиллиарда долларов, потом предполагали, что она возрастет в два раза. В итоге музей и мемориал обошлись в 700 миллионов долларов.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (5382) от 22.01.2015.


Комментарии